Как я сделал электрогитару. Vol 4, Мультимензура.
Всем привет!
В этой части я расскажу о своем опыте эксперимента с мультимензурой. Когда я увидел на youtube гитары с мульименурой, они меня очень сильно заинтересовали. Казалось, что это что-то невероятное, и наверняка позволит получить крутой звук, сделать гитару более универсальной, я решил это проверить.
Коротко о том что такое мультимензура. Как Вы наверно знаете, мензурой называется расстояние от верхнего до нижнего порожка гитары, или активная длина струны. В интернете много информации по этой теме. У обычных гитар все струны имеют одинаковую мензуру, с некоторыми поправками. Каждая струна гитары же с мультимензурой имеет индивидуальную мензуру, а лады при этом расходятся веером. Что это дает? Согласно википедии "гитара с переменной мензурой позволяет сделать натяжение всех струн равномерным и лучше держит строй. Также переменная мензура позволяет создавать инструменты с сильно увеличенным диапазоном. Басовые струны гитар с переменной мензурой звучат мощнее, а тонкие дают более мягкий и яркий звук, нежели у обычных гитар."
Итак, приступим к постройке гитары. Первым делом необходимо выполнить расчет накладки гитары, для чего нужно определиться с длинами мензуры 1-й и 6-й струн. Чтобы долго не фантазировать, я решил взять для первой струны (ми 4-й октавы) мензуру, применяемую Гибсон, а для 6-й струны - мензуру применяемую Фендер, 24.75 и 25.5 дюймов соответственно. Покопавшись в интернете я нашел сайт, где можно посчитать накладку, введя только длины мензур и еще пару параметров, и сформировать CAD файл с чертежом будущей накладки. Оформив его соответствующим образом, я заказал изготовление на лазере шаблона накладки из прозрачного акрила (будет показан на фото далее). Заказав необходимую фурнитуру приступил к изготовлению.
На первых трех фото показаны имевшееся у меня дерево, подходившее для изготовления корпуса гитары: африканский махагон с полосками американского ореха.
Склеиваем все это добро, строгаем фуганком:
ПОлучаем заготовку корпуса (на заднем плане шаблон корпуса, изготовленный мