Кому? Об измерениях ТВ аудитории и немного о Медиапланировании
В прошлом посте обещал подготовить информацию о том, как в РФ осуществляются измерения аудитории на ТВ и дабы не прослыть лжецом, а так же сохранить лояльность подписчика, вот #длиннопост на эту тему.
Вряд ли это будет интересно многим, а кто в теме, тот и так все знает) Но вечером есть время, почему бы и нет)
А работаю я в сфере рекламы. (Привет коллегам/конкурентам!) Чтобы разобраться, что как и почему, а главное, зачем, немного прелюдии.
Рынок рекламы имеет свою структуру и специфику, о которой я писать не буду, но грубо и условно в нем можно выделить следующих основных игроков:
•Рекламодатели - все, кто дают рекламу (КЭП) на ТВ, в интернет, на асфальте или на листовках у метро...
Кто покупает
• Селлеры (Sales House) - продавцы инвентаря (эксклюзивные представители ТВ каналов, отвечающие за продажу рекламы (почти аналогично в интернете); операторы наружной рекламы, кому принадлежат щиты; издательства и т.д)
У кого покупают
• Рекламные агентства - компании, которые осуществляют клиентский сервис в своей зоне ответственности за комиссию (это может быть узкая специфика, например только ведение соц сетей (SMM) или другие интернет активности (условно, Digital) (впрочем в интернете тоже куча своих селлеров), это могут быть баинговые агентства, которые занимаются закупкой инвентаря по уже сформированным МП в крупных объемах (через тендер), это могут быть креативные агентства, которые генерят идеи и снимают ролики, а могут быть агентства полного цикла, которые для своего клиента делают все вышеуказанное и даже больше и выступают его эксклюзивным (или полу эксклюзивным) представителем на рекламном рынке.
Скидочная политика так же очень специфична, но в общем, т.к. основные клиенты селлеров - рекламные агентства, они имеют агентскую скидку, которой делятся с клиентом или не делятся (тут все зависит от порядочности и жадности). За счет этого и существуют. Более того, размещение напрямую, как правило, выходит дороже (Это одна из причин к вопросу а зачем нужны агентства, если можно напрямую покупать?)
Уровень РА и задачи также очень разные. В первую очередь уровень зависит от биллинга. Есть исключительно российские агентства, а есть сетевые (всемирные) холдинги.
Вот рейтинг за 2016 год
http://www.sostav.ru/ratings/mediarating2016#rating-agencies
• Измерители - компании, которые занимаются измерениями (опять КЭП) аудитории в Интернете, на ТВ. Так же есть измерители продаж.
• ФАС и Федеральный закон о Рекламе - регуляторы событий на рынке.
Рассмотрим на примере российского РА полного цикла и крупного регионального производителя, например, семок. Поставлена задача обеспечить за год прирост знания бренда на 20% по сравнению с прошлым годом и рост продаж на 10% (И при ограниченном бюджете, но с возможностью его увеличения). Еще производитель хочет расширить дистрибуцию, изменить дизайн пачки и доллар за 30р. Рекламное Агентство в диалоге с клиентом может помочь решить одну из составляющих маркетинговой стратегии (4P , 7P и т.д.) price, place, product, promotion, people, process, physical evidenc. Выделено жирным, какую.
Для этого нужно разработать концепцию, стратегию. Она будет состоять из креативной и медийной стратегий. И они должны не только дружить друг с другом, но и быть единым целым. К сожалению, в последние году, это все более редкое явление. Поэтому хорошего креатива так не хватает..
