Найдены дубликаты

+2

Ну он просто такой "а нарисуй меня типа я храм держу"

Иллюстрация к комментарию
+1

теперь Новгород может спать спокойно, раз такой чудный опричник нарисовался

0

Нихуясе! Так этож статья!11(нет)

-2
Люди, чо больше делать нечего, как древние иконы высмеивать? Ну реально деграданты какие-то. Чувака рисуют с храмом в руках, если он храм построил, или там монастырь какой. Сам то чо-нить сделал в своей бестолковой жизни :) ?
-4

сложный какой-то "юмор". ТС, может объяснишь что смешного увидел?

раскрыть ветку 2
+3

Ну короч мужик на картинке, он как бы держит храм, ну обычный человек целый домище держит в руке, смекаешь? И он короче зол, он негодует как бы и грозится прям домом этим, хаха, храмом короче, церквушкой этой, ебнуть, если сомневаться будешь. Ну а как человек дом то целый подымет? Никак. А он поднял, во прикол.

+1
Кто то очень скучный..
Похожие посты
1091

Ответ на пост «В Новгороде нашли берестяную грамоту со шпионской перепиской» 

Это далеко не единственный пример подобных грамот.


Берестяная грамота № 590

Ответ на пост «В Новгороде нашли берестяную грамоту со шпионской перепиской» Археология, Россия, Разведка, Находка, Великий Новгород, Берестяные грамоты, История, Ответ на пост, Длиннопост
Ответ на пост «В Новгороде нашли берестяную грамоту со шпионской перепиской» Археология, Россия, Разведка, Находка, Великий Новгород, Берестяные грамоты, История, Ответ на пост, Длиннопост

Сообщение очень лаконичное: "Литва встала на Корелу", т.е. "Литва пошла войной на Корелу". Датируется последней третью XI века и, по мнению В.Л. Янина, может относиться к событиям, произошедшим во время похода князя Всеслава Брячиславича на Новгород в 1069 г. В его войске почти наверняка были данники - литовцы, а сам поход проходил вблизи земли карел.


То, что грамота сохранилась неповреждённой - очень большая удача (из более, чем тысячи найденных грамот большая часть - обрывки, и даже те, что найдены почти целиком, часто имеют повреждения, мешающие прочесть некоторые слова).


Обратите внимание, что в грамоте не указаны автор и адресат, зато слева от текста присутствует сложный знак, который, возможно, использовался в качестве секретной подписи.


Грамота № 582

Ответ на пост «В Новгороде нашли берестяную грамоту со шпионской перепиской» Археология, Россия, Разведка, Находка, Великий Новгород, Берестяные грамоты, История, Ответ на пост, Длиннопост
Ответ на пост «В Новгороде нашли берестяную грамоту со шпионской перепиской» Археология, Россия, Разведка, Находка, Великий Новгород, Берестяные грамоты, История, Ответ на пост, Длиннопост

"цето еси прислале дова целовека

те побегли а коне не ведаю гдѣ пои

мавоши а тимонѧ меретве"


Перевод: "Те два человека, что ты прислал, бежали, а коней где взяли, не знаю. А Тимоня умер".


Датируется концом 1280-х – началом 1300-х г.г. Предполагается, что это донесение из какого-то небольшого военного отряда. Грамота тоже почти целая, и снова ни отправитель, ни адресат не указаны.


Примечательно, что грамота найдена на том же самом Нутном раскопе, что и первая. Может, там местная Лубянка стояла? :)


Грамота № 636

Ответ на пост «В Новгороде нашли берестяную грамоту со шпионской перепиской» Археология, Россия, Разведка, Находка, Великий Новгород, Берестяные грамоты, История, Ответ на пост, Длиннопост
Ответ на пост «В Новгороде нашли берестяную грамоту со шпионской перепиской» Археология, Россия, Разведка, Находка, Великий Новгород, Берестяные грамоты, История, Ответ на пост, Длиннопост

"пришьль искоупникь ис полоцька а рать поведае вели

коу а водаить пошьниць во засадоу"


Перевод: "Пришел выкупленный пленник из Полоцка, сообщает, [что собралось] большое войско. Выдайте же пшеницы для гарнизона". Альтернативный перевод слова "рать" - война, т.е. это может быть сообщением о начале крупной войны.


Датируется второй половиной XIII века. Автор и адресат снова не указаны, но в том же раскопе найдена фрагмент ещё одной грамоты (№ 704), написанной тем же почерком: "От городчан к посаднику великому. Вот ясеняне бежали..." (дальше оборвано). По предположению В.Л. Янина, ясеняне - жители Ясенского погоста Шелонской пятины (на границе с Псковским княжеством), а городчане - жители Кошкина, городка на реке Узе.


Ну и последняя грамота - № 24

Ответ на пост «В Новгороде нашли берестяную грамоту со шпионской перепиской» Археология, Россия, Разведка, Находка, Великий Новгород, Берестяные грамоты, История, Ответ на пост, Длиннопост
Ответ на пост «В Новгороде нашли берестяную грамоту со шпионской перепиской» Археология, Россия, Разведка, Находка, Великий Новгород, Берестяные грамоты, История, Ответ на пост, Длиннопост

"цоловѣкомъ грамотку при

шли таино"

Перевод: "...с человеком грамотку пришли тайно".


Просто мастер конспирации, ага.


Все изображения взяты с http://gramoty.ru/birchbark/

Дополнительная информация - из сборников "Новгородские грамоты на бересте".

БМ ругался на прорисовку грамоты № 582.

Показать полностью 5
70

Чудская битва и христианизация Восточной Европы в 13-м веке

Часть 1: Общая картина

1202 год. Будущий Чингисхан громит племя татар на северо-западе современной Монголии. В Европе Папа Иннокентий III приступает к организации четвертого крестового похода. А на окраине католического мира, в Риге, недавно основанной епископом Альбертом Буксгевденом, создаётся ливонский Орден Меченосцев. Правда, у меченосцев не было монополии на христианизацию региона, поэтому им пришлось бодаться..с датчанами, которые с благословения папы вторглись в Северную Эстонию. Всё это было следствием так называемых северных крестовых походов. Еще в 1198-м году на смену мирному миссионерству в отношении балтийских, славянских и финских язычников пришла тактика "огня и меча". Кроме того, нужно было не допустить маловероятного, но неприятного перехода племен в лоно православия.

Одним из главных врагов католических воинов являлся прусский племенной союз. Он серьезно досаждал набегами польским удельным княжествам (например, Мазовии), за что и в 1217-м удостоился отдельной папской "крестоносной" буллы. Поляки вместе с прибывшими к ним братьями-католиками организовали рубежи обороны. Тем не менее, пруссы (барты, вармийцы, наттанги и др.) выждали удобный момент и в 1223-м совершили новый опустошительный набег. Для борьбы с напастью князь Конрад Мазовецкий организовал орден "ДобжинЬских братьев", в котором состояли преимущественно немцы. Однако в серьёзных боевых сражениях полегло большинство рыцарей первого состава. Реальное покорение пруссов началось лишь с 1230-х годов, когда за дело взялись тевтонцы. После первых успешных побед 1233-34 гг. они оставили за собой 2/3 «крещенных" земель (а треть получало новообразованнное епископство). К 1243-м все прусские регионы, кроме Самбии (ныне - часть Калининградской области) были покорены. Самбию окончательно поделили в 1257-м. Вновь созданные тевтонские замки закладывали фундамент будущей Пруссии.

Чудская битва и христианизация Восточной Европы в 13-м веке Крестоносцы, Прибалтика, Великий Новгород, Александр Невский, История, Сражение, Язычество, Длиннопост

Часть 2: Ситуация на Руси

Еще в 30-х годах 12 века один новгородский летописец описал текущую ситуацию словами «И раздрася вся земля Русская". Уже в 1150-х окончательно сложилась мозаика из дюжины суверенных княжеств. Это, например, Галицкое, Волынское, Черниговское, Смоленское, Переяславское, Турово-Пинское, Полоцкое, Владимирско-Суздальское, Муромское, Рязанское и др. Отдельным лакомым кусочком для потомков Рюрика был Киев: борьба за город привела к его разграблению в 1169 и 1203 гг. В 1212-м его заняла коалиция Мономаховичей. Со временем политический и сакральный статус "матери городов русских" сошёл на нет.

В Пскове и Новгороде установились так называемые вечевые республики с главенствующей ролью боярства. Элита этих городов сама призывала себе князей. Новгородцев не могли не беспокоить военные действия у собственных границ. Так, какая-то часть эстов, плативших некую дань республике, в 1210-м подверглась нападению. Кроме того, скандинавские походы против еми (финны-емь) были направлены на юго-запад современной Финляндии и запад Карелии, откуда недалеко от северных границ новгородских земель.

Часть 3: Новгород наносит ответный удар

В российской историографической традиции противодействие экспансии с запада традиционно связывается с именем Александра Ярославовича, впервые названного "Невским" в сводах 15-го века. Родился он в 1220 или 1221 г. в Переславле-Залесском (совр. Ярославская область). Его отец - Ярослав Всеволодович, дед — Всеволод Юрьевич по прозвищу «Большое Гнездо», прадед — Георгий (Юрий) Долгорукий, шестой сын Владимира Мономаха. Впервые Александр Невский стал княжить в Новгороде в 1228-м, совместно со своим старшим братом, который через несколько лет скончался.

Деятельность по отражению ливонской угрозы других рюриковичей Владимиро-Суздальской ветви незаслуженно забыта. В 1222-м объединённые силы дяди А. Невского под формальным командованием его двоюродного брата, Всеволода Юрьевича, призванного князя новгородского (на тот момент ему было 10 лет), и Святослава Всеволодовича, князя владимирского, в союзе с литовцами вторглись на территорию ордена меченосцев и разорили окрестности Вендена (Цесис в совр. Латвии). Во время подавления восстания чуди крестоносцы выбили русский гарнизон из Вильянди. Вскоре на новгородское княжение (вместо юнца) был призван Ярослав Всеволодович (отец Невского). В 1223-м он возглавил поход на Ревель. В 1224-м рыцари успешно взяли Юрьев (также — Дерпт, совр. Тарту в Эстонии). Собственно говоря, языческие литовские племена тоже нападали на новгородские владения, например на окрестности Торжка (1225 г.), что закончилось Битвой под Усвятом. Сам Ярослав Всеволодович активно содействовал крещению племени корела к западу от Ладожского озера.

Тут целесообразно упомянуть разлад суверенного Пскова (который на картах часто является частью Новгородской Республики) с Новгородом в 1228-м году. Новый поход на Ригу оказался под угрозой, а часть Псковской знати открыто поддержала меченосцев. После чего (1233 г) ливонцы захватили Изборск (совр. Печорский район Псковщины). Пользуясь восстанием эстов, в 1234-м новгородско-владимирские силы под командованием князя Ярослава разбили меченосцев на реке Омовже (близ Юрьева). Кстати, летописи описывают эпизод с крестоносцами, проваливающимися под лёд.

Часть 4: Тучи сгущаются

После 1236-го Ярослав сконцентрировался на политических делах в Киеве и Владимире, а Новгород стал управляться его сыном. 9 февраля 1236 года папа Григорий IX объявил крестовый поход против жемайтов, земгалов и ливов. Битва при Сауле была проиграна меченосцами: пал великий магистр фон Наумбург и 48 рыцарей. Кстати, в ней ливонцам помогал и псковский отряд. Вскоре в очередной раз восстали курши, селы и земгалы. Не оправившиеся после Саула меченосцы в 1237-м были вынуждены влиться в состав тевтонцев. Именно тогда и появилось «филиал» тевтонцев на землях современных Латвии и Эстонии — Ливонский орден. Символом стал белый плащ с красными крестом и мечом. После заключения договора с Данией совершаются походы против эстов и куршей. В этот период, как мы помним, активно покоряются земли пруссов, что требовало больших военных сил.


Где-то в это же время русские княжества ощутили на себе разорительные атаки монголов. Уже в 1240-м кочевники вторглись в Польшу и 9 апреля 1241-го вырвали победу у объединенного польского войска, в котором находились и силы тевтонцев.

В это время Ливонский орден задумал поход на восток. Не последнюю роль в уверенности вторжения в русские земли сыграли слухи о их полном разорении Батыем (хотя до Пскова и Новгорода монголы так и не дошли, хотя и разозили важные в экономическом плане Торжок и Бежецк.)

Одним из организаторов похода был живущий в тевтонской земле князь Ярослав Владимирович (похожие же у них были имена), надеявшийся получить Псков, частично вернувшийся в сферу влияния Новгорода. Перебежчик также был связан родственными узами с тем самым епископом Буксгевденом, представлявшим идеологическое обоснование Ливонского похода на Русь (1240). Лёгкий захват Изборска и Пскова иногда трактуется, как наличие некоего договора между частью псковской элиты и крестоносцами.

Часть 5: Мифы и реальность

Под 1240-м русские летописи также описывают столкновение новгородцев во главе с Александром Ярославовичем со шведским отрядом (многие сомневаются в реальности сражения). Ижорская морская стража язычника Пелгуя в нижнем течении Невы заметила приближения врага. У Усть-Ижоры (совр. Колпино, Санкт-Петербург) была дана битва, по итогам которой шведы потеряли десятки или сотни человек. Летопись гласит, что Александр «самому королю възложи печать на лице острымь своимь копиемь». В шведских источниках нет указания на крупную битвы, да и в тот момент в стране была непростая политическая ситуация. Некоторые предполагают, что войско вёл Биргер Магнуссон, будущий ярл Швеции и основатель Стокгольма. Да, после вскрытия гробницы Биргера, на его черепе у правой глазницы действительно был найден боевой след, но он мог быть получен в другой битве. В любом случае, это интересное предположение.

Чудская битва и христианизация Восточной Европы в 13-м веке Крестоносцы, Прибалтика, Великий Новгород, Александр Невский, История, Сражение, Язычество, Длиннопост

Но больше всего мифов связано с Битвой на Чудском озере (Ледовым Побоищем). Отчасти, из-за влияния классического фильма Сергея Эйзенштейна (1938). Вряд ли сражение происходило на льду: новгородские хроники называют дату в районе 18 апреля 1242, когда лёд Чудского озера, несомненно не был пригоден для этого. Ливонская рифмованная хроника и вовсе говорит про траву на поле боя. Возможно, это своеобразная отсылка к битве на реке Омовже.

Какие же силы были у сторон? Ливонские силы состояли минимум из 200 человек, 35-40 из которых были рыцарями. Им помогали чудский отряд неизвестного числа. Мало? Для 13-го века 40 рыцарей — отличный боевой отряд, который хорошо вооружен, но вместе с тем требует серьезных затрат.

Ливонцы констатируют гибель и попадание в плен 26 рыцарей. Новгородские летописи пишут о 400 погибших врагах-ливонцах и "чуди без числа».

Силы Александра Невского могли быть чуть более значительными, но неизвестно, были ли в составе новгородцев люди его брата Андрея. Надо сказать, что основной ударной силой как ливонцев, так и новгородцев была именно конница, а вовсе не пехота. Другой миф повествует о некой засадной дружине. Опять же, источники говорят, что конный ливонский строй сначала атаковал лучников, а потом вступил в бой с людьми «короля Александра». В дальнейшем рыцари оказались в окружении. Вот собственно и всё.

Чудская битва и христианизация Восточной Европы в 13-м веке Крестоносцы, Прибалтика, Великий Новгород, Александр Невский, История, Сражение, Язычество, Длиннопост

Часть 6: третий фронт

Те же летописи прозрачно намекают, что представители Ордена предлагали объединиться для борьбы с литовцами, но, вероятно, получили отказ. В 1245-м Литва напала на Торжок, Бежецк и Торопец, после чего Невский дал несколько сражений.  После того, как Михаил Черниговский и Ярослав Всеволодович не вернулись из поездки в Орду, Александр Невский с братом Андреем отправились в Каракорум. В 1248-м Михаил Ярославич Храбрый занял великокняжеский престол, но погиб от рук литовцев в Битве на Протве. Их продвижение было остановлено у Зубцова (совр. Тверская область). Как по мне, советская историческая наука не могла поставить в один ряд с немецкой и шведской угрозой литовские набеги.

Показать полностью 2
29

Раковорская битва: страшнее Ледового побоища

В тени двух знаменитых сражений XIII века, в которых участвовали княжества северо-западной Руси — Невской битвы и Ледового побоища — осталась Раковорская битва, произошедшая 18 февраля 1268 года. «Недостаток» этого сражения состоит лишь в том, что в нем не участвовали знаменитости уровня Александра Невского, хотя по своим масштабам и влиянию схватка при Раковоре была существенно крупнее и важнее. Достаточно сказать, что именно после нее Ливонский орден уже не сумел оправиться от поражения и восстановить свое прежнее влияние на северо-востоке Европы, а тевтонским рыцарям на три десятилетия был заказан путь на восток.


Вероломное посольство


Прологом к Раковорской битве стоит считать поход на запад, который в 1267 году предприняли новгородские дружины. Первоначальной целью похода была Литва, к тому времени раздираемая внутриусобной борьбой, но затем решено было идти на более слабого противника — датские владения в Ливонии (нынешней Эстонии). Дойдя до первого крупного замка — Раковора, новгородцы не смогли взять его сразу, а поскольку никаких осадных орудий и машин они с собой не имели, войску пришлось возвращаться, удовлетворившись уже взятой добычей. Но от мысли захватить замок, который перекрывал дорогу вглубь ливонских земель и к Колывани (современному Таллину), в Новгороде не отказались.

Раковорская битва: страшнее Ледового побоища Раковорская битва, История, Ливонский орден, Великий Новгород, Длиннопост

Эпизод Раковорской битвы. Миниатюра из Лицевого летописного свода XVI века Источник: encyclopedia.mil.ru


Понимая, что на помощь датским «королевским мужам», владевшим Раковором и Колыванью, могут прийти рыцари Ливонского ордена и их союзники из других городов Ливонии, новгородцы попросили помощи у великого князя Владимирского Ярослава Ярославича — брата Александра Невского. И тот не стал отказывать, прислал дружины под командованием своих сыновей Святослава и Михаила, вместе с которыми пришли и переяславские рати под руководством Дмитрия Переяславского, сына Александра Невского.


Пока собирались рати, в самом Новгороде и в Пскове, где воеводой был бежавший из Литвы после начала междоусобиц князь Довмонт, после православного крещения ставший Тимофеем, началась усиленная подготовка к новому походу на Раковор. На этот раз войска намеревались осадить замок, а потому спешно ремонтировались старые осадные машины и строились новые. Все эти приготовления не укрылись от внимания немецких купцов, традиционно служивших также и разведчиками. В Ливонии сразу оценили вероятную опасность грядущего новгородского похода — как и возможность одним ударом разделаться с русским войском, если удастся собрать достаточно сил для победы и при этом сделать это втайне от Новгорода.


