Книга Гашиша

О том, как приятель великого Пола Маккартни пытался организовать транзит индийских наркотиков через СССР.

Речь пойдет о двух иностранцах, бывших хиппи, которые на заре перестройки решили транзитом через СССР поставлять легкие наркотики из Азии в Европу. К наркомафии они отношения не имели, действовали вдвоем и попались на первой же операции. Но на допросах буквально потрясли сотрудников спецслужб и принесли нашей стране неоценимую пользу. Своими воспоминаниями и документами делится с нами полковник запаса Михаил Трепашкин, ветеран органов госбезопасности, в 80-е годы бывший следователем КГБ.

Эта история приключилась в самом начале перестройки, летом 1985 года. На Шереметьевской таможне с партией наркотиков задержали двух иностранцев - граждан Англии и Австралии. Наркотиков было немного, и в деле, казалось, не было ничего особенного. Но расследовавшие эту историю следователи КГБ по ходу следствия выяснили, что иностранцы готовились организовать постоянный транзит наркотиков из Азии в Европу через территорию СССР. Мысль была проста и гениальна. Прибывающие в любую страну цивилизованного мира авиарейсы из СССР никакого подозрения у таможенников не вызывали: все знали, что в Советском Союзе международной наркомафии нет. А советские таможенники, в свою очередь, были неопытными в смысле обнаружения опасного груза, спрятанного от их глаз различными хитрыми способами. По крайней мере неопытными в сравнении с их европейскими и американскими коллегами. И в результате отсидевшие два месяца в "Лефортове" неудачливые иностранцы оказали советскому КГБ огромную услугу. Они написали для КГБ целый трактат о том, как можно спрятать наркотики. Их записи были основаны на реальных историях: прежде чем приступить к своему собственному путешествию с наркотиками через границу, они неоднократно ездили в Дели, Катманду, Амстердам и другие наркотические столицы мира и тщательно изучили опыт своих многочисленных знакомых, которые уже счастливо пересекали границы с опасным грузом и не были замечены ни разу таможенниками.

Тогда направление по контрабанде наркотиков в 10-м отделе 2-го главка КГБ только создавалось. Эти записи КГБ по своим каналам распространил по всем отделениям советской таможни, и наши только-только начинающие сталкиваться с контрабандой наркотиков спецслужбы совершенно случайно получили в качестве драгоценного подарка эту уникальную базу данных.

Предсказание мудрого Гупту

Ричард Шредер на допросах в КГБ пытался разжалобить следователей описанием своего трудного детства и бурной молодости. Родился он в Германии. Сын плотника, он жил в бедной семье и очень скоро возненавидел своих родителей: мать постоянно скандалила и пилила отца за то, что он не мог обеспечить ей достойную жизнь. Она кормила отца исключительно хлебом с салом, примерно такая же еда доставалась и сыну. Следователи КГБ, редко сталкивающиеся с такими гражданами мира, с интересом слушали рассказы об ужасах капитализма, который воплощала собой эта железная фрау, а также сосед их семьи, который регулярно насиловал младшую сестренку Ричарда.

В общем, в 15 лет Шредер уже выкуривал по 3 пачки сигарет в день, читал Фрейда и Юнга и книги по атомной физике и в конце концов сбежал из дома и оказался в Кельне в коммуне хиппи. Через год он уже был длинноволосым наркоманом, побывавшим во всех европейских столицах и осевшим в Лондоне в общине индуистов. По словам Михаила Трепашкина, Ричард рассказывал следователям, что в Лондоне он даже познакомился с Полом Маккартни и стал приятелем знаменитого битла, иногда продавая ему легкие наркотики. Впрочем, это только по его словам.

А затем он решил уехать в Индию, чтобы найти себе учителя-гуру. Правда, до Индии в тот раз он не добрался. Дело ограничилось немецким городом Гайдельбергом, где он попал в очередную индуистскую общину, женился на женщине из Австралии и уехал вместе с ней к ней на родину. Проезжая через Лондон и остановившись в очередной хипповской коммуне, он познакомился с Уильямом Марком Олескером, который стал его другом и отправился в Австралию вместе с молодой семьей.

В Австралии они все вместе продолжали тусоваться в индуистских общинах и пытались заниматься самым разным бизнесом. Община регулярно отправляла их в путешествия в Непал, Шри-Ланку и Индию. Так продолжалось до середины 80-х. Друзья оказались неудачливыми в бизнесе и растратили все свои деньги.

К тому времени они уже знали много способов перевозки наркотиков, чтобы не попасться таможенникам. Информацию они черпали в американском журнале "Хай таймс" и у своих друзей в Непале. На Новой площади в Катманду располагалось всемирно известное "гнездо разврата" - "Гашиш-хаус", фактически официальный притон для наркоманов всех цветов и мастей. Еще в городе была целая улица, где тоже все продавалось почти открыто. Потом ее даже назвали Фрики-стрит. Она начиналась прямо от старого королевского дворца и площади Дарбар. Там в течение нескольких лет ошивались наши друзья, курили гашиш и слушали рассказы случайных знакомых. Так и появилась их уникальная информационная база данных.