Планирование медийной рекламной кампании (РК) с учетом выбора медиа или сплита из нескольких медиа (ТВ, Интернет, пресса и т.д.) на определенный период (один или несколько флайтов) и с целью достижения определенных показателей KPI так и называют - медиапланирвоание. Если проще - это составление медиа плана (МП)
Подход к медиапланирвоанию может быть разным, но по сути, это инженерная конструкция, математический расчет. Планирование может быть от задач или от бюджета (но в реальности бюджет в 90% случаев ясен сразу). Конечно, на все воля клиента (например, хочу на Первый канал), но если задача стоит в росте знания и продаж именно в цифровом значении, тут нужно открывать эксель и сидеть считать. Все зависит от задач. И от опыта конечно. И от всех составляющих модели nP. Можно спланировать кампанию на коленках и получить такой же результат, как и при глубоком аналитическом подходе (например, эконометрическая модель). Совсем другое дело, если идет борьба на высоко конкурентном рынке за доли процента аудитории (например, Кола и Пепси). Там стратегии уже иные.
"Гарантию продаж может дать только страховой полис" (с), но прогноз сделать реально. В своих моделях я иногда использовал "метод Ферми", который условно можно назвать методом эстимаций (мыслить порядками, прикидывать). Но чтобы получить воронку продаж все равно нужны данные, от которых нужно отталкиваться. Неплохую, имеющую право на жизнь модель, коллеги описали вот тут:
http://www.sostav.ru/publication/kak-otsledit-effekmvnost-vi...
Модели могут быть проще или сложнее, но все они все равно - эстиматические (оценочные). И самое важно, для каждого клиента - индивидуальные.
Аналогично с уровнем знания.
Энрико Ферми (1901-1954) и его метод для быстрой оценки чего угодно
http://www.elitarium.ru/metod-fermi-ocenka-izmerenie-neopred...
И если данные о продажах можно получить из Nielsen (для FMCG) или DMS (для фармы), при условии подписки, конечно (или от клиента), то эфемерные данные о показателях знания и лояльности можно взять из TNS, который ныне называется Mediascope (MS) (Политические дела, ограничивающие долю иностранным компаниям на уровне 20%. Суть одна
http://www.sostav.ru/publication/tns-russia-pereimenuetsya-v... )
Итак мы начинаем планировать РК.
Нам нужно знать ответы на первичные вопросы: где, когда, как, сколько, кому...
В диалоге с РД агентство получает часть ответов (пожеланий) на них. Но чтобы картина была полной, нужны авторитетные экспертные данные. И их мы берем из данных MS и M'Index (Существует множество специфического софта). Конечно, верить на 100% им нельзя, все равно - все условно, и даже более того, есть мнения о том, что все это полная ерунда. Но на сегодняшний день это, пожалуй, единственный источник информации в широком срезе по всем категориям. И так или иначе, его данные используют почти все РД и агентства.
Подписка на данные измерителей есть у селлеров, крупных агентств и даже у некоторых рекламодателей. Их применение, конечно же, в маркетинге. А со стороны агентства, как правило, при медиапланировании. Например, можно подготовить полный детальный обзор конкурентов. Ведь важнейшая функция измерителей - мониторинг эфира в "рейтинговых городах". Возможно выгрузить все затраты РД как по брендам, так и по категории (При чем в разрезе по медиа, по годам (сколько тратили денег на ТВ, сколько на Наружку..) Можно выгрузить затраты по месяцам, затраты по каналам, количество выходов, и тд. Мы можем выгрузить хронометраж роликов с их кратким описанием, выгрузить сетку роликов в эфире, например, 13.05.2015 на Первом канале вплоть до секунды в конкретном рекламном блоке в городе, например, Нижний Новгород. Иными словами, все, что нужно)) Конечно бюджеты указаны прайсовые. Также есть еще ряд особенностей. Но сейчас это опустим.
Лучше вернемся к рейтинговым городам. Они так называются, потому что в них на каналах продается не время (минуты), а рейтинг (аудитория). На сегодняшний день их 29. Возможно, однажды будут все, где население выше 100 тысяч человек. Рейтинг по простому - отношение тех кто увидел рекламу к тем, кто мог увидеть. Еще более по простому - количество контактов с целевой аудиторией (ЦА - группа людей, на которую направлена реклама). Существует так же понятие базовой аудитории (БА) группа людей, на которую ориентирован канал – определяется телеканалом.