План был прост и почти гарантировал успех. Пока новгородцы собирали войска и готовили осадную технику, в город прибыло посольство от Рижской епархии. Как гласит новгородская летопись, прибыли «рижане, вельяжане, юрьевци, и изъ инех городовъ, с лестью глаголюще: «намъ с вами миръ, перемогаитеся съ колыванци и съ раковорци а мы к ним не приставаемъ, а крест целуемъ». И целоваша послы крестъ». Иными словами, послы пообещали новгородцам, что в будущем походе русским доведется иметь дело только с датчанами, которые останутся без поддержки соседей. Но в действительности все было с точностью до наоборот. Зная направление удара новгородских ратей, рыцари Ливонского ордена при поддержке войск других городов северной Ливонии вместе с датчанами получали возможность заранее подготовиться к отражению русской атаки там и тогда, когда и где им было удобно.


Завязшая «свинья»


Трудно сказать, приняли в Новгороде уверения послов за чистую монету или все-таки допускали, что те обманывают, но поход начался в запланированное время. Численность объединенного русского войска семи князей, в которое входили новгородская, псковская, тверская и переяславская дружины, составляла порядка 16-18 тысяч. При этом немецкие хроники утверждают, что русских было около 30 тысяч, но эти цифры подвергаются сомнению, поскольку в тех же источниках численность датско-немецкого войска явно занижена до 1500 человек. Более вероятно, что и со стороны немцев и датчан было выставлено около 18 тысяч воинов, костяк которых составляли ливонские рыцари.


Местом будущего сражения магистр Ливонского ордена Отто фон Роденштейн выбрал западный берег речки Пады поблизости от села Махольм (современный поселок Виру-Нигула). Это было, пожалуй, единственное место на подступах к Раковору, где можно было организовать таранный удар тяжелой орденской конницы — главной ударной силы объединенного датско-немецкого войска. Именно поэтому свои войска магистр фон Роденштейн выстроил на вершине холма, оставив русским место в низине, на берегу речки. Миновать его соединенные русские рати никак не могли: дорога, проходившая мимо Махольма, между берегом Финского залива и ливонскими болотами, была единственным удобным путем к Раковору. И оставалось только ждать, когда же новгородцы и иже с ними доберутся до места будущей схватки.

Раковорская битва: страшнее Ледового побоища Раковорская битва, История, Ливонский орден, Великий Новгород, Длиннопост

Русские воины преследуют отступающих ливонских рыцарей во время Раковорской битвы. Рисунок художника Милека Якубца, 2013 год Источник: tjtwilliams.com


Русские рати подошли к Паде утром 18 февраля 1268 года. Сейчас уже трудно сказать, какие эмоции испытали князья, увидев, что против них выстроились не одни «раковорцы и колыване», а «вся земля немецкая», как гласит летопись. Но от схватки решили не уклоняться, полагая, что наличных сил хватит, чтобы справиться с противником. А тот не заставил себя долго ждать, и как только русские войска выстроились на берегу, поставив пеших новгородцев в центре строя, противник, выстроившись «свиньей», пошел в атаку.


Удар тяжеловооруженных рыцарей, набравших скорость при спуске с холма, был страшен. Новгородский строй прогнулся, и началась схватка, в которой, как говорилось в летописях, немецкие воины рубили русских целыми рядами. Потери новгородцев были колоссальными, причем гибли не только простые воины, но и бояре с тысяцкими. Но свою задачу рати Новгорода выполнили: атакующие ливонские рыцари завязли в бою. И вскоре рати князя Дмитрия Александровича, успевшие порубить и рассеять гораздо более слабое ливонское ополчение, ударил во фланг немцам. Как пишут хронисты Ливонского ордена, в этой атаке участвовали 5000 русских воинов, которых удалось «остановить малым числом», но в действительности, судя по всему, собрать для удара князю Дмитрию Переяславскому удалось гораздо меньшие силы. Только поэтому стальной «свинье» ливонцев удалось выдержать их удар и отойти, огрызаясь на ходу.


К этому времени остальные части объединенного датско-немецкого войска были уже разгромлены; причем потери противника были столь велики, что кони, как сказано в летописях, не могли ступать по трупам. Датчане не выдержали удара опытной псковской дружины под командованием князя Довмонта (их предводитель, дерптский епископ Александр, погиб в самом начале сражения), ливонское ополчение — ратников князя Дмитрия Александровича. Противник спешно отступал к Раковору, стремясь укрыться за его стенами, а русские войска преследовали их тремя дорогами, стараясь охватить с флангов и отрезать от цитадели. Но охват не удался; провалилась и осада, поскольку опоздавший к основной схватке немецкий отряд, видя ушедшие в преследование силы русских, атаковал новгородский обоз и уничтожил осадные машины.


За кем осталось поле брани


Трое суток новгородцы, тверичи, переяславцы и псковичи простояли на поле сражения, подбирая раненых и хороня убитых. Разгромленные ливонские рыцари и датчане не рисковали выходить за пределы стен Раковора, понимая, что второго сражения могут и не выдержать. В то же время у русских тоже не было сил на то, чтобы попытаться атаковать замок без специальных приспособлений. Поэтому на четвертый день русские войска оставили поле битвы, столь неудачной для Ливонского ордена, и отправились домой.


Как ни удивительно, но победу в Раковорском сражении каждая сторона — и русские, и немцы с датчанами — записала на свой счет. Хронисты Ливонского ордена упирали на то, что русские войска так и не сумели взять Раковор и пройти дальше него, что, дескать, и свидетельствует о победе немецкого оружия. Но по обычаям того времени победителем в схватке считался тот, за кем осталось поле битвы, и с этой точки зрения успех русских ратей очевиден.


Кроме того, удар, полученный Ливонским орденом, был настолько силен, что он с тех пор перестал представлять серьезную опасность для северо-западных русских княжеств. Примером тому может служить попытка взять Псков, предпринятая орденом на следующий год. Это был своего рода реванш за Раковорскую битву. Хотя немцам удалось осадить город, взять его они так и не смогли, а когда к стенам подступили рати Владимирского княжества и его вассалов, в том числе переяславцы под командованием Дмитрия Александровича, вынуждены были начать мирные переговоры и отступить, не достигнув своих целей.


Автор: Сергей Антонов

https://histrf.ru/biblioteka/b/rakovorskaia-bitva-strashniei...

портал История.РФ

Показать полностью 2
416

Человек, познавший Средневековье: умер великий историк Валентин Янин

В Москве скончался знаменитый российский историк, крупнейший исследователь берестяных грамот Валентин Янин.

Как сообщает ТАСС, выдающийся археолог и исследователь Новгородской Руси умер в возрасте 90 лет. Об утрате сообщила вдова ученого, профессор кафедры археологии МГУ Елена Рыбина.

"Абсолютно невосполнимая утрата", - рассказала Рыбина.

Член Российской академии наук Валентин Янин посвятил жизнь исследованию отечественного Средневековья. Он посвятил всю жизнь раскопкам в Новгороде, где в 1951 году была найдена первая берестяная грамота - местная земля позволила хорошо сохранить дерево.

Он первым стал использовать берестяные грамоты в качестве исторического источника, воссоздал историю денежно-весовых систем Руси, политических институтов и принципов формирования государственного устройства Новгорода.

Янин стал автором 700 научных работ, в том числе 23 научно-популярных книг, получил орден "За заслуги перед Отечеством" IV степени и множество других наград.

140

Новгородская земля в XII — XIII веках. Роль торговли. Являлась ли «новгородская модель» альтернативным путём развития России? (Конспект 11)

Новгородская земля в XII — XIII веках. Роль торговли. Являлась ли «новгородская модель» альтернативным путём развития России? (Конспект 11) История России, История, Древняя Русь, Великий Новгород, Длиннопост

«Новгородский торг» — картина Аполлинария Васнецова

Предыстория (IX — XI вв.)

Ещё в IX — XI веках Новгородская земля обладала важными отличиями от других древнерусских земель. Местная верхушка словен, кривичей и чуди, пригласившая в IX веке варяжского конунга стать военным вождем союза, не была поглощена князем и его дружиной и продолжала оставаться могущественной внутриполитической силой. Несмотря на это, к XI веку позиция князя, представлявшему здесь интересы Киева, значительно окрепла. Об этом в частности свидетельствует тот факт, что князь переехал из Рюрикова городища — в Новгород.

К XI веку в Новгороде существовало четкое социальное расслоение. Так в руках местной верхушки — бояр —находилась значительная часть денежных средств, которые были накоплены в процессе сбора дани с местного населения. В XI веке Новгородской землёй совместно управляли верхушка местной городской общины и наместник киевского князя с дружиной, при этом главенствующая роль была у князя. Однако в 80-ые годы того же века данное положение дел начало меняться. Новгородская городская община стремилась усилить свою роль в управлении Новгородской землёй. Этому также способствовал наметившийся глубокий внутриполитический кризис Древнерусского государства. В 1088 году киевский князь Всеволод Ярославич прислал в Новгород на правление своего малолетнего внука Мстислава, сына Владимира Мономаха. В это время рядом с князем появляется соправитель — посадник, выбранный самими новгородцами.

Борьба городской общины с княжеской властью.

