1468

Касбор

Было бы неправильно и несправедливо обойти в своих антарктических обзорах технику, используемую на большинстве антарктических станций, наших и иностранных -- Касборы.


А заодно мы с вами получим представление, как устроен современный санно-гусеничный поход, СГП, то бишь.


Фотки разного времени, но все мои.

Касбор Антарктида, Станция Восток, Станция Прогресс, Санно-гусеничный поезд, Длиннопост

У машины несколько названий -- ратрак, пистенбулли, касбор. У полярников в ходу последнее, очевидно, по названию фирмы-изготовителя, Karl Kässbohrer Fahrzeugwerke GmbH.


Машина лёгкая и компактная, метра на полтора-два короче семикаткового АТ-Т. Но шире за счёт своих гусениц. Габариты и обзорность места водителя позволяют ей легко маневрировать среди препятствий, которые АТ-Т просто снёс бы к хуям.


Двигло компактное, потому что турбированное. Какой-то очень распространённый шестицилиндровый мерсовский дизель.

Касбор Антарктида, Станция Восток, Станция Прогресс, Санно-гусеничный поезд, Длиннопост

Нет, это не он.

На предыдущем фото касбор вывозит с Востока отработавший своё дизель-генератор. Двигатель самого касбора находится под кабиной, между механиком-водителем и пассажиром.

Касбор Антарктида, Станция Восток, Станция Прогресс, Санно-гусеничный поезд, Длиннопост

Звукоизоляция в кабине вполне удовлетворительная, общаться можно, не надрывая голосовых связок. Обзорность великолепная, лобовые стёкла очищаются дворниками с подогревом.


Надо будет на свою Гранту такое же наколхозить.

Касбор Антарктида, Станция Восток, Станция Прогресс, Санно-гусеничный поезд, Длиннопост

Как я уже не раз писал, трансмиссия касбора гидравлическая -- это одновременно и хорошо, и плохо. Хорошо тем, что позволяет облегчить конструкцию машины -- такие тяжеленные узлы, как фрикционы, планетарные передачи, коробки передач не нужны. Упрощается управление машиной -- механик-водитель оперирует джойстиком и рулём, который можно повернуть мизинчиком.


А плохо вот этим:

Касбор Антарктида, Станция Восток, Станция Прогресс, Санно-гусеничный поезд, Длиннопост

Гидравлика очень плохо переносит морозы. В первый в этом году СГП на Востоке работы по расчистке станции от снега полностью выполнены не были именно по этой причине -- а ведь тогда было лишь чуть за тридцать! К слову, в первый СГП на Восток одна из машин вышла из строя, и осталась лежать вдоль трассы между станциями, занесённая снегом. Во второй СГП вышли из строя уже две машины потому что на них ехал Юрец. Неприятно, конечно, но это обычное дело в Антарктиде. Привет, @Alkvalond!


Разумеется, машины были доставлены на Прогресс для ремонта и восстановления.


Касбор с погруженным на него говном с Востока.

Касбор Антарктида, Станция Восток, Станция Прогресс, Санно-гусеничный поезд, Длиннопост

Поход собирается на Прогрессе, около аэродрома. Раньше центром антарктической логистики был Мирный, однако дорога с Мирного до Востока крайне опасна по причине большого количества ледниковых трещин. Дорога с Прогресса проходит по практически монолитному куполу, а, стало быть, риск провалиться в трещину сведён к минимуму.


Материальные ценности на аэродром доставляются вертолётиком. Специально обученный человек в ярком костюме повышенной парусности энергично бегает, размахивая флажками, стараясь решить одновременно две задачи -- указать место установки контейнера и не попасть под контейнер.


Работа на самом деле непростая -- нужно вовремя сообразить, что пилот понял, куда ставить груз; вовремя убежать от места выгрузки, чтобы тебя не сдуло потоком воздуха; под этим же потоком, свернувшись колобком, ухитриться вернуться к контейнеру, чтобы отцепить его; дать команду на взлёт. Последние два действия выполняются практически вслепую, потому что потоком воздуха поднимается туча снежной -- а то и совсем не снежной -- пыли. Радиостанция бесполезна, звук от турбин и лопастей такой, что не слышишь сам себя.


Меня как-то сдувало взлетающим вертолётом, и я скептически отношусь к синематографическим сценам, где главный герой и не очень главный герой спокойно беседуют под вертолётными лопастями.