"Рейтинговое размещение – позволяет понять сколько людей будет охвачено рекламой.
Рейтинг (TVR) - основополагающая медийная характеристика. Это часть аудитории увидевших от тех, кто имел возможность ее увидеть (определение можно применить к любому событию, но мы предполагаем просмотр рекламного ролика)
Минутное размещение – продажа «закрытой коробки», которая не позволяет понять, сколько людей увидит тот или иной рекламный выход"
Рейтинговая система измерения пришла в РФ с запада.
До начала 1990-х гг. система отечественного телевидения не предполагала борьбы между каналами за зрителя, а потому и не было необходимости в точных социологических исследованиях аудитории. Но процесс коммерциализации телевидения внес свои коррективы. Каналы, представляя зрителям очередной телевизионный продукт, вполне осознанно становятся участниками своеобразного турнира, в котором наградой для победителя становятся несколько процентов доли аудитории, отвоеванных у конкурента. Показателем симпатий телезрителей являются данные исследовательских компаний.
В России не было отечественных компаний, специализирующихся на исследовании телевизионного рынка, поэтому первыми исследователями, как и полагается, стали иностранцы. В 1992 г. компания Gallup Poll (UK) при поддержке компаний BBDO и Zenith Media начала раскручивать в России проект Russian Media Monitor. Примечательно, что первым клиентом среди российских компаний стала Всероссийская государственная телерадиокомпания (ВГТРК), но основными потребителями данных были все же такие крупные западные рекламные агентства, как BBDO, Ogilvy & Mather, DMB&B и другие. Позже при непосредственном участии представителей Gallup Poll (UK) в России была создана независимая исследовательская компания Russian Research Ltd. В течение нескольких лет данные Russian Research были своего рода «валютой» расчета на отечественном рекламном рынке. Но в конце 1998 г. компания прекратила свое существование, не выдержав конкуренции со стороны российской Gallup Media, владельцем которой является финская Suomen Gallup
С самого начала 1990-х гг. амбициозные отечественные социологи отнюдь не собирались отдавать иностранцам весьма прибыльный бизнес. Почти одновременно на рынке телевизионных измерений появились отечественные игроки - V-Ratio, «ВЦИОМ/Медиамар», НИСПИ, «Комкон-2», фонд «Общественное мнение». По сути же появление отечественных исследовательских компаний привело к затяжной борьбе за российский рынок телеизмерений. Компании не только конкурировали между собой, но и стремились выбить почву из-под ног иностранцев.
Наиболее заметным событием в плане конкурентной борьбы стало появление на рынке медиаизмерений компании «Комкон-2», которая впервые предложила рынку данные ежедневного телефонного опроса москвичей. Но более существенным был ход «Комкона» по запуску в 1995 г. общероссийской телевизионной «панели» (система организации сбора информации, основанная на долговременном участии респондентов в опросе; также «панелью» называют людей, участвующих в опросах).
Это была прямая и явная угроза интересам Russian Research, которая к тому времени уже имела общероссийскую «панель» с объемом выборки 1000 семей, тогда как объем выборки «Комкона» составил 1600 семей. Около трех лет рынок телевизионных измерений был для этих компаний полем конкурентной борьбы. Одни рекламодатели размещали рекламу по данным Russian Research, другие - по данным «Комкона». И хотя, по мнению некоторых экспертов, данные «панели» «Комкона» были более корректны, средств для развития отечественного проекта не хватало. Только себестоимость комконовской «панели» составляла порядка $720 000 в год. Содержать же две национальные «панели» отечественный телерекламный рынок не мог. Заигравшись в конкуренцию, компании буквально «прохлопали» этот бизнес. С 1998 г. компания Gallup Media впервые предложила электронное измерение телеаудитории. Проект компании получил поддержку со стороны потребителей услуг, и данные Gallup Media стали «валютой» расчета на отечественном рекламном рынке.