В конце второго десятилетия XII века Владимир Мономах пытался вернуть былую первостепенную роль киевского наместника в Новгороде, посадив в Новгороде вопреки воли бояр своего внука князя Всеволода Мстиславича. Формально двоевластие сохранилось, однако посадник назначался из Киева. Данную политику продолжал и сын Мономаха — Мстислав. Однако после его смерти в 1132 году власть киевского наместника Всеволода Мстиславича резко ослабла, лишившись внешней поддержки из Киева. В 1136 году Всеволод Мстиславич был окончательно выслан из Новгорода, и на стол приглашён черниговский князь Святослав Ольгович, который также был изгнан через год.

«В дальнейшем, успешно лавируя между враждебными княжествами и союзами княжеств, новгородцы добились того, что во второй половине XII века все древнерусские князья признавали за ними право приглашать на новгородский стол князя по собственному желанию (так называемая вольность в князьях). Высшим органом власти в Новгородской земле стало собрание жителей города — вече, которое решало, какого князя пригласить на новгородский стол и на каких условиях он будет управлять Новгородской землёй. Без согласия веча князь не мог принимать важных политических решений».
История России с древнейших времён до конца XVII века. Под редакцией Милова. М. 2006, с.131

Новгородская земля в XII — XIII веках. Роль торговли. Являлась ли «новгородская модель» альтернативным путём развития России? (Конспект 11) История России, История, Древняя Русь, Великий Новгород, Длиннопост

«Новгородское вече». Работа А. П. Рябушкина

Таким образом в Новгородской земле XII века князь утратил типичные для других древнерусских земель прерогативы:

- Новгородская епископская кафедра была тесно связана с княжеской властью. С 1156 года епископ стал избираться на вече;

- К 30-ым годам XII века — посадник стал вновь избираться на вече, а к 80-ым годам и тысяцкий, ранее избиравшейся из мужей князя.

- От князя к Новгороду перешёл торговый суд и доходы от пошлин за взвешивание мёда и воска и измерение тканей.

Итак новгородское боярство, в отличие от ростовского, сумело одержать верх над князем благодаря следующим факторам.

1. Новгородские бояре сумели добиться единства действий с другими важными центрами Новгородской земли — Псковом и Ладогой.

2. Широкие круги населения Новгорода, в том числе купцы, поддержали не князя, а местное боярство. Причины такого поведения кроются в особом общественно-политическом устройстве Новгорода.

Общественно-политическая организация Новгорода.

По типу отношений между верхами и низами Новгородская земля ничем не отличалась от других древнерусских княжеств. Град-крепость (в данном случае Новгород) господствовал над подчиненной ему сельской округой. Социальная элита града жила на сборы и кормления за счёт сельского населения. Новгородские порядки отличились от других древнерусских земель тем, что вместо княжеской дружины в качестве господствующей социальной группы выступала новгородская городская община, делившаяся частью своих доходов с другими центрами Новгородской земли — Псковом и Ладогой. Ведущую роль в сборе и присвоении дани играла верхушка городской общины — боярство. Вместе с тем в организации походов за сбором дани и в распределении средств принимала участие вся городская община. Именно поэтому городская община была заинтересована в переходе власти от князя к верхушке этой общины — новгородскому боярству.

Княжеская власть была сохранена в урезанном виде. Князю и его дружине отводились определённые земли для кормления. Князь во время войны руководил войском. Вместе с посадником он выступал в роли верховного судьи и участвовал в раздаче волостей в кормление новгородским мужам.

Почему вообще в Новгороде сохранили институт княжеской власти? Выделяют две причины.

1. Предлагая Новгородский стол князю, связанного с одним из политических центров Древней Руси, Новгород обеспечивал себе его поддержку против других княжеств, угрожавших ему. Таким образом Новгород обеспечивал собственную независимость, лавирую между соперничающими политическими центрами Древней Руси.

2. Внутренняя структура новгородской городской общины была достаточно сложной. Новгород делился на территориальные объединения — «концы», во главе которых стояли боярские кланы. Кланы боролись между собой за власть и влияние, вовлекая в эту борьбу связанное с ними население концов. Такими конфликтами была переполнена внутриполитическая жизнь Новгорода XII — XIII вв. В этих условиях для сохранения единства городской общины новгородцы нуждались в существовании некоего арбитра, который мог бы регулировать спорные вопросы в отношениях между концами. Вместе с тем этот арбитр не должен был стать настолько сильным, чтобы встать над общиной и подчинить ее своё власти. Выход был найден в установлении практики совместного правления князя и выбранного главы городской общины — посадника. Посадник, как представитель Новгородцев, следил за тем, чтобы князь не усилил свою власть в ущерб Новгороду, а участие князя было определённой гарантией того, что посадник не превратит государственную власть в орудие защиты интересов боярского клана, к которому он принадлежал.

В первой половине XII века в Новгороде начинает появляться крупное феодальное землевладение, в первую очередь церковное (Юрьев монастырь, Пантелеймонов монастырь). Однако о крупных земельных владениях новгородских бояр в это время говорить не приходится. Рост крупного боярского землевладения относится к более позднему периоду: к концу XIII — началу XIV века, что привело к серьёзным изменениям структуры новгородского общества и характеру его политических институтов.

Купцы и ремесленники в Новгороде.

Новгород XII — XIII веков был уже крупным центром ремесла и торговли. Археологами на территории города были найдены изделия десятков ремесленных специальностей. Как говорилось выше простой житель Новгорода участвовал в сборе дани, как член своего конца, подчиняясь стоявшему во главе конца боярскому клану. Однако этим отношение верхов и низов в Новгороде не ограничивалось. У простых жителей города — торговцев и ремесленников, производивших и продававших на новгородском торгу свои изделия, были свои отдельные интересы, не совпадавшие с интересами бояр. Развитию ремёсла и торговли способствовало выгодное географическое положение горда на торговых путях, связывавших восток и запад Европы. Новгородские купцы везли на запад меха и воск из русских земель и Приуралья. Для защиты своих интересов новгородские купцы и ремесленники использовали «сотенную» организацию, созданную княжеской властью для управления городским населением и организации городского ополчения. Во главе вооруженного полка — «тысячи» — стоял тысяцкий, «тысяча» делилась на «сотни» в выборным «сотским». Сотни, в свою очередь, делились на улицы — самоуправляющийся единицы. Деление на сотни не совпадало с делением города на «концы». По-видимому, «концы» — это очень древние поселения, которые когда-то объединились в Новгород. Таким образом, в Новгороде был нахлёст двух территориальных организаций: сотской («уличанской») и «кончанской».

«Когда 80-х гг. XII в. князь уступил Новгороду торговый суд и сбор пошлин при продаже ряда важнейших товаров, то во главе торгового суда встал глава сотенной организации — выборный тысяцкий. Если посадник избирался из числа новгородских бояр, то тысяцкие в XII — XIII вв. из числа бояр не выбирались. Посаднику и новгородским боярам запрещалось «вступаться» в торговый суд и «всякаа дела торговаа». Вероятно, тысяцкий был в этот период главой торгово-ремесленного населения Новгорода и отстаивал его интересы. В руки сотских был передан контроль над мерилами и весами на городском торгу. Сотские получили даже право «строить дом святои Софии» вместе с новгородским епископом. Таким образом, заинтересованное в поддержке широких кругов городского населения в деле управления Новгородским государством новгородское боярство было вынуждено согласиться на предоставление ему определенной автономии в сфере торгово-ремесленной деятельности».
История России с древнейших времён до конца XVII века. Под редакцией Милова. М. 2006. Стр. 137
Новгородским источникам XII — XIII вв. известны два объединения новгородских купцов:

1. Иванское купечество (по названию патронального храма — церкви Ивана на Опоках) — обьединение торговцев воском, в их руках находились городские весы для взвешивания воска и доход от взимания при этом пошлин.

2. Объединение «заморских» купцов (патрональный храм — церковь Параскевы Пятницы) пришло в упадок вместе с торговлей на Балтийском море.

Роль торговли в истории Новгорода.

В начале XX века получила популярность концепция В. О. Ключевского, что торговля являлась основным фактором возникновения и существования Великого Новгорода. В советской историографии эта позиция была весьма прочной вплоть до 1930-х годов. Во второй половине XX века эта точка зрения вновь стала набирать как сторонников, так и противников. Ввозили в Новгород предметы роскоши и только отчасти сырьё для ремесленников. Экспорт же предоставлял возможности для покупки товаров. Современные историки, не отрицая важности торговли, с полной очевидностью выяснили, что основой хозяйства Новгородской земли было сельскохозяйственное производство наряду с развитым ремеслом.

Несколько слов о сельском хозяйстве. Средневековое общество было аграрным. Не представлял в этой области исключения и Новгород. Подавляющее большинство населения занималось сельским хозяйством. Город был тесно связан с сельской округой. Земельные богатства легли в основу могущества правящей верхушки — боярства — по мере развития крупного феодального землевладения, которое расцвело в более позднее время (к концу XIII — началу XIV века). До XIII века сельское хозяйство развивалось очень низкими темпами. Крестьяне использовали подсечно-огневую систему земледелия, заставлявшую крестьян постоянно искать новые леса для создания плодородных почв. Оказывали влияние и внешние факторы: неурожайность, эпидемии, падёж скота, грабительские набеги.

Важность торговли в истории Новгородской земли невозможно переоценить. Именно из-за весомой роли торговли в Новгороде возник особый общественно-политический строй, речь о котором шла выше.

Торг находился на правом берегу Волхова, напротив детинца, с которым его соединял Великий мост. Лавки, которых было около 1800, делились на ряды. Название ряда соответствовало продаваемой на нём продукции. Новгород был составной частью торгового пути «из варяг в греки», то есть из стран Скандинавии в Византию. Одновременно стоял на пути из государств Древнего Востока на Русь и страны балтийского побережья. Новгород торговал с Ганзейским союзом, крупным политическим и экономическим союзом торговых городов северо-западной Европы XII — XVII века.

