Клео де Мерод. Клеопатра 20 века
В 1896 году журнал «Иллюстрасьон» избрал Клео де Мерод царицей красоты из 130 современных красавиц. Что более всего прославило Клеопатру Диану де Мерод — титул самой прекрасной женщины , ангельская красота, сводившая с ума европейских монархов, ее женственность и пленительность на сцене, безупречный вкус элегантной мадемуазель, происходившей из австрийского дворянского рода, или кривые толки и сплетни, всю жизнь преследующие танцовщицу? Работы Дега, Болдини, Стейнлейна, Тулуз-Лотрека?
Художники и скульпторы начала ХХ века боготворили Клеопатру,
Клео де Мерод
Джованни Больдини
Наряду с Линой Кавальери, Отеро и Сахаретт, Клео де Мерод была одной из первых всемирно известных фотомоделей "Belle Epoque", «открыточной мадонной», чьи изображения продавались повсюду от России до Австралии.
Лина Кавальери
Отеро
Сахаретт
Клеопатра родилась в Париже в 1875 году. Ее отец Карл Фрейхерр фон Мерод (1853−1909), к слову, был известным живописцем-пейзажистом.
С XVIII века и вплоть до Первой Мировой войны во французском обществе сохранялось твердое предубеждение против дам, выступающим на сценеТанцовщицы, балерины, певицы кабаре и цирковые артистки, открыто демонстрирующие свои прелести на сцене, считались куртизанками. Несмотря на это, в семь лет мама отдала девочку в балетную школу при парижской Опере, затем последовали выступления уже на сцене Grand Opera. Злые языки поговаривали, что своей блестящей карьере Клео обязана вовсе не хореографическим данным, а лишь своей дивной красоте. Утверждать ничего не можем, — известно лишь, что карьерой Клео занималась ее матушка, волевая женщина.
Девочек балетной школы 12−16 лет называли маленькими мышками (petites rats). К этим юным весталкам в храм распущенности — «национальный гарем» или «убежище дочерей Венеры», как называли фойе Оперы, — могли пройти лишь самые богатые и влиятельные господа, что порождало множество слухов, карикатур и непристойных анекдотов.
Несколько картин Жан-Луи Форена на эту тему.
Ж. Л. Форен «Поклонник»
"Фойе Оперы"
Жан-Луи Форен
Красота Клео притягивала известнейших художников и скульпторов ХХ века. Достоверно известно, что Клео позировала Эдгару Дега.
Домыслы ,сплетни, откровенное вранье, все это, связанное с популярностью, пришлось испытать Клео на собственном опыте.
Красота Клеопатры свела с ума короля Бельгии Леопольда ІІ. Впервые он увидел балерину на сцене в Бордо и не пропускал ни одного ее выступления. 61-летний монарх, старше Клео на 38 лет, как мальчишка, влюбился в красавицу.
Многие приписывали им бурный роман, хотя сама танцовщица всю жизнь уверяла, что между ними ничего не было, - лишь один роскошный букет роз, преподнесенный ей после выступления.
Несмотря на все попытки Клео защитить свое честное имя, репутация фаворитки короля прочно за ней закрепилась. Парижане прозвали монарха-поклонника «Клеопольдом», а в прессе появлялись все новые и новые карикатуры, соревнующиеся в остроте и не всегда пристойности
«Я была совершенна ошеломлена теми размерами, что приобрела эта история. Легенда о моей связи с Леопольдом разнеслась по всей Франции, Европе и всему миру. Шаржи, колонки сплетен в прессе, сценки показывали короля и меня за одним столиком в ресторане, открывающими шампанское в „Максиме“, в круизе… Я не знала, что делать с этой немыслимой оглаской, и была совершенно потрясена» — написала в воспоминаниях Клео де Мерод
Газеты писали не только о намерениях монарха «жениться по любви», но даже о грядущем отречении Леопольда II от престола. Впрочем, в кулуарах поговаривали, что его частые визиты в Париж, — лишь прикрытие тайных политически переговоров.Из всех слухов наиболее прикольным нас является… метро! Мол, король решил сделать Франции ценный подарок, и именно Клео посоветовала финансировать постройку метрополитена. Действительно, в 1900 году таковой был открыт, причем построенный на деньги бельгийского монарха.
Скульптор Александр Фальгьер представил свою работу «Танцовщица», для которой позировала Клео. Скульптор изобразил балерину обнаженной.
Тщетно Клео убеждала, что в этой скульптуре только ее лицо, публика больше не желала верить в непорочность танцовщицы, припоминая ей роман с бельгийским королем.
В открытом письме, опубликованном в Figaro, бельгийский символист Жорж Роденбах вступился за прекрасную Клео. Он упрекал Фальгьера в том, что тот «лишил поэтичности» ее образ, представив ее обнаженной, и теперь «кажется, что все ею обладают»! В 1896 году газета L’Eclat объявила конкурс красоты, победительницу выбирали читатели. Среди 130 претенденток, обогнав Сару Бернар, первой красавицей парижской сцены была признана Клеопатра Сара Бернар
На Всемирной выставке в Париже 1900 года Клео покорила публику экзотическими камбоджийскими танцами.
Скрываясь от шлейфа скандальной славы, балерина оставила Париж и выступала на сценах Гамбурга, Берлина, Будапешта и Нью-Йорка. Приезжала и Санкт-Петербург, причем в русском балете именно француженка Клео де Мерод была первой женщиной-балериной, которая танцевала на сцене с партнёром-мужчиной
Наконец, в 1915 году, в возрасте 42 лет, Клео де Mерод возвратилась в Париж. Она получала предложения танцевать, но в труппе Комедийной Оперы. Это считалось самой низкой ступенью в иерархии балета в Париже.
В возмущении она немедленно покинула Париж, перебралась на свою родину - в Биарриц. Но она продолжала танцевать.Танцовщица иногда выступала по специальным приглашениям антрепренеров в возрасте 50 лет, что для балерины большая редкость .
Кроме всего прочего, Клео была неисправимой модницей. Ее наряды сегодня можно увидеть во Дворце Гальера — Парижском музее моды В 2012 году музей издал трехтомный каталог, рассказывающий о 200-летней истории моды. На обложке одной из книг красуется роскошная блуза Клео де Мерод — музы, которую также считают иконой стиля
Так же известна своей, "фирменной" причёской Клео де Мерод - волосы, расчёсанные на прямой пробор и низко на затылке уложенные в пучок. Она была относительно простой и лёгкой, по сравнению с пышными начёсами Прекрасной эпохи, что и послужило её распространению в самых различных слоях общества. При этом волосы полностью скрывали уши. Ходили слухи, что мочка уха Клео была то ли отрезана, то ли отстрелена, то ли уши были уродливой формы, то ли их вообще не было, поэтому ей, мол, и приходилось это скрывать.
.В 1955 году во Франции были опубликованы ее мемуары - «Балет моей жизни»
На ее могиле в Париже установлена скульптура. Автор работы — маркиз, испанский дипломат, работавший в Посольстве в Париже, скульптор-любитель Луис де Перинат. Луис был единственным известным возлюбленным Клео, которая скрывала свою личную жизнь. Они встречалась в 1906—1919 гг. В 1909 году Луис создал портрет своей возлюбленной.