Лысенковщина как предтеча современной борьбе с расизмом

Современные борцы с расизмом могут гордиться одним из своих предшественников, борцом с генетикой Трофимом Лысенко.

Лысенковщина как предтеча современной борьбе с расизмом Генетика, Антирасизм, История, Биология, Длиннопост

- В основе его новой «теории» лежали положения о детерминации организма не столько наследственностью (роль хромосом игнорировалась), сколько воздействием внешней среды и питанием (принцип: «организм требует условий»). (Современные борцы с расизмом: "все люди одинаковые, равные, а все различия только из-за среды жизни, воспитания!")


- критиковал классическую генетику, называя ее «буржуазной лженаукой» и «фашистской наукой». (Современные борцы с расизмом: "неравенство людей, рас, различия в биологических задатках - это "расизм", "лженаучная теория расового неравенства")


- «Нас призывают здесь дискуссировать. Мы не будем дискуссировать с морганистами, мы будем продолжать их разоблачать как представителей вредного и идеологически чуждого, привнесённого к нам из чуждого зарубежа, лженаучного по своей сущности направления.»

(Современные борцы с расизмом: "мы не будем дискуссировать с расистами, "расовыми лжеучеными прошлого", а будем разоблачать их как представителей фашизма).


Запрет генетики в СССР


В 1928 году никому неизвестный агроном Трофим Денисович Лысенко заявил об открытии новой сельскохозяйственной технологии — яровизации (использовании предварительного охлаждения семян злаковых культур перед посевом весной). В действительности яровизация была известна по крайней мере с 1854 года и активно изучалась в течение 25 лет, предшествовавших этому «открытию». Но несмотря на это началась газетная кампания которая представляла Лысенко как гения из простого крестьянского народа который совершил «революционное» открытие. Известность Лысенко росла и вскоре его стали замечать видные деятели Советского Союза.

Лысенковщина как предтеча современной борьбе с расизмом Генетика, Антирасизм, История, Биология, Длиннопост
15 января 1929 года Лысенко выступил на «Всесоюзном съезде по генетике, селекции, семеноводству и племенному животноводству», проходившему в Ленинграде, где предложил свой способ весеннего посева озимых растений. В итоге работы Лысенко были поддержаны в «Наркомате земледелия СССР», они также нашли признание у профессоров В. В. Таланова, Н. А. Максимова и В. Е. Писарева. Позже Лысенко выступил уже в Коллегии Наркомата земледелия, где его идеи были высоко оценены в результате чего яровизация была официально одобрена. Вскоре он получил поддержку от самого Сталина, что открыло ему доступ на высокие должности и более широкие возможности. В 1936 году Лысенко написал несколько статей («Множьте ряды мичуринцев» и «О внутрисортовом скрещивании растений самоопылителей»), в которых критиковал классическую генетику, называя ее «буржуазной лженаукой» и подверг критике ее последователей. Также он предложил программу перестройки «буржуазной генетической теории» в соответствии с его собственным видением принципов Дарвина, Тимирязева и Мичурина. В основе его новой «теории» лежали положения о детерминации организма не столько наследственностью (роль хромосом игнорировалась), сколько воздействием внешней среды и питанием (принцип: «организм требует условий»). На основе этой теории Лысенко вывел новое направление в биологии, названное им «Мичуринская агробиология», которое в наши дни признано лженаучным и которое не имело к самому Мичурину практически никакого отношения. В 1938 году Лысенко стал президентом ВАСХНИЛ вместо Н. И. Вавилова, после чего классическую генетику стали официально называть «фашистской наукой». Началось преследование ученых-генетиков, начали происходить аресты и казни. Николай Вавилов был арестован по подозрению в антисоветской деятельности, приговорён к смертной казни, которая была заменена на 15 лет концлагерей и умер в заключении в 1943 году, многие другие учёные также подвергались репрессиям, например С. С. Четвериков подвергся аресту и был сослан на 5 лет в Свердловск с последующим запрещением поселяться в Москве, Ленинграде и нескольких других центральных городах, В. П. Эфроимсон был дважды осуждён на длительные сроки и отбывал наказание в тюрьмах и концлагерях, некоторые учёные были расстреляны (например известные генетики С. Г. Левит и И. И. Агол). Многие учёные под страхом преследования отказывались от своих научных воззрений и признавали догмы Мичуринской агробиологии. При этом действовали доносы. Человека, на которого донесли о том, что он является приверженцем «буржуазной лженауки», ждал арест. Сам же Лысенко со сторонниками именовали себя последователями «истинной генетики», однако под этим термином понимали исключительно свои «мичуринские догмы», классическую же генетику они именовали «вейсманизм-морганизм». В 1948 году на заседании ВАСХНИЛ противостояние между «вейсманистами-морганистами» и «мичуринцами» достигло своего апогея. Во время выступления Исаак Презент, один из самых ярых последователей Лысенко, произнес:


«Нас призывают здесь дискуссировать. Мы не будем дискуссировать с морганистами, мы будем продолжать их разоблачать как представителей вредного и идеологически чуждого, привнесённого к нам из чуждого зарубежа, лженаучного по своей сущности направления.»

Лысенковщина как предтеча современной борьбе с расизмом Генетика, Антирасизм, История, Биология, Длиннопост

Также «мичуринцы» поддерживались Сталиным, поэтому на заседании классическая генетика окончательно была признана лженаукой, все генетические исследования в СССР были вскоре прекращены. Более 100 генетиков были уволены, многие исключены из партии, а заведующий лабораторией Института физиологии растений АН СССР Д. А. Сабинин вскоре покончил с собой.


После смерти Сталина пришедший к власти Хрущев также высоко оценил Лысенко из-за его харизмы «человека из народа». Однако несмотря на все еще официальную поддержку, было разрешено высказывать взгляды, отличные от взглядов Лысенко. После отстранения Хрущева от власти Лысенко был смещен со всех своих постов, а запрет на генетику был снят окончательно. Лысенко однако продолжал оставаться ярым противником генетики до самой своей смерти в 1976 году.

Лысенковщина как предтеча современной борьбе с расизмом Генетика, Антирасизм, История, Биология, Длиннопост