Хозяйственные выставки мира
84 тысячи квадратных метра в стекле, 33 метра - в высшей точке, железный каркас и опорные стойки из чугуна. Этот так называемый «Хрустальный дворец», построенный для первой Всемирной промышленной выставки в Лондоне, придумал садовник Джозеф Пакстон, имевший опыт строительства оранжерей.
Хрустальный дворец, Англия
Здание, несмотря на критику – опередило время и предопределило, каких масштабов будут подобные события. «Великая выставка промышленных работ всех народов» - как её назвали, проходила в 1851-м году. Удивляли публику прототипом факс-машины, предсказателем бурь – это барометр с пиявками, которые ведут себя иначе перед штормом, паровыми машинами и станками и много чем еще. А каменный мозаичный стол и шкаф из России - Петергофской гранильной фабрики - жюри выставки оценило, как исключительные произведения.
«Великая выставка промышленных работ всех народов», 1851
Выставка стала масштабной рекламной кампанией британской промышленной революции. Идею быстро подхватили французы, которые уже в 1855-м году организовали в Париже «Всемирную выставку трудов промышленности, сельского хозяйства и изящных искусств».
В пику англичанам французы построили не просто оранжерею, а ажурный дворец индустрии. Здесь уже демонстрировались электрические устройства, впервые появилось «серебро из глины» - так называли тогда алюминий в слитках. А вот самое известное в мире сооружение, построенное как временный экспонат, было создано к масштабной парижской выставке 1889 года.
«Дворец индустрии», Париж 1855
Эйфелева башня стала входной аркой выставки. Но творение конструктора Гюстава Эйфеля сначала называли «бесполезной, чудовищной, смехотворной». В числе критиков – писатели Александр Дюма-сын и Ги де Мопассан. А после завершения выставки – железную даму решили оставить. На самой же экспозиции Томас Эдисон показал телефон, телеграф, электрическое освещение и усовершенствованный фонограф для звукозаписи. Ещё было множество текстильных станков и паровых машин, автомобилей, фототехники. Русский художник Константин Маковский получил золотую медаль выставки за свои картины, в их числе - «Смерть Ивана Грозного». Фурор вызвала коллекция русских почв, особенно монолит из чернозема Воронежской губернии – как эталон плодородия. А что же было с выставками в самой Российской империи?
«Эйфелева башня», 1889
«До революции была очень богатая традиция выставочная, ярмарочная в России. Россия активно участвовала и в международных мероприятиях, и проводила у себя крупные мероприятия. И опыт был большой, но он в значительной степени был утрачен после революции.» - Павел Нефёдов, куратор музея ВДНХ
В дореволюционной России проводилось до 16-ти тысяч ярмарок и выставок. В числе крупнейших – Всероссийская мануфактурная выставка в Санкт-Петербурге в 1870-м году. На ней представляли новейшие станки, машины для сельского хозяйства, добычи руды, ремонта паровозов, изготовления железнодорожных рельсов… А удивляли – гигантской стеариновой свечой и огромной сахарной головой. 300 тысяч человек посетили экспозицию за два с половиной месяца работы. А вот выставка в Москве на Ходынском поле в 1882 году приняла уже более 1 миллиона человек. Последняя в дореволюционной России – промышленная и художественная также с миллионом посетителей – прошла в Нижнем Новгороде в 1896-м. У нижегородцев уже тогда накопился огромный опыт и была создана инфраструктура – большие обустроенные площади знаменитой в стране и за рубежом ярмарки. И, конечно, были налажены международные связи с купцами Востока и Азии.
«Был обводной канал бетанкуровский, по имени создателя. Этот канал был приблизительно в ширину до сотни метров. По берегам этого канала располагались лавки. Их было где-то 2,5 тысячи в среднем. Это большое количество лавок. Какие-то помельче, какие-то покрупнее. Были павильоны, которые делались под определенный культурный стиль. Например, в китайском духе или в персидском духе. Больше восточное здесь преобладало. Ну и, конечно, то, что в общем-то было гордостью нашей ярмарки. Это канализационная система и водопровод. Т.е. возможности реки в полной мере использовались для комфорта людей.» - Ольга Сенюткина, профессор кафедры истории и мировой политики Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова
На Нижегородской выставке впервые были представлены гиперболоидные сетчатые конструкции инженера Владимира Шухова – создателя знаменитой телебашни на Шаболовке – и радиоприемник Александра Попова. Демонстрировались полотна ведущих русских художников. Выступления в нижегородском выставочном оперном театре впервые принесли известность певцу Федору Шаляпину. Да, экспозиции были еще и важным культурным событием.
Эту связь прогресса с культурой демонстрировала и Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, открытая в 1939-м году в СССР к 20-летию советской власти.
«В 38 году началось стахановское движение и правительство захотело отметить работников сельского хозяйства, потому что предыдущие годы для колхозников для крестьян советских были очень тяжелыми. И поэтому выставка создавалась как вознаграждение всем тем работникам, которые пережили все эти трудности... демонстрировать свод побед социалистического сельского хозяйства, именно так говорилось тогда о выставке» - Павел Нефёдов, куратор музея ВДНХ
Колхозники привозили на выставку свои достижения – от огромных тыкв-рекордсменов – до поросят и овец уникальных пород.
Дагестанский пастух и свинарка с севера никак больше не могли бы встретиться в реальной жизни, кроме как на ВДНХ. Легендарный фильм о любви в реальных декорациях Всесоюзной выставки демонстрировал не только идею дружбы народов, но и первых успехов СССР. Потому павильон механизации, где главный экспонат – трактор, как был, так и до сих пор остался центральным. Только теперь в нем космические корабли и спутники.
«Попасть на выставку человеку откуда-то из глубинки - это безусловно оказаться где-то в эдеме. Выставка не показывала страну какая она есть, она показывала страну, какая она должна быть, и причем сейчас. Там не было разговора про будущее, там речь шла о том, что вы сейчас вернетесь домой и у вас будет также.» - Павел Нефёдов, куратор музея ВДНХ
Но постепенно Выставка приобретала международный масштаб и направленность – показать достижения не только согражданам, но и доказать успех советского строя всему миру. В середине 50-х ВДНХ была реконструирована, стала масштабной и постоянно действующей. Ее начали посещать иностранные делегации. Здесь проводили международные молодежные и кинофестивали. Новая жизнь началась на ВДНХ в ноябре 2023-го года, когда здесь открылась выставка-форум «Россия».
Здесь – лучшие достижения и уникальная красота всех 89 регионов страны на современных интерактивных стендах и в аутентичных декорациях. И можно полетать над лесами и городами России на самолете, проехать через всю страну на скоростном поезде, буквально прикоснуться к древнейшей истории Сибири, Кавказа, Дальнего Востока, поучаствовать в мастер-классах, посмотреть музыкальные, театральные, исторические представления. По итогам двух первых месяцев работы главная цель выставки была достигнута. К настоящему времени число посетителей выставки уже превысило 12 миллионов человек.