Новгородская земля в XII — XIII веках. Роль торговли. Являлась ли «новгородская модель» альтернативным путём развития России? (Конспект 11) История России, История, Древняя Русь, Великий Новгород, Длиннопост

Ганзейский город Любек (столица союза). Панорама с видом на реку Траве и старый город с востока

Начало торговли Новгорода со странами Западной Европы относится к X—XI векам. В скандинавских сагах не раз упоминается о торговле между новгородцами и норвежцами («Книга о взятии земли»). В XII веке оживились отношения новгородцев с островом Готланд, расположенном в центре Балтийского моря и являющимся в XI—XIII века центром балтийской торговли. На рубеже XI—XII веков в Новгороде уже существовала торговая фактория готландских купцов — так называемый Готский двор (основан в 1080 году) с церковью Святого Олафа, которую новгородцы называли «Варяжской божницей». На Готланде, в Висбю, новгородские купцы основали своё подворье, тоже с церковью, остатки которой сохранились. Во второй половине XII столетия на Готланде и в Новгороде появились немецкие купцы, приплывшие сюда из Любека и других немецких городов. Постепенно они начали развивать свою торговлю и вытеснять готландцев из Новгорода. В 1191—1192 годах (наиболее широкая датировка: 1189—1195 года или 1198—1199 года) был заключён договор Новгорода с Готским берегом и немецкими городами.

В первой половине XIII века, по примеру готландцев, немцы развернули в Новгороде свой гостиный двор. Он назывался в ганзейских источниках Петерхоф, или двор св. Петра. Так же называлась заложенная здесь немцами церковь. Этот двор являлся основой конторы Ганзы в Великом Новгороде. Так же как Готский, он располагался на Торговой стороне, недалеко от Ярославова Дворища, но с его восточной стороны. Руководили конторой сначала немецкий Любек, а потом ливонские Рига, Дерпт, Ревель. Устройство ганзейской конторы в Новгороде, организация быта и торговли, а также взаимоотношения с новгородцами регламентировались специальными постановлениями, записанными в специальный устав — скру (что означает «книга законов» или «судебник»). Приезжать в Великий Новгород и жить во дворах имели право только купцы ганзейских городов. Скра также запрещала любые торговые отношения с «неганзейцами» (особенно голландцами и фламандцами — главными конкурентами Ганзы).

Новгородская земля в XII — XIII веках. Роль торговли. Являлась ли «новгородская модель» альтернативным путём развития России? (Конспект 11) История России, История, Древняя Русь, Великий Новгород, Длиннопост

Ярославово Дворище c XI века — политический и торговый центр Новгорода. Рядом с Никольским собором располагалось одно из мест вечевого собрания. К вечевой площади примыкал Торг. Правобережная часть города по этой причине носило название Торговая сторона. На соседней улице располагался Немецкий двор.

Из Руси немецкие купцы вывозили в основном меха. Ещё одним широко вывозимым товаром был воск. Для освещения огромных зал и готических соборов требовалось много свечей. Своего воска в западной Европе не хватало, поэтому новгородские бортники вполне могли не только обеспечивать воском свой регион, но и продавать его за рубеж. Воск продавали кругами весом около 160 кг каждый. Немецкие купцы покупали и кожаную обувь, которой славился в то время Новгород.

Ввозили в Новгород ткани — в основном дорогое сукно. Новгородское ткачество полностью удовлетворяло повседневные потребности новгородцев в одежде, но для праздничных случаев предпочитали ткани подороже. Немаловажным являлся ввоз цветных металлов, которых не было в болотистых новгородских землях. Медь, олово, свинец и другие металлы, привезённые с Запада, позволяли новгородцам удовлетворять свои нужды. Из продовольствия ввозили соль, сельдь, пряности, а в неурожайные годы и хлеб.

Конец новгородско-ганзейским отношениям положил в 1494 году Иван III, когда по его указу немецкая контора в Великом Новгороде была закрыта, а ганзейские купцы и их товары были арестованы и отправлены в Москву. Однако следует отметить, что уже к середине XV века начинается ослабление и самого Ганзейского союза. Это было обусловлено внутренними и внешними факторами. Внутри городов обострилась борьба между плебсом и мастерами, конкуренция между цехами, бюргерством и патрициатом. Внешними факторами служили конкуренция в области торговли других, политически консолидированных стран, эпидемии, войны и др. Окончательная утрата влияния Ганзейского союза произошла в связи с открытием новых морских путей в колониальные страны.

Мог ли «демократический» Новгород стать альтернативой «авторитарной» Москве?

Устойчивость новгородского государства обеспечивали два вида соглашений — между Новгородом и другими центрами новгородской земли и между верхами и низами новгородской городской общины. Пока они действовали, та часть населения новгородской земли, которая принимала участие в политической жизни, выступала единым фронтом и против попыток князя усилить свою власть, и против попыток могущественных соседних правителей подчинить себе Новгородское государство. Разница с Ростово-Суздальской землёй была не в том, что одна была «демократией», а другая «деспотией». И та и другая земля не отличались друг от друга по типу отношений между верхами и низами. Разница заключалась скорее в составе верхов. Ввиду торгового характера Новгорода, там значительное место занимал торговый и ремесленный люд, что и определило иную общественную организацию новгородского общества.

Можно ли сказать, что Новгород представлял собой альтернативную модель общественно-политического развития Руси? И не будь на то злой воли Московии, жили бы мы сейчас при «демократии»? Так сказать категорически нельзя. Особенности общественно-политической организации Новгорода были во многом обусловлены значительной ролью торговли. По мере упадка «Ганзейской системы» — в упадок пришла и новгородская торговля, а с ней и общественно-политического строй. Вместе с внешними предпосылками изменения социального строя Новгорода с «вечевого» на «боярскую олигархию» существовали и внутренние, главным их которых было развитие крупного боярского земле владения. Подробнее об этом процесс — в последующих статьях.

Источники и дополнительная литература:

1/ История России с древнейших времён до конца XVII века. Под редакцией Милова. М. 2006

2/ А.И. Фурсов. Курс лекций по русской истории.

3/ Hовгород. Ганза. Википедия.

4/ Янин В. Л. Средневековый Новгород. — Москва: Наука, 2004.

5/ Елена Рыбина «Новгород и Ганза» М. −2009

6/ Фроянов И. Я. Древняя Русь IX-XIII веков. Народные движения. Княжеская и вечевая власть. — М.: Русский издательский центр, 2012.

**********************************************

Цикл История России:

Как изучать историю России?

Часть 1. Введение. Древнейшая история. Этногенез славян.

1.1 Материализм или идеализм. Два подхода к изучению истории.
1.2 Почему Россия не Запад? Общая характеристика русской истории.
1.3 Кто и как жил на территории России в глубокой древности?
1.4 Этногенез славян. Хозяйственная жизнь и социальная организация древних славян.
Комментарии и пояснения. FAQ. Дополнительная литература.

Часть 2. Раннее Средневековье.

2.5 Как зарождалось государство восточных славян. Роль норманнов.
2.6 Древняя Русь в 882-978 г.г. Закладка «фундамента» Древнерусского государства.
2.7 Древняя Русь в 978 - 1078 г.г. Владимир Святославич и Ярослав Мудрый.
2.8 Крещение Руси. Особенности древнерусского христианства в X - XII веках. Вопрос о дохристианской письменности.
2.9 Древняя Русь в 1078 - 1169 г.г. Распад Древнерусского государства.
2.10 Как возникло ядро современного Российского государства. История Ростово-Суздальского княжества X — XIII вв.

Следующая статья по плану:
Княжества Южной и Западной Руси

Показать полностью 3
68

Древняя Ладога в истории Руси по летописям и находкам

При написании статьи использовалась работа Анатолия Николаевича Кирпичникова (род.1929)

Ладога (совр. Старая Ладога) - село в Волховском районе Ленинградской области, расположенное на р. Волхов, в 13 км от места впадения реки в Ладожское озеро.

Древняя Ладога в истории Руси по летописям и находкам Ладога, Русь, История, Торговля, Старая Ладога, Археология, Летопись, Великий Новгород, Длиннопост
Древняя Ладога в истории Руси по летописям и находкам Ладога, Русь, История, Торговля, Старая Ладога, Археология, Летопись, Великий Новгород, Длиннопост

В конце 16 - нач. 17 века Ладога находилась в зоне русско-шведских войн, а с основанием Петербурга (1703) и Новой Ладоги потеряла статус города. Я не случайно начал с событий, более близких к нам, по времени, чтобы рассказать, какое значение имел город в древние времена.

Итак, вокруг Ладожского озера традиционно проживали финноязычные племена (чудь, ижора) и саамы (лопари):  Они именовали огромное озеро -  Нево. Neva с фин. — «болото, болотистая местность.», название  знакомой нам реки, связывающей Финский залив с Ладожским озером, шведы и носители германских языков переиначили, связав со словом "новый".
Что касается "Ладоги", то ее название выводят от *ааldоkаs, ааllоkаs «волнующийся» — от ааltо «волна» (Фасмер - ссылка на Шёгрен и Томсена). Миколла же предполагает, что озеро названо по назв. Ладожки - притока нижнего Волхова, из фин. *Аlоdеjоki — от аlоdе, аlое «низкая местность»; На что Фасмер возражает:

Непонятно, как название незначительной речушки могло быть перенесено на большое озеро.

Археологические находки времени раннего металла и раннего средневековья указывают на мозаичное заселение окрестностей. Только в 8-м веке, с приходом, славян появляется большое поселение. Согласно дендрохронологическому анализу древнейший спил датируется примерно 750-м годом (Рябинин Е. А. // Новые открытия в Старой Ладоге).

Все качественные признаки, которые считаются присущими наиболее преуспевающим торговым местам средневековой Западной и Северной Европы, несомненно, были характерными для Ладоги 8 в. — первой половины 9 в. и ускорили ее подъем:  поселение находилось на основных водных путях, служило перевалочным пунктом, гаванью, занимало ключевое положение на стыке морских и речных дорог, являлось местом контакта различных групп и культур.

Зона контроля ладожцами водного пути опознается по цепочке поселений и сопок, суммарно относящихся к последней четверти I тыс. н. э. и, следовательно, по времени своего возникновения одновременных древнейшему археологически выявленному строительному горизонту Е2 самой Ладоги (750—890 гг.).

Древнерусский летописец, который назвал Ладогу городом словен — первым на пути «из-за моря» в глубь равнины. (Лаврентьевская летопись). Ладога стала естественным местом наиболее ранних и важных контактов славян (словен и кривичей) со скандинавами (варягами, норманнами) и местными племенами.

Древняя Ладога в истории Руси по летописям и находкам Ладога, Русь, История, Торговля, Старая Ладога, Археология, Летопись, Великий Новгород, Длиннопост

Торговая активность ранней Ладоги подтверждается, в частности, находками монет, которые для второй половины 8 века.  Не менее чем в восьми документированных случаях обнаружены в кладах и отдельно арабские монеты, чеканенные в 700—786 годах.

(Носов Е. Н. Нумизматические данные о северной части Балтийско-Волжского пути конца VIII—X вв.).
(Фомин А. В. Начало распространения куфических монет в районе Балтики // КСИА. 1982.)

Организации этой торговли способствовали массовая чеканка серебряной монеты в Халифате при первых Аббасидах, вскоре перенасытившей местный рынок, и установление мирных отношений между хазарами и арабами. Условия для поступления мусульманского серебра в Европу создались после 750 года.

Именно Ладога явилась одним из первых центров русской равнины, где дирхемы зафиксированы, как только началось их распространение в странах Восточной и Северной Европы. В Ладоге и урочище Княщина открыты также два клада дирхемов с младшими монетами соответственно 808 и 847 гг.

Древняя Ладога в истории Руси по летописям и находкам Ладога, Русь, История, Торговля, Старая Ладога, Археология, Летопись, Великий Новгород, Длиннопост

С Ладогой этого времени, очевидно, связан клад первой четверти 9 в., найденный в районе Петергофа.

( Мельникова Е. А., Никитин А. Б., Фомин А. В. Граффити на куфических монетах Петергофского клада начала IX в. //)

Отношения с этим финноязычным населеним стимулировали развитие в Ладоге бронзолитейного, стеклодельного, костерезного, деревообрабатывающего и судостроительного ремесел. Здесь скапливалась пушнина, полученная с окрестных земель в обмен, например, на украшения (застежки, бусы, гребни), оружие, ткани, посуду и некоторую бытовую утварь (топоры). Приобретенный таким образом мех, очевидно, продавали купцам уже на дирхемы.

(Львова З. А. К вопросу о причинах проникновения стеклянных бус X —начала XI века в северные районы Восточной Европы // АСГЭ. 1977. № 18. С. 108.)

Судя по раскопкам в Н. И. Репникова и В. И. Равдоникаса,  домостроительство с самого начала было обусловлено нуждами усадебной застройки новообразованного торгово-ремесленного поселения. Так называемые большие, а точнее, крупные дома по площади их основного жилого покоя в среднем составляли 40—60 м кв. Общеевропейские тенденции: столбовая конструкция и прямоугольная печь в центре помещения. Однако по своему типу и плановой структуре (отапливаемое помещение и пристроенный к нему со стороны входа узкий холодный отсек) эти постройки — непосредственные предшественники более поздних русских городских домов-пятистенок.

Древняя Ладога в истории Руси по летописям и находкам Ладога, Русь, История, Торговля, Старая Ладога, Археология, Летопись, Великий Новгород, Длиннопост

Ладога конкурирует с Новгородом за право называться первой столицей Руси. Дело в "Сказании о призвании варягов". Историческая основа летописной легенды несмотря на ряд домыслов и позднейших переработок, ныне общепризнана. Сказание застает северных славян и финноязычные племена дающими дань варягам и испытывающими от них насилие, что в конце концов привело к совместному выступлению и изгнанию врагов «за море». Наиболее вероятным местом, где происходили все эти события, могла быть действительно близкая к «морю» Ладога. (карта для наглядности выше). В тот период на северо-западе, на территории проживания славяно-финских племен не было, пожалуй, поселения, равноценного Ладоге по его ключевому положению на магистральном евразийском торговом пути.

Интересно и "Житие святого Ансгария" Римберта. В нем идет речь об осаде шведского города Бирки датскими викингами в 852-м. Шведский король Анунд сумел уговорить данов, уже захвативших предместья Бирки, покинуть Швецию и отправиться к некоторому городу (ad urbem), расположенному оттуда далеко, в пределах земли, принадлежащей славянам (in finibus Slavorum). Более двадцати кораблей викингов высадились у города, который был мирным и тихим, разграбили его, получив большие сокровища.

Польские историки считали этим городом Волин, или один из других поморских городов, Ф. Крузе и Н. Т. Беляев — Новгород.
Римберт поименовал бы город, если бы он находился в орбите знакомых ему стран Балтики от Дании до Курляндии. Следовательно, экспедиция датчан простиралась дальше его географических познаний. Поход датчан, несомненно, шел  в те места, которые еще не были затронуты военными напастями, не имели укреплений. Многие центры балтийских славян в середине 9 в. испытали грабительские нападения и уже были укреплены.

Что касается Новгорода, то в середине 9 в. он если и существовал, то вряд ли считался богатым и полным сокровищ. К тому же этот город находился внутри страны, что исключало быстротечный и внезапный разбойничий набег. Зафиксированный в настоящее время древнейший слой Новгорода относится к 920—930 гг., а предшествующее Новгороду Рюриково городище, как показал Е. Н. Носов, существовало в середине 9 в., а возникло, видимо, несколько раньше.
Во время раскопок на Земляном городище в Старой Ладоге выделен горизонт E2, датированный 842—855 гг. Постройки горизонта погибли в тотальном пожаре,

Конечно, Ладога не была единственным значимым населенным пунктом, хотя и отличалась размерами. На территории Новгородской и Псковской земель по подсчету Г. С. Лебедева выявлено не менее 20 раннесредневековых городищ. В их число входят и такие, например, известные поселения, как Изборск, Псков, Рюриково городище.

Итак, вернемся к призванию Рюрика: словене, кривичи, меряне, чудь и весь договорились пригласить варяжских князей к власти «по ряду», т. е. на определенных условиях и договорных началах. По большинству летописей (!) - «придоша к словенам первее и срубиша город Ладогу и седе старейший в Ладоге Рюрик». Ипатьевская летопись . — Аналогичный текст приведен в летописных списках Радзивилловском, Московском-Академическом, Хлебниковском, Летописце Переяславля-Суздальского. Существует и иная версия Сказания, согласно которой Рюрик вокняжился не в Ладоге, а в Новгороде (Новгородская первая летопись... С. 106). Эту версию критикует А. Г. Кузьмин.

Если следовать ладожской версии Сказания, то Рюрик спустя два года после своего правления переменил резиденцию. «И пришед к Ильмерю, и сруби город над Волховом, и прозваша и Новгород».

В этом отношении обращает на себя внимание следующее свидетельство Иоакимовской летописи, приведенное В. Н. Татищевым. Когда жена Рюрика Ефанда (Сфанда или Алфвинд) родила Игоря, то получила в надел град при море". Не этот ли опыт был в дальнейшем повторен Ярославом Мудрым, предоставившим Ладогу и ее область в лен своей жене Ингигерд?

Сказание почти в парадоксальной форме сообщает об освобождении северных племен от варяжского ига и неожиданным, даже рискованным приглашением «владеть нами». Учтем, что именно через Русь в Скандинавию поступало более половины бывших там в обращении материальных ценностей (Лебедев Г. С. Эпоха викингов... С. 144, 268.), а сами группы викингов имели разные приоритеты. В 830—850-х годах усилились грабительские набеги викингов на Западную Европу. Достигли они и стран Юго-Восточной Прибалтики. Франкская торговля ослабла. После 855 г. викинги начали захват англо-саксонской Британии.

По замечанию Б. А. Рыбакова, Рюрик был приглашен на правах князя-военачальника, «чтобы он охранял население сeверных земель от других варяжских отрядов»

В урочище Плакун, на берегу Волхова, были найдены более десятка обособленных курганов скандинавской принадлежности (с учетом дендро-даты одного из комплексов — 890—900 гг.).

Сооружение в Ладоге деревянных укреплений, перепланировка, по меньшей мере, части поселения, подразделение его на детинец и посад, возведение в прежде межплеменном центре княжеской резиденции с помещениями для стражи - все эти черты, судя по письменным источникам, присущи Ладоге второй половины 9 в. На мысу, образованном рекой Ладожкой и Волховом была сооружена первая каменная фортификация.  Строилась новая твердыня, по-видимому, по инициативе, Олега , который в 882 г. «нача городы ставити».