Касбор Антарктида, Станция Восток, Станция Прогресс, Санно-гусеничный поезд, Длиннопост

Далее контейнер разбирается, и замороженные продукты укладываются в выкопанную в снегу яму. На поверхности ледника, невзирая на то, что он ледник, плюсовая температура, поэтому заморозка к моменту старта похода может прийти в негодность. Главное -- не забыть, где яма находится.

Касбор Антарктида, Станция Восток, Станция Прогресс, Санно-гусеничный поезд, Длиннопост

Ну и поморники -- как же без них на береговой станции! Нахальные и бесстрашные. Птичка весом с хорошего гуся, а вооружена всякими шипами и крючками что твой ИЛ-2.

Касбор Антарктида, Станция Восток, Станция Прогресс, Санно-гусеничный поезд, Длиннопост

Грузили продукты из ямы на сани -- я работал в санях. Только начали ставить вторую клеть -- а на первой уже сидит поморник и курицу грызёт. Курица глубокой заморозки, поэтому грызть у поморника получается плохо, но он настойчивый. Отогнали, курицу спасли фанерой.


Прикармливать поморников себе дороже -- это всё равно что гопников пивом угощать. В один прекрасный момент поймёшь, что, по мнению гопника поморника, ты обязан это делать.


Как-то увидел мирно гуляющего поморника, мирно посматривающего, где бы чего спиздить. Достал из кармана завалявшуюся сушку, разломал её, и на перчатке кусочек предложил ему. Поморник секунд пять посомневался, подошёл, и попытался его взять. А я его в этот момент за клюв -- хвать! Подержал трепыхающуюся птичку, отпустил. И снова протянул ему кусочек сушки. Думал, поморник обидится на такое обращение -- ничего подобного! Снова подошёл, и снова я его схватил за клюв. На третий раз поморник уже попробовал взять сушку с лёту. Получил по клюву, отошёл в сторонку, задумался. Тут я понял, что поморник уже решил просто так меня не отпускать, поэтому кинул ему этот кусочек и свалил себе. Воевать с такой рассерженной шипастой хуйнёй мало не покажется никому.


Вот наш повар полез в ящик за колбасой, а рядом уже поморник трётся.

Касбор Антарктида, Станция Восток, Станция Прогресс, Санно-гусеничный поезд, Длиннопост

Вещи и продукты, не подлежащие заморозке, грузятся в обогреваемый балок-склад. Он как раз за жилым.

Касбор Антарктида, Станция Восток, Станция Прогресс, Санно-гусеничный поезд, Длиннопост

Внешне все балки одинаковые, и отличить склад от жилого балка сложно. Разве что у жилых балков сбоку находится выход от электрогенератора, и площадка у входа гораздо уже.

Касбор Антарктида, Станция Восток, Станция Прогресс, Санно-гусеничный поезд, Длиннопост

Полозья балков (и саней) массивны, нижняя поверхность покрыта каким-то пластиком, чтобы они меньше примерзали к Антарктиде.

Касбор Антарктида, Станция Восток, Станция Прогресс, Санно-гусеничный поезд, Длиннопост

Но примерзают всё равно, поэтому о начале движения механики-водители всегда предупреждают по радио. Личный состав внутри жилых балков в панике растопыривается между тем, что найдёт, и поезд стартует.


Внутреннее убранство жилого балка не впечатлит имеющих опыт путешествий в плацкарте РЖД. Слева внизу тот самый пингвинчик на кольце чеки, который за время наших с ним путешествий потерял одно крыло.

Касбор Антарктида, Станция Восток, Станция Прогресс, Санно-гусеничный поезд, Длиннопост

У входа каждого жилого балка имеется дизель-генератор. Один из выходов расключён снаружи, чтобы в случае чего можно было запитать другой балок или машину. Энергии в Антарктиде много не бывает.

Касбор Антарктида, Станция Восток, Станция Прогресс, Санно-гусеничный поезд, Длиннопост

Имеются кой-какие удобства. Писсуар, умывальник, и биотуалет.

Касбор Антарктида, Станция Восток, Станция Прогресс, Санно-гусеничный поезд, Длиннопост

Ну вот, всё готово. Земля прощай, в добрый путь!

Касбор Антарктида, Станция Восток, Станция Прогресс, Санно-гусеничный поезд, Длиннопост

Этот пост -- мой последний антарктический в этом сезоне. Моя зимовка заканчивается, через пару дней мой самолёт на Прогресс. Думаю, сразу же нас отправят на «Фёдоров», поэтому отвечать вам возможности у меня не будет.

Касбор Антарктида, Станция Восток, Станция Прогресс, Санно-гусеничный поезд, Длиннопост