И в один прекрасный день они решили заработать немножко денег для открытия нового бизнеса, перевезя в Амстердам 2 кг превосходного и недорогого местного гашиша. Шредер предложил свое ноу-хау - опробовать путь в Европу через СССР. Его отец, воевавший в России, рассказывал сыну, что люди там дикие, обмануть их ничего не стоит, они живут вдали от цивилизации. По мысли Шредера, если все получится, они смогли бы регулярно ввозить качественный индийский гашиш в Европу через СССР. Вдохновленные, они не смутились даже предупреждением своего непальского друга. Известный в Катманду торговец драгоценными камнями некто Гупту был также известным на весь Непал гадальщиком. Перед отъездом они, смеясь, попросили его погадать им на прощание. Гупту посмотрел на их руки, подумал и сказал, что ничего не понимает, но видит в их жизни решетку. Но два давних поклонника индийской философии не поверили опытному мистику и отправились в путь.

Музыка нас связала

Наркотики они решили спрятать в электрогитару Шредера. Они вырезали верхнюю часть гитары, влили туда расплавленную гашишную смолу и заклеили клеем с примесью стекловолокна. Об этом способе они узнали от одного наркомана в Катманду. Стекловолокно не пропускает запах гашиша, и терьеры на непальской и индийской таможнях, с детства посаженные на наркотики и безошибочно унюхивающие опасный груз, ничего не чувствуют.

Они специально подгадали так, чтобы пересечь СССР в то время, когда в Союзе проходил международный фестиваль молодежи и студентов. Им казалось, что во время фестиваля на путешествующих иностранцев будут обращать меньше внимания. Но все вышло с точностью до наоборот. Во время фестиваля таможенники досматривали иностранцев особенно тщательно, чтобы не допустить нелегального провоза оружия. Досматривали даже транзитных пассажиров. Наших друзей, летевших рейсом Дели - Берлин, тоже тщательно досмотрели. Советские собаки, как и индийские и непальские терьеры, ничего не учуяли. Зато с подозрением к длинноволосым иностранцам отнесся простой советский таможенник. Досмотрев подозрительных хиппи с гитарой и досадливо поморщившись, не найдя в них ничего, пограничник заподозрил гитару. Он улучил момент, когда иностранцы на него не смотрели, взял шило и, еще раз оглядевшись по сторонам и убедившись, что на него не смотрят и не могут потом обвинить в порче имущества, проткнул гитару шилом в том месте, где заметил неровные края. Он так же незаметно вытащил шило, понюхал и довольно сказал: "Гашиш". А потом залаяла собака. Так закончилась первая и последняя операция неудачливых организаторов транзита наркотиков через Россию.

После ареста путешественников все их вещи были буквально разобраны на мелкие детали. И пограничников ждал еще один сюрприз. Разобрав большой военный бинокль, в оптике они обнаружили партию изумрудов. Это был еще один способ транзита наркотиков, о котором друзьям поведали в Катманду. Наркотики крепятся в оптике специальным образом, учитывая расположение линз, и на просвет таможенным рентгеном их не видно. Только в этот раз они спрятали в бинокль не наркотики, а драгоценные камни, купленные у предсказателя Гупту.

Сидя в "Лефортове", они часто вспоминали Гупту и жалели, что не поверили предсказателю. А Шредер получил очередной повод еще больше возненавидеть отца, который так заблуждался относительно умственного развития русских.

Их приговорили к 5,5 года каждого, но через пару лет помиловали и выслали на родину. Сначала, правда, помилование давать не хотели: йоги нещадно нарушали тюремный режим. Но потом над ними все же сжалились. На допросах они говорили, что планировали лишь один раз переправить наркотики в Европу, чтобы заработать денег на свои новые и вполне легальные предпринимательские начинания. И сами предложили КГБ составить перечень способов обмана таможенников.

Иностранцы вернулись на родину и исчезли из поля зрения КГБ. А их справочник долгое время помогал таможенникам. Сейчас он, конечно, уже устарел. Но тогда это была первая инструкция о новом для КГБ направлении - контрабанде наркотиков.

Единственное, что осталось на память об этой истории, - фотографии злополучной электрогитары и бинокля как средств перемещения наркотиков, которые хранятся на кафедре криминалистики Академии ФСБ (ранее ВКШ КГБ СССР). Впрочем, этот опыт также давно стал историей.