Памятник археологии "Олегова Могила" в Старой Ладоге. В научной литературе именуется также «Полой сопкой», «сопкой Ходаковского».

Древняя Ладога в истории Руси по летописям и находкам Ладога, Русь, История, Торговля, Старая Ладога, Археология, Летопись, Великий Новгород, Длиннопост

Сообщая о походе Олега Вещего в 882 г. к Киеву, ни Начальный свод, ни Повесть временных лет не упоминают, откуда состоялось выступление армии — «и начаша воевать и налезоста Днепр реку и Смоленск град». (Новг. летопись)
Как пишет пишет Ловмяньский, " трудно поверить, чтобы источник не упомянул в этом контексте Новгорода, если бы, по традиции, Олег имел в чем главный центр власти. Начальный свод (повторенный Новгородской первой летописью) указывал, что Олег Вещий вскоре после царьградского похода «иде к Новугороду, и оттуда в Ладогу». В Ладоге, таким образом, в последний раз видели ушедшего из Киева князя. Конец его жизни уже для киевских летописцев окружен неясностями. Одни писали, что он умер в Ладоге, другие, что его могила находилась на горе Щекавице в Киеве.

Археологическим путем установлено, что Ладоге 10-го века присуща упорядоченная уличная планировка, отражающая тесную фасадную рядность домов. Наряду с крупными домами все чаше строятся обычного размера избы с печью-каменкой в одном из углов. Приезжим торговцам предоставлялись участки городе кой территории для возведения артельных гостевых общежитий. Ремесленники-универсалы, занимались обработкой кости, янтаря, бронзы и стекла. Городская территория, судя но распространению культурного слоя, достигала в тот период 10—12 га.

Давидан О. И. К вопросу об организации косторезного ремесла в Древней Ладоге // АСГЭ. 1977.

В конце 10 века норвежский ярл Эйрик разрушил и сжег крепость и посад Ладоги, изменился и характер мировой торговли. К тому же, Лагода, из-за отсутствия сельскохозяйственных земель в северных краях целиком зависела от торговли.  Как уже говорилось, в 11-м веке Ладога (сканд. Альдейгьюборг) была отдана в качестве подарка Ярославом Мудрым своей жене Ингигерд — дочери шведского конунга Олафа. Управлял городом наместник - родич великой княгини  Рогнвальд, а после смерти последнего в 1030 г. его сын Эйлиф.

«и ту землю (Ладожскую.) взял Эйлив ярл, у него тоже было много норвежцев, и он давал им жалование по договору; это ярлство давалось для того, чтобы ярл тот защищал землю конунга (здесь Ярослава Мудрого..) от язычников»

Под 1030 г. летопись сообщает о походе великого князя Ярослава Мудрого на эстонскую чудь и основании там Юрьева (совр. Тарту), а в 1042-м князем Владимиром Ярославичем был совершен трудный поход на емь, на территорию совр. Финляндии. Возможно, что опасность вооруженных столкновений существовала и в районе Ладоги, что и вынуждало содержать там воинский контингент наемников.

Древняя Ладога в истории Руси по летописям и находкам Ладога, Русь, История, Торговля, Старая Ладога, Археология, Летопись, Великий Новгород, Длиннопост

Ладога не только стерегла северные рубежи Руси, но и сама активно участвовала в освоении легендарной Биармии — северного Подвинья, Беломорья, включая и Кольский полуостров (Насонов А. Н. «Русская земля»... С. 80; ср.: Новгородская IV летопись.)

В Новгородской четвертой летописи под 1032 г. упомянут поход некоего Улеба к Железным воротам. В Улебе историк  С. М. Соловьев не без оснований усмотрел брата Эйлифа ладожского ярла Ульфа. Что касается Железных ворот, то они, по одной версии, локализуются близ устья Северной Двины. Побывавший в 1114 г. в Ладоге летописец вставил в свое повествование рассказ ладожан о «мужах старых», ходивших «за югру и самоядь».
Норманские наместники, несомненно, пребывали в Ладоге вплоть до 1050 г. Существует «Сага о Хальвдане сыне Эйстейна», в которой город Алаборг не повинуется Альдейгьюборге. Несмотря на всё художественность произведения, описанный путь до Алаборга приводит к нас Олонцу (Карелия), недалеко от Ладожского оз.

Древняя Ладога в истории Руси по летописям и находкам Ладога, Русь, История, Торговля, Старая Ладога, Археология, Летопись, Великий Новгород, Длиннопост

«Несомненно, — пишет Г. В. Глазырина, — что в „Саге о Хальвдане сыне Эйстейна” нашел отражение тот период русской истории, когда Новгород еще не распространил свое влияние далеко на север, и районы вокруг Старой Ладоги находились непосредственно в сфере ее интересов и влияния».

При князе Мстиславе Владимировиче, сыне Мономаха и английской принцессы Гиды, во время его первого (1088—1094 гг.) или второго (1096—1116 гг.) пребывания на Новгородском княжении в Ладоге появляется новая администрация. Об этом говорят находки посадничьих, княжеских и епископских печатей, относящихся к 70—90-м годам XI в. Но означало ли это присоединение к Новгороду?

Сразу после укрепления Новгорода в 1114 г. в Ладоге строится крепость, наследующая своей предшественнице времен Олега Вещего.  По сообщению В. Н. Татищева, князь Мстислав лично указывал ладожскому посаднику Павлу место, где надо было расположить крепость, и сам вместе с летописцем присутствовал на ее закладке. Мстислав предпринял на севере не менее пяти походов на чудь. Базой одного из них послужил город на Волхове: «идоша в Ладогу на войну».
В 1164 г. ладожане во главе с посадником Нежатой, отбили первое, самое крупное в 12 в. неприятельское нападение шведов.

Триединство: Новгород-Псков-Ладога
Три города составили Костяк Новгородской земли. Характерно, что в течение большей части 11 в. в рассматриваемых городах не было князей.
В 1132 и 1136 гг. ладожане наряду с новгородцами и псковичами выступают в событиях политической истории Новгорода. В Псков и Ладогу были назначены, вероятно по выбору заинтересованных сторон, посадники Мирослав и Рагуил. Новгородский архиепископ Нифонт поочередно во Пскове и Ладоге воздвиг первые каменные xpaмы Спаса и Климента  В дальнейшем общеземельное войско расширится включением в него новоторжцев (1198 г.- даты первых летописных упоминаний), рушан - уроженцев Старой Руссы (1316 г.), а также карел (1149 и 1191 гг.), ижоры (1241 г.) и води - вожан (1149 и 1270 гг.). В уставной грамоте князя Святослава Ольговича 1137 г. Поволховье и юго-восточное Приладожье не значились податными по отношению к новгородской епископии и новгородскому князю. Повинности, оговоренные в грамоте, касались погостов Заонежья и Заволочья, как бы в обход более близких, но в фискальном отношении не подчиненных Новгороду земель.

В проекте торгового договора Готланда с Новгородом (до 1270 г.) упомянуты церкви Петра и Николая в Ладоге. В этот период в городе появляются аж 6 каменных храмов. Как показали изыскания П. А. Раппопорта, большинство ладожских храмов один за другим последовательно строились одной артелью мастеров в непродолжительный период времени, примерно между 1153 и 1166 гг. и около 1200 г.

Судя по отдельным сообщениям письменных источников, достаточно высокое положение Ладоги в системе городов Новгородской земли удерживалось вплоть до второй четверти 14 в. Здесь посадничали виднейшие впоследствии представители Новгородской боярской республики, к примеру, до 1257 г. — Михаил Федорович, до 1260 г. — Семен Михайлович. Вплоть до 1471 г. великим князьям предоставлялось право раз в три года посылать в Ладогу осетренника и медовара (Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М.; Л., 1949. С. 10 сл.).

Военные события:
1293 г. Новгородцы и ладожане сражаются у истока Невы против шведов, которые «хотяще на кореле дань взять».
1348 г. Ладога — центр сбора общеновгородских войск для прихода и освобождения Орешка, захваченного шведами. Город входил в Водскую пятину Новгородских земель.


Снижение политической роли Ладоги произошло в 15-м веке. После завершения русско-шведской войны 1590—1595, по Тявзинскому миру Ладога осталась за Россией. о Столбовскому миру, завершившему русско-шведскую войну 1613—1617, Швеция отказалась от притязаний на Ладогу.

Ладожская земля в конце 10 — начале 13 в. Границы показаны схематически (основа карты по А. М. Насонову).

Древняя Ладога в истории Руси по летописям и находкам Ладога, Русь, История, Торговля, Старая Ладога, Археология, Летопись, Великий Новгород, Длиннопост
Показать полностью 7
74

Самый оклевётанный царь

Новгородский погром - разберёмся?


По курбско-карамзинской легенде, в 1569-1570х с инициативы и чуть ли не с личным участием Ивана IV Грозного опричники и московское войско уничтожило население Новгорода в кровавой резне, причиной чему были, разумеется, свободомыслие, просвещённость и демократичность города, чего ордынско-деспотичная Москва перенести не могла (к слову, о том, насколько активнее Москвы сотрудничали с ханами Литва и Польша стоит сказать в отдельной статье). По-настоящему актуален "Грозненский" вопрос ещё с 18-го века, когда Россию наводнили историки-иноземцы, учащие русских тому, какие они отсталые, дикие и ведомые. Справедливо это и для нынешнего дня.