И сегодня в России используются электронные измерения для оценки аудитории телеканалов.
Пиплметры устанавливают на все работающие в домохозяйстве телевизоры (Они сейчас стали беспроводными). Прибор фиксирует информацию о просмотренных телепередачах конкретным человеком в семье, времени, в течение которого осуществлялся просмотр. Подключается прибор к любому типу телевизоров, включая, LCD-панели. К прибору выдается пульт. У каждого члена семьи на нем есть своя кнопка. И всякий раз, когда человек входит в комнату с работающим телевизором, он должен зарегистрироваться, а когда выходит из комнаты – тоже нажать на кнопку. Важно не то, что телевизор работал на таком-то канале, а то, что конкретный человек – Иванов Иван Иванович стольких-то лет – вчера смотрел определенную передачу. Если есть совместное смотрение, то зарегистрироваться должны несколько человек. После этого со всех телевизоров информация снимается в автоматическом режиме. Устройства стоят в 5000 домохозяйств в России (это 12 тысяч человек). К концу 2017 года пиплметры будут в 6 тысячах домохозяйств. И сейчас это одна из крупнейших панелей в Европе. А когда их количество дойдет домохозяйств до 6 тысяч, это будет третья панель в мире – после США и Китая. В Питере, например, сегодня 330 домохозяйств, это порядка 700 человек. За этот год их количество вырастет до 400. Выборка людей осуществляется следующим образом. Ежегодно проводится большое установочное исследование. Звонят людям, спрашивают, сколько у них телевизоров, как часто они их смотрят. На основании установочного исследования определяются контрольные параметры – например, возраст, наличие Интернета, пожилых членов семьи и детей. По итогам опроса формируется панель. Она отражает структуру населения России в целом и отдельно крупных городов.
Как происходят измерения? "Простой пример. Имеется яблоня с яблоками. Наша задача убедиться, что яблоки созрели и стали сладкими. Для этого надо сорвать несколько яблок (это будет наша выборка) и попробовать их. Если все сорванные яблоки сладкие, то с большой вероятностью (которую можно, кстати, рассчитать) все яблоки на яблоне уже созрели. Генеральная совокупность нашего исследования в данном случае – все яблоки на яблоне."
Исследование спроектировано таким образом, что данные о том, как смотрят ТВ 12 тысяч россиян, статистически верно отражают картину просмотра ТВ во всей стране.
С помощью специального алгоритма формируется панельная выборка – группа участников исследования, благодаря которым происходит сбор информации. Она создается таким образом, что полностью репрезентирует население России в миниатюре. То есть соотношение женщин, мужчин и детей разных возрастов, а также людей с различным уровнем достатка, образования и другим набором необходимых параметров. Эти характеристики называются «контрольными параметрами» панели. Информация о них может быть получена из двух источников – Росстат и специальное Установочное Исследование проекта TNS.
По правилам среди представителей выборки не должно быть заинтересованных лиц, то есть работников СМИ и PR. Для того, чтобы заинтересованные лица никоим образом не могли вмешаться в подсчет рейтинга, вступить в контакт с участниками исследования, подкупить их и т.д., имена участников исследования строго засекречены.
Претендентам на участие в исследовании предлагается анкету, приблизительно такого содержания:
-Постоянная ли у вас квартира?
-Есть ли у вас дача?
-Часто ли вы уезжаете в отпуск?
-Сколько людей проживает в квартире и сколько у вас телевизоров?
-Сколько времени каждый член семьи тратит на просмотр ТВ? (от получаса и до более девяти часов)
-Какие телеканалы вы смотрите?
-Смотрите ли вы ТВ на работе, в общественных местах?
-Часто ли заходят к вам гости?
-Пол, возраст, образование, работа и занятость всех членов семьи.
-Чем интересуется каждый член семьи?
-Семейный доход.
