7

Хрустальный дворец. Британское чудо XIX века.

Хотя ту эпоху, традиционно для Англии, стали называть именем королевы – «викторианской» – немалый вклад в развитие английской культуры, науки и технологий в середине XIX века внес и принц Альберт. Например, именно он придумал проводить «Великие выставки промышленных шедевров всех наций» – теперь они называются Всемирными выставками ЭКСПО. И первую такую выставку запланировали открыть на территории лондонского Гайд-парка 1 мая 1851 года («первомайская» традиция, кстати, сохраняется по сей день). Это сейчас страны-участники возводят для себя отдельные павильоны – тогда же предполагалось, что выставочные пространства для «всех наций» организуют внутри одного большого здания – которое, правда еще предстояло построить.

Хрустальный дворец. Британское чудо XIX века. Англия, Архитектура, Длиннопост

В январе 1850 года специальный комитет, созданный для решения всех «выставочных» вопросов, не имел ни малейшего понятия, как пресловутое здание будет выглядеть. Ясно было одно: надо строить быстро возводимое и не слишком дорогое, но – технологическое чудо. Ни одна из 245 работ спешно проведенного за три недели конкурса всем этим критериям одновременно не удовлетворяла. Ситуация казалась патовой.

Хрустальный дворец. Британское чудо XIX века. Англия, Архитектура, Длиннопост

Тогда-то проектом и заинтересовался Джозеф Пэкстон. Он был, в общем-то, даже не архитектором, а садовником. Много работая с растениями, Джозеф задумался над тем, как можно было бы улучшить условия их обитания и создать благоприятный для развития микроклимат. А начав проектировать оранжереи – весьма передовые для своего времени! – и столкнувшись со стеклом, стал бредить идеей строительства стеклянных зданий.

Хрустальный дворец. Британское чудо XIX века. Англия, Архитектура, Длиннопост

В профессиональных кругах его не очень-то жаловали: садовник, спроектировавший несколько пусть и удачных оранжерей, видите ли, метит в архитекторы! Но, судя по всему, именно взгляд на процесс возведения здания с совершенно другой стороны позволил Пэкстону совершить прорыв. Он был предан своей мечте – и исходил не из того, как именно можно строить, а из того, что хотелось получить в итоге: стеклянный объем, наполненный воздухом и светом.

Хрустальный дворец. Британское чудо XIX века. Англия, Архитектура, Длиннопост

Узнав о провале конкурса на выставочный павильон, Пэкстон понял, что мечту о стеклянном здании наконец-то можно осуществить, получив в свое распоряжение все необходимые ресурсы. В создавшихся условиях шансы на одобрение его изящного и, действительно, инновационного проекта были невероятно высоки. Бывший садовник незамедлительно отправился в Гайд-парк и быстро набросал свой знаменитый эскиз Хрустального дворца (теперь он находится в Музее Виктории и Альберта). Набросок включал в себя все основные элементы будущего здания, а в течение двух недель были подготовлены подробные планы и чертежи.

Хрустальный дворец. Британское чудо XIX века. Англия, Архитектура, Длиннопост

В поисках способов реализации задуманного образа Джозеф Пэкстон вдохновлялся тем, что знал лучше всего – природой. Например, в рисунке раскладки купольного фасада Хрустального дворца многие видят сходство с узором прожилок на листьях Виктории Амазонской – самой большой в мире кувшинки и популярнейшего оранжерейного цветка.

Хрустальный дворец. Британское чудо XIX века. Англия, Архитектура, Длиннопост

Впечатленный низкой стоимостью предложенного проекта, комитет одобрил план Пэкстона: до выставки оставалось 8 месяцев, и строительные работы начались чуть ли не в тот же день. 5000 рабочих имели дело с тысячью чугунных колонн и 84 000 квадратными метрами стекла. Все элементы были заранее изготовлены на бирмингемских мануфактурах. И панели, и колонны устанавливались без лишних усилий, причем большая часть модулей были универсальными, предполагавшими множество вариантов комбинаций с другими модулями. Так благодаря простому и гениальному проекту Пэкстона установку каркаса завершили всего за 5 месяцев, а с 18 000 стеклянными панелями справились и вовсе за неделю.

Хрустальный дворец. Британское чудо XIX века. Англия, Архитектура, Длиннопост

1 мая 1851 года Королева Виктория записала в своем журнале: «Этот день один из величайших и славнейших для всех нас… День, за который мое сердце преисполнено благодарности… В Парке мы наблюдали великолепное зрелище – туда-сюда сновали людские толпы, кареты, повозки… Когда мы приблизились к Хрустальному дворцу, сверкнуло солнце и осветило гигантское здание, на котором развевались флаги всех стран… В центре виднелись ступени и трон (на котором я не сидела), развернутый лицом к хрустальному фонтану, – это было волшебно и впечатляюще. На всех окружавших меня лицах были необычайное воодушевление и радость, колоссальность постройки, со всеми ее декорациями и выставочными залами, звук органа… все это было действительно волнующе».

Хрустальный дворец. Британское чудо XIX века. Англия, Архитектура, Длиннопост

Хрустальный дворец поразил всех настолько, что стал первым из тех очень немногих временных сооружений, среди которых Эйфелева башня и Атомиум в Брюсселе, которые и после окончания выставки продолжили свое существование. В 1851 году, правда, Гайд-парк все же очистили и дворец разобрали – но в 1854 году собрали вновь на новом месте в одном из южных пригородов Лондона, Сайденхэм-Хилле. Хотя есть версия, что это «возрождение» было продумано заранее – один из спонсоров назвал возможность использования дворца по окончании выставки в своих целях обязательным условием сделки.

Что и сказать – спонсор не прогадал. Долгое время гигантское стеклянное сооружение было любимым местом загородного отдыха всех лондонцев. А архитекторы и инженеры съезжались посмотреть на «стеклянное чудо» не только из столицы, но и из других стран.

Хрустальный дворец. Британское чудо XIX века. Англия, Архитектура, Длиннопост

В 1936 году Хрустальный дворец сгорел. Сохранившиеся остатки лестниц и колонн все эти годы никто никуда не убирал, и вокруг руин сам собой сформировался Парк Хрустального дворца, тоже любимый всеми лондонцами.


Изображения © wikiarquitectura.com, Wikimedia Commons, Victoria and Albert Museum, greatbuildings.com, paristeampunk.canalblog.com, independent.co.uk, birminghammail.co.uk, juniperbooks.ca, museumnerd.wordpress.com, andreakb.wordpress.com, architessica.wordpress.com, gutenberg.org


https://archspeech.com/article/hrustal-naya-mechta-kak-zdani...