Дама с зашитой собачкой

Следствие длилось около двух месяцев, и все это время Ричард Шредер и Уильям Марк Олескер провели в камерах "Лефортова". Этого времени им оказалось достаточно, чтобы раскаяться и самим предложить помощь нашим спецслужбам. Они рассказали следователям, что во время своих путешествий по наркотическим столицам Азии и притонам Европы они собрали обширную коллекцию способов обмана таможенников. Все эти способы были лично опробованы теми, кто нашим героям и рассказывал эти истории. Несколько недель они вдвоем на серой тюремной бумаге описывали эти способы. Вызванная в КГБ переводчица попросила несколько дней, чтобы все в точности перевести и перепечатать. В результате на стол следователя Михаила Трепашкина лег труд объемом порядка 50 страниц, а затем Трепашкин доложил о нем вышестоящему начальству. После чего с сопроводительным письмом этот труд был направлен ответственным сотрудникам 10-го отдела 2-го главка КГБ, курировавшим работу таможни, а также в Шереметьево и другие отделения таможни бывшего СССР.

Вот, например, один из самых любопытных способов. Дама с собачкой ухитрилась вывезти из Катманду партию гашиша и беспрепятственно ввезти его в свою страну непосредственно в собачке. Перед вылетом подпольный ветеринар зашил контейнеры с наркотиком собачке под кожу, а раны смазал специальной жидкостью, которой обрабатывают собак во время течки, чтобы кобели к ним не приставали. После чего таможенные кобели не чувствовали запаха наркотиков и крови. И так сразу с несколькими собачками эта дама регулярно возила наркотики на свою родину.

Одним же из самых простых был способ вывоза гашишной смолы в деревянных емкостях. Гашишная смола при застывании по консистенции похожа на дерево. В деревянные полости заливалась разогретая гашишная смола, а отверстие заклеивалось эпоксидной смолой с примесью стекловолокна. После этого таможенные собаки также не могли учуять запаха наркотиков.

Правда, на этом способе наши герои и погорели.

В этой работе арестанты также расписали, что, откуда и куда возят, примерные каналы транзита и пункты, куда поступает товар, какая публика обычно занимается этим бизнесом, как визуально отличить таких людей от законопослушных пассажиров.

Правда, они рассказали не все. Была в этой истории еще одна загадка. При аресте у них конфисковали электронную записную книжку. По оперативным данным, именно там хранились адреса, телефоны и описание конкретных покупателей мелкооптовых партий товара в разных странах мира. Эта информация также была собрана так долго готовившими свой бизнес иностранцами через их круг приобщенных к наркотикам знакомых. Книжку забрал ЦНИИ спецтехники КГБ СССР. Но во время работы, когда ее удалось вскрыть, вся информация автоматически уничтожилась. Восстановить ее не удалось. А Шредер и Олескер молчали, заявляя, что ничего не помнят и не знают. Следователи предполагали, что через этих людей могли вскрыться другие неблаговидные дела наших героев. Но все могло быть проще - зарубежные клиенты "Лефортова" просто боялись этих персонажей. Так пропала информация, которая могла бы позволить Интерполу провести серию арестов во многих странах мира.

Анальные наркотики

В конце 80-х, когда через Россию только-только стали переправлять наркотики из Азии в Европу, российские спецслужбы столкнулись с довольно новым для себя способом провоза этой контрабанды. Разумеется, они знали, что с помощью специальных контейнеров наркотики можно перевозить непосредственно в собственном организме. Но знали в основном, что называется, из зарубежного опыта. И вот в это время они стали сталкиваться с такими контрабандистами на границах СССР.

Одними из первых в лапы таможенников попались швед и кореец, ухитрившиеся запихнуть в прямую кишку по нескольку "контейнеров" с гашишем. Итак, 10 января 1989 года граждане Швеции Челля Уве Мелькер Янссон и швед корейского происхождения Янья следовали рейсом Бангкок - Копенгаген через Москву. Чистокровный швед Янссон проживал в провинциальном городке Бельйвикен и в своем родном Бельйвикене уже был судим за контрабанду наркотиков. Тем не менее летел он транзитом, и российские спецслужбы не обнаружили бы у него ничего подозрительного, если бы в самолете ему внезапно не стало плохо. В Москве его срочно ссадили с самолета и доставили в Склиф. Там врачи и обнаружили в организме шведа, а вернее, в его вместительной прямой кишке презервативы с наркотиками, один из которых лопнул. Это и стало причиной жесткого отравления. На этом полет его был закончен.

Шведа судили и Верховным судом РСФСР 21 апреля 1989 года и приговорили к трем годам лишения свободы. И отправился швед отбывать свой срок в Мордовию. Через год советские правоохранительные органы сжалились над иностранцем, и в отдел по вопросам гражданства и помилования ВС РСФСР пошла бумага из КГБ с просьбой о помиловании иностранца. К просьбе отпустить шведа на родину присоединилось и руководство ИТУ в Мордовии. Янссона помиловали и депортировали на родину.

А таможенники еще долго потешались над таким необычным способом транспортировки наркотиков. Сегодня этот способ уже не смешной. Это один из самых популярных и опасных для жизни способов контрабанды героина