-Ваше материальное положение. (От нехватки денег на еду до неограниченности в средствах)
В основе работы пиплметра нового поколения TV 5000 лежит система Audio Matching System (AMS). Система Audio Matching System распознает контент по аудиосигналу, сопоставляя специальные эталонные звуковые метки из базы TNS со звуковыми метками, полученными с ТВметров.
Каждую ночь информация со всех пиплметров поступает в московский офис MS Россия. Для этого компьютер автоматически связывается с каждым домохозяйством, участвующим в исследовании по телефонной или сотовой линии. На основании официальных данных Росстат о населении России и результатах Установочного Исследования проводится отбор участников проекта. На сегодняшний день в исследовании участвует около 10 тыс. человек (около 4 тыс. семей России).
Затем информация попадает в базу данных, доступную пользователям проекта. Благодаря этим данным эксперты в области исследований и телевизионного программинга получают всю необходимую информацию о просмотре телевизионного контента.
Установлен обязательный процент ротации панели в год и проводятся обязательные аудиторские проверки. Аудиторы ездят по домохозяйствам, смотрят, как все работает.
Что касается семей, то живыми деньгами их вознаграждать нельзя, потому что тогда происходит вмешательство в семейный доход. Есть каталог, из которого люди могут выбрать себе подарки: это небольшая бытовая техника, наборы инструментов, полезные и приятные в хозяйстве вещи и т.д.
Контроль респондентов регулярен. Если в квартире живет несколько человек, а регистрируется только один, то выясняется, почему так происходит. Или если прибор фиксирует, что телесмотрение в квартире есть, человек зарегистрировался, а конца просмотра нет, – тоже выясняется, почему так. Забыл или действительно 8 часов подряд смотрел телевизор. На самом деле контролируется и проверяется целый ряд параметров.
Методика мониторинга открытая. Со слов представителей компании, количество пиплметров не имеет значения. Вопрос в том, каким образом построена выборка, какой размер группы взят для анализа, какой временной интервал. Важно, чтобы выборка репрезентировала генеральную совокупность по ряду параметров. Если выборка правильно сформирована, то она отражает телесмотрение города в целом.
Не учитывается внедомашнее смотрение ТВ. Скажем, человек пришел в фитнес-клуб, бегает по дорожке, и напротив работает телевизор. Или уехал на дачу и смотрит телевизор – это тоже в данные не попадает.
Преимущество электронных измерений в том, что если провести опрос и спросить у людей, какие каналы они смотрят, то значительное влияние на ответы будет оказывать известность канала. Каналы-лидеры с высокой вероятностью будут называть чаще, чем другие, а маленький канал никто не вспомнит. Это влияет на точность исследований.
По последним данным, телевизор хотя бы раз в месяц, но смотрят 98–99 процентов россиян. В молодежных группах есть некоторое снижение. А в старших возрастных группах снижения нет. Более того, в целом даже увеличивается объем потребления телевизионного контента.
Стоит так же сказать, что в разных регионах разные факторы влияния на телесмотрение.
Поэтому при планировании региональной РК правильно делать выбор каналов с учетом особенностей регионального телесмотрения (для этого есть специальные "инструменты" и софт).
Что касается радио, то оно тоже измеряется, но по другой методике (звонки/интервью).
Ну а про Интернет можно просто сказать так: "В интернете нет анонимности" (с)
К слову, по количеству людей объем потребления Интернета сравнялся с объемом смотрения телевизора. Но по продолжительности просмотра телевизор впереди. Если телевизор сморят порядка 4,5 часов в день, то в Интернете проводят в два раза меньше времени. А главная тенденция последнего времени – очень существенно растет популярность видео в Интернете.
Как я писал выше, есть множество мнений о некорректности данных.
Несмотря на то, что участников исследования подбирают так, чтобы создать группу, наиболее точно представляющую население всей страны, способ измерения телерейтинга с помощью пиплметров считается неудачным и неточным. Дело в том, что, по статистике, участниками, согласившимися установить в своих домах пиплметры, являются бедные семьи с достатком менее десяти тысяч рублей. Из ста процентов россиян, которым было предложено участие, большая часть отказывается, аргументируя это тем, что они не приветствуют вторжения в их личную жизнь.
В итоге возникает множество проблем: на самом деле людей заставляют смотреть то, что нравится не им, а той самой выборке; телевизионщики вынуждены подстраиваться именно под участников исследования, следовательно, поддаваться критике со стороны того большинства, кто в эту выборку не входит.
Отказаться от этой системы и перейти на более точную сложно. Дело в том, что рейтинг — телевизионная валюта. От него зависит, сколько будет стоить рекламное время на телеканале во время той или иной телепередачи. Пиплметр — единственный прибор, которые дает возможность получить подтвержденные и независимые цифры о рейтинге и доле, на которые смотрят рекламодатели перед заключением договора с телеканалом.
Конфликт между «Первым каналом» и TNS (сейчас уже MS) длится уже несколько лет. Публичным он стал в 2008 году после того, как Эрнст назвал недостоверными рейтинги телесериала «Апостол», которые опубликовала компания TNS.
Работники телевидения ищут альтернативные способы получения сведений о телерейтинге, но полностью отказаться от пиплметров на российском ТВ пока не смог ни один из каналов, кроме «Первого». Генеральный директор «Первого канала» — Константин Эрнст не раз заявлял о недоверии к данным, полученным с помощью пиплметров. «Первый канал» не состоит в числе подписчиков TNS, а получает информацию из собственной Службы телевизионных измерений (СТИ). Около 80 операторов с утра до вечера звонят на случайные номера и опрашивают около 14 тысячи человек.
В одном из интервью «Комсомольской правде» Эрнст прокомментировал системы измерения телерейтинга: "Система измерения рейтингов посредством пиплметров устарела и исследует только узкий сегмент аудитории — в основном малообеспеченной, с низким уровнем образования и, как правило, преклонного возраста. Другие группы людей не хотят устанавливать у себя дома какие-то электронные ящички. И если бы даже захотели, эти данные все равно не соответствовали бы современному типу просмотра телепрограмм. Пиплметры установлены дома, а люди смотрят телевизор на работе, в гостях, в дороге и через Интернет. В настоящее время в России нет никакой системы, достоверно измеряющей телерейтинги. Как и что люди смотрят по телевизору, неизвестно ни телевизионщикам, ни рекламодателям."
По заявлению представителей «Первого», результаты их опросов и доли, вычисленные TNS, расходятся систематически. «Особенно это заметно на определенных направлениях вещания; например, на спортивных событиях, – говорит заместитель гендиректора «Первого» по стратегическому планированию Михаил Бричкалевич. – Ярким примером является Новый год, когда, по нашим исследованиям, из москвичей, находящихся дома, около 80% смотрят телевизор; по данным TNS, таких зрителей в два раза меньше – 43%, что примерно соответствует праймовому смотрению в средний выходной день (39%)».
Стоит отметить, что за усовершенствование системы выступает не только Первый канал. Программный директор НТВ Александр Нечаев в комментарии, размещенном на сайте ntv.ru, признает, что технологическое развитие телеизмерений в России значительно запаздывают по сравнению с самим телевидением.
Эксперты признают, что как бы ни были очевидны некоторые недостатки TNS, менять измерителя индустрии пока рано. Представители крупнейших каналов опираются исключительно на данные TNS, а исследования «Первого канала» считают скорее дополнительной информацией.
Однако именно на данные TNS ссылаются представители Первого канала в случае со скандальной заменой в эфире ЧМ по хоккею программой "Давай Поженимся"
На этом все)
Пост собирал из множества источников и из головы, все перечислять не буду (в том числе Пикабу)
Благодарю за прочтение. Надеюсь, было интересно или пригодиться когда-нибудь))