Начнём с самой природы Новгорода. Разумеется, про демократию полная чушь - свободомыслия и демократии здесь было просто рекордно мало. В общих словах, в результате исчерпания новгородских пахотных территорий с 14 века растёт крупное землевладение; боярское олигархическое правление в Новгороде к концу 14-го века получает 2/3 ранее "чёрных" государственных земель в своё управление, благодаря чему экономическая мощь города сосредотачивается в руках узкого круга людей; последующее массовое закабаление новгородских крестьян можно сравнить с таковым разве что в Польше. Участие же Новгорода в Ганзейском союзе подразумевало продажу богатств русского севера (пушнины, мёда, древесины и т.д.) за смехотворные цены; позже эти ресурсы (как и польский хлеб), с диким наваром перепродавались ганзейцами по странам Европы. Доминировали в Ганзе города Любек, Штеттин, Данциг, Рига - туда союз и Ливония разрешают заходить западноевропейским торговым судам, а в Новгород - нет. Ливонцы не просто установили на Балтике комфортный для себя режим - они блокировали русским путь вполне сознательно, зная, что русские имеют свойство быстро осваиваться и завоёвывать первенство; так, например, в 1551-м ливонский представитель в рейхстаге писал императору Карлу V просьбы спасти от "великой и страшной мощи московита, исполненного жажды захватить Ливонию и приобрести господство на Балтийском море, что неминуемо повлечет за собой подчинение ему всех окружающих стран: Литвы, Польши и Швеции".


Тем временем против боярской власти периодически восстаёт новгородское простонародье и мелкое купечество, восстают и племена корелы, раз и вовсе в ходе бунта примкнув к шведам.
В голодном 1418 году: "...Восста в Новегороде междусобнаа брань, и бысть кровопролитье и убийства межи их много" и народ "много разграбиша домов боярскых... изграбиша дворов много"
В 14-м веке от власти Новгорода отрекается Псков и получает теперь посадника из Москвы; в 1397-м году Новгород подавляет восстание в Двинской земле. На рубеже XIV- XV вв. Бежецкий Волок, Волок Ламский, Вологда, белозерские и некоторые двинские земли переходят под власть московского великого князя, становятся черными волостями, без господской власти, с общинным самоуправлением.

Балтийская блокада вкупе с нещадной эксплуатацией крестьянства при катастрофически бедных, почти непригодных для земледелия дерново-подзолистых почвах с урожайностью ржи сам-2,5 приводит к едва ли не постоянному голоду в республике (11 случаев с середины 14 по середину 15-го века), к которым добавляются приносимые ганзейскими купцами с запада болезни. Усилиями просвещённой, креативной и свободолюбивой боярской олигархии численность населения Новгорода с 400 тыс. человек в 14-м веке снизилась до 40-50 тысяч в середине 16-го.


Причиной похода на Новгород стало окончательное сепаратистское помешательство местного боярства, решившего перейти под власть Литвы, утратившего всякую связь с русским народом, и, разумеется, не спрашивающегося мнения холопьих масс. Императрица Екатерина написала о порицаниях царя Ивана масоном Радищева: "Говоря о Новгороде, о вольном его правлении и о суровости царя Иоанна Васильевича, не говорит о причине сей казни, а причина была, что Новгород, приняв Унию, предался Польской Республике, следовательно царь казнил отступников и изменников, в чем по истине сказать меры не нашел...".


В результате "бойни" Горсей насчитал в Новгороде 700 тыс. убитыми (при 40 тысячах населения); Валишевский 70.000, Курбский - 15.000 за один день, Псковская летопись - 60.000. Бальтазар Руссов писал что трупы казненных запрудили Волхов и вода заливала цветущие луга (ведь в северной России декабрь-январь - самое цветение лугов); в общем, кто во что горазд. Между тем, население самого большого города тех времён - Москвы, - составляло 80.000-100.000 человек.

А вот Гваньино насчитывает в Новгороде 2770 убитых, Р.Г. Скрынников (один из крупнейших работавших в "Грозновском" вопросе) - 1500 человек. Ещё либеральные историки стараются "на большой скорости" пролетать факт голода чумы, свирепствующей на Руси (особенно в северной) в 1569-71х годах, и сопровождавшего её голода, вечного спутника Новгорода (и куда более редкого в Москве). Известная братская могила у Рождественской церкви - типичное чумное захоронение, когда заражённые тела свозили с округи, закапывали, и лишь спустя время захоронение отпевали, когда эпидемия поутихнет. Вообще, факт чумы и массовых захоронений тел отмечает даже Карамзин, не уточняя, правда, цифр, ведь, как известно, план по жертвам самодержавия должен быть выполнен.

Впрочем, 1500-2500 человек - всё равно жертвы и требуют объяснения. Итак:


-Немец-опричник Генрих Штаден в "Записках о Московии" свидетельствует о том, что погром был учинён над знатными людьми и поляками, их имущество опечатано, что-то сброшено в Волхов. Учитывая, что до того знатных людей и иноземцев громило в отчаянных восстаниях само новгородское крестьянство, ничего вопиющего мы здесь не находим. Штаден добавляет, что нашлись те, кто переодевался в опричника для участия в грабеже, но таких быстро находили и казнили.

-Мазуринская летопись, пусть и в скорбной форме, но свидетельствует лишь о том же: преследование знатных людей Новгорода и арест их богатств.

-Померанский дворянин Альберт Шлихтинг, служивший переводчиком при Грозном, в последние годы жизни, переехав в Речь Посполитую, выпустил сочинение «Новости из Московии, сообщённые дворянином Альбертом Шлихтингом о жизни и тирании государя Ивана». Здесь он несколько себе противоречит, так как тирании в его свидетельствах мало. Шлихтинг отмечает, что царь обращается к собравшейся толпе простолюдинов и спрашивает, верно ли он делает, что преследует бояр, на что получает ответ "хорошо, что преследуешь изменников по делам их". Шлихтинг пишет, что Грозный арестовал 300 человек, провёл расследование по их делам и 184 отпустил на свободу, когда доказана была их невиновность. Оставшимся были предъявлены обвинения по конкретным делам, например, за участие в заговоре о передачи Новгорода в литовское владение.

-Даже карамзинская проза не даёт сведений о, непосредственно, войне новгородской армии с московской. Новгородцы дали москвичам яростный бой в 1471-м году, когда последние шли выгонять из города Михаила Олельковича, но спустя век стояли в стороне и смотрели, как опричники вырезают город (опричники, численно уступающие новгородской коннице?).

-Вторая Новгородская летопись свидетельствует, что уже в 71-72 годах Грозный велит отлить для Новгорода новый колокол, строит там поместье; оставляет в Новгороде семью и казну, а сам отправляется в Москву, воевать с татарами. Доверяя самое для себя и государство ценное якобы враждебному ему городу и оставляя его в тылу, Грозный уезжает на неспокойные предстепные границы.

-Новгородская знать удивительно, я бы сказал, незаслуженно легко отделалась как за свою антинародную политику, так и за итоговое предательство. Своими методами и числом жертв в борьбе с сепаратизмом в эти безумные кровавые времена, когда одна Варфоломеевская ночь во Франции (в тот же 1572 год) унесла жизни 30.000 человек, Иван Грозный выделялся разве что в положительном свете.


Про Новгородский погром карамзинцы лгут, как и про изменника шляхтича-Курбского, заимевшего дурную славу среди панов даже на новой польско-литовской родине, и смерть верного воеводы Воротынского (дважды поджаренного на углях лично Грозным, чтобы ещё через год после последней смерти, в 1574-м, подписать устав сторожевой службы), и убитого сына с ослеплёнными зодчими, и пленного ливонского магистра Фюрстенберга, что спустя 15 лет после мученической смерти пишет брату, что ему не на что жаловаться (ещё бы, ведь царь дал пленнику землю в Ярославле, а также предлагал наместничество в Ливонии), и про многое другое. Эпоха Грозного находится под мощным ударом пропаганды (хуже достаётся только Николаю I), так что, по всей видимости, заслуживает первостепенного к ней внимания.

Осознанно или нет, но Карамзин с поддержкой 2/3 правителей-Романовых задали либеральный исторический бренд в России, согласно которому любому образованному человека модно, можно и положено следовать концепции о тёмной ордынской Руси и гуманной светлой Европе. Притом это больше похоже скорее на некую философию, чем на серьёзный исторический взгляд. Если ты оправдываешь русский народ и бьёшь аргументы креативного класса, то ты всё равно не побеждаешь в споре, потому что креативному классу нужен миф, а не правда.

Этому мифу нет дела, что Грозный никого не резал и не жёг, что мученики-декабристы в ссылке пили кофе за написанием мемуаров, что свободолюбивые просвещённые литовские князья платили Орде и Крыму дань больше и дольше Москвы. Что почвы, которые достались для выращивание хлеба русскому крестьянину на половину его истории, у себя западноевропейские земледельцы с раннего средневековья вообще не принимали всерьёз, настолько бедны они были; что зимы в Шотландии такие же как в Сочи, и город Владикавказ холоднее Стокгольма, и люди в таких различных климатических зонах явно не в равных условиях, что до 17-го века русские не имели выхода к морям, не имели незамерзающих рек, а те, что были, никуда не вели.

Вообще я заметил, что отношение историков-западников это самый надёжный маркер. Если они говорят о чём-то в истории России плохо, то следует присмотреться - скорее всего, это хорошо. Если что-то хвалят - осторожнее, что-то здесь не так.

Самый оклевётанный царь История, Великий Новгород, Опричнина, Русь, Длиннопост, Иван Грозный
Показать полностью 1
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: