Лавочкин Ла-9: на пути к совершенству

Хоть Ла-7 и был замечательной машиной, это не мешало постоянно ее улучшать. Все новинки авиационной промышленности в случае положительных эффектов применялись на Ла-7.

Одной из таких новинок был двигатель АШ-83. По сравнению с мотором на Ла-7 - АШ-82ФН - мощность его была немного больше (на 50 л. с.). Но АШ-83 имел боевой режим, обладал высотными характеристиками, поэтому сулил серьезное улучшение летных качеств.

Лавочкин без раздумий поставил АШ-83 на Ла-7 и в августе 1944 года истребитель развил скорость больше 700 км/ч.

Перспективный мотор установили на новый истребитель "120". Внешне от Ла-7 он почти не отличался. Но под обшивкой было все больше и больше металлических деталей. С таким "каркасом" самолет весил на 150 кг меньше. 

Лавочкин Ла-9: на пути к совершенству Самолет, История, Длиннопост

"Самолет 120"

Вместо двух лонжеронов в крыле "самолета 120" был только один. В итоге удельный вес крыла снизился до 22 кг/м2. Облегчили и шасси - на 22 кг.

Существенное изменение претерпело и хвостовое оперение

Две синхронные пушки ШВАК заменили на четыре синхронных НС-23. Секундный залп возрос в полтора раза - нельзя было сказать, что самолету не хватало вооружения. Более того - для истребителя оно было выдающимся. 

Но, пожалуй, самое главное отличие "120" от Ла-7 - новое крыло с ламинарным профилем.

Оно позволило увеличить скорость самолета на 20 км/ч.

Казалось бы, что "самолет 120" получит более приятное на слух обозначение и пойдет в серию. Тем более, что в июле 1945 года он развил скорость 735 км/ч. Но без "сюрприза" не обошлось - АШ-83 был сырым, за время испытаний сменили пять таких моторов. Поэтому работы над "120" быстро свернули, построив только два экземпляра. Хотя начиналось все довольно хорошо. 

Прямым развитием "120" стал "126". Вместо АШ-83 на него поставили проверенный временем АШ-82ФН. Крыло также состояло из ламинарного профиля. В штопор самолет входил плавно и при грамотных действиях легко выходил из него.

Облетав самолет в апреле 1946 года летчики-испытатели А. В. Давыдов, И. Е. Федоров и 

А. А. Попов не выявили особых преимуществ машины по сравнению с Ла-7. Не касалось это вооружения - все три испытателя в один голос одобрили четыре 23-мм пушки НС-23С. Действительно, секундный залп с новым вооружением возрос до 6 кг. Это вдвое больше, чем у трех 20-мм Б-20. Конструктор авиационного вооружения А. А. Рихтер постарался на славу - синхронизировать с винтом пушку такого большого калибра - задача для настоящего знатока своего дела.

Лавочкин Ла-9: на пути к совершенству Самолет, История, Длиннопост

Размещение НС-23 на истребителе

Нельзя не отметить и летчика-испытателя К. Н. Новикова. Во время полета из-за поломки синхронного механизма были прострелены лопасти винта, но пилот сумел посадить поврежденную машину. 

"126", как и "120" остался лишь опытной машиной. Но пользу все равно принес немалую - на нем испытали новое вооружение и хвостовое оперение.

Следующим стал цельнометаллический "самолет 130". Исключение составляла только перкалевая обшивка рулей и элеронов. Внешне самолет походил на "126" и также проектировался под АШ-83. Но из-за прекращения производства этого двигателя на самолет поставили АШ-82ФН. 

Первый экземпляр "130" собрали на заводе №21 в январе 1946 года. В следующем году машину перевезли на завод №301 в Химки. Любопытно, что здесь в 1940 началась история всех Лавочкиных. В Химках построили прототип ЛаГГ-3 - И-301.

Лавочкин Ла-9: на пути к совершенству Самолет, История, Длиннопост

"Самолет 130"

После заводских испытаний самолет 9 июня 1946 года предъявили на государственные в НИИ ВВС. Ведущими по машине были инженер-летчик В. И. Алексеенко и летчик-испытатель А. Г. Кубышкин. 

Лавочкин Ла-9: на пути к совершенству Самолет, История, Длиннопост

Прототип Ла-9 - "самолет 130" - на государственных испытаниях

Сразу же выявились недостатки машины - плохая управляемость и устойчивость, ненадежное вооружение. 

Через месяц машину вернули в ОКБ-301. Испытания продолжились спустя 17 дней и завершились с положительным результатом в октябре.

НИИ ВВС тоже принимали участие в доработке машины, исправив ситуацию с управляемостью. В стенах института также улучшили штопорные качества самолета. Было улучшено охлаждение двигателя, температура головок цилиндров стала нормальной.

В испытаниях нового истребителя принимали участие А. Г. Прошаков, В. И. Хомяков, А. Г. Терентьев, Трофимов, А. П. Супрун, Герои Советского Союза И. В. Тимофеенко, В. Г. Масич, а также А. Г. Кочетков, Ю. А. Антипов, Л. М. Кувшинов и Г. А. Седов, позже получившие звание Героя Советского Союза - целый коллектив. 

Пилоты отметили хорошее оборудование кабины, спартанский набор приборов остался в прошлом. Понравилась летчикам и кабина. "Обзор вперед и в стороны хороший," - говорилось в итоговом отчете по Государственным испытаниям.

Лавочкин Ла-9: на пути к совершенству Самолет, История, Длиннопост

Новый самолет - новое оборудование

От Ла-7 на "Самолете 130" мало что осталось. Прежде всего, новый истребитель был цельнометаллическим, в крыле был только один лонжерон. Температурный режим кабины улучшился благодаря герметизации кабины и силовой установки. 

Как было сказано выше, вооружение самолета - четыре синхронные 23-мм пушки НС-23С. Управление огнем - пневмоэлектрическое, стрельбу можно было вести либо двумя верхними или нижними пушками, либо залпом всех сразу.

Прицел - лицензионная копия английского Mk. II. Как было сказано в моих первых постах, он ставился на Спитфайры и был гироскопическим. Оснастили самолет и фотопулеметом.

Лавочкин Ла-9: на пути к совершенству Самолет, История, Длиннопост

Фотопулемет ПАУ-1

Вскоре истребитель получил официальное обозначение Ла-9. 

Лавочкин Ла-9: на пути к совершенству Самолет, История, Длиннопост

Ла-9 серийный

В феврале 1947 года первые 30 машин с двигателями 6-й серии отправили на войсковые испытания в 176-й ГвИАП (командир - подполковник К. К. Котельников). Воздушные "бои", проведенные с реактивными истребителями МиГ-9, завершились в декабре 1947 года и показали, что на горизонталях Ла-9 заходили в хвост «мигам» на втором-третьем вираже, но реактивные истребители, имея большую скорость, быстро уходили от них.

Лавочкин Ла-9: на пути к совершенству Самолет, История, Длиннопост

МиГ-9 - первый серийный реактивный истребитель

В сентябре 1947 года в НИИ ВВС на Ла-9 испытали реверсивный винт ВИШ-107-РЭ. Но до серии это новшество так и не дошло.

Переход частей на эти машины проходил вплоть до середины 1951 года. Одним из последних в мае 1951 года освоил новую машину 401-й ИАП 297-й ИАД.

В марте 1951 года на Ла-9 смонтировали светотехническое оборудование для ночных полетов, заменили масляные баки. К тому времени в ВВС находилось 640, а в истребительной авиации ПВО — 245 Ла-9.

Продолжение следует...