Катастрофа, в один день погубившая все руководство Тихоокеанского флота СССР
7 февраля 1981 года произошла страшная авиакатастрофа Ту-104 под Ленинградом. Из 52 погибших — 16 адмиралов и генералов и почти два десятка капитанов первого ранга, занимавших адмиральские должности. Столько высших морских военачальников не погибло за всю Вторую мировую войну...
Об авиакатастрофе 1981 года, разом лишившей Тихоокеанский флот Советского Союза всех руководителей, до недавнего времени знали немногие.
7 февраля 1981 года, с военного аэродрома Пушкин, расположенного под Ленинградом, должен был вылететь самолет ТУ-104.
На нем собирались лететь домой во Владивосток участники ежегодного оперативного сбора ВМФ СССР — руководство Краснознаменного Тихоокеанского флота.
Кроме них на борту были и гражданские лица: некоторые возвращались обратно со своими семьями.
К несчастью, домой вернуться им не удалось.
Поднявшись на высоту 45-50 метров, самолёт свалился на правое крыло, ударился о землю и взорвался.
Пожарные подъехали к месту трагедии, занесенному полуметровым снегом не сразу, да и спасать уже было некого.
На месте самолета зияла черная воронка, над которой полыхало пламя.
Неподалеку от места катастрофы в снегу был обнаружен старший лейтенант техник Зубарев, случайно оказавшийся в кабине самолета и которого от удара выкинуло через носовой фонарь.
По дороге в больницу он скончался. Остальные находившиеся на борту люди погибли практически мгновенно во время взрыва.
Катастрофа унесла жизни по-настоящему уникальных военных и технических специалистов...
Адмирал Эмиль Спиридонов успешно возглавил флот в очень трудный момент, когда на вооружение были взяты атомные подводные лодки и принципиально новая техника.
Джемс Чулков. Отдал флоту почти три десятка лет.
Именно он стал "крестным отцом" первым ракето- и авианесущим крейсерам.
Вице-адмирал Тихонов осваивал совершенно новое дело: возглавил флотилию с иноходными судами, подводными лодками, самолетами и береговыми частями различного назвачения.
Расследование трагического происшествия практически сразу стало засекреченным.
Рассматривались несколько версий случившегося – от террористического акта до перегруза самолета, но улик практически не осталось.
Ни в прессе, ни по радио, о катастрофе не было сделано никаких заявлений.
Исключением стал небольшой некролог в газете "Красная звезда", который разместили на третьей полосе.
Всерьез расследовалась версия предательства и международного терроризма. Здесь подозрение пало на вице-адмирала Рудольфа Голосова, который значился в полетном списке, но не полетел.
Сам он узнал об этом спустя много лет: основным мотивом, приписанным ему было то, что именно он оказывался кандидатом на должность главы флота.
Достоверные причины катастрофы неизвестны до сих пор, а часть документов расследования и сегодня остаются засекреченными.
Для всех Вооруженных сил Советского Союза этот день стал по-настоящему черным.
Даже спустя много лет после трагического события, сегодняшнее руководство Тихоокеанского флота признает ,что образовавшуюся "дыру" не удалось заполнить до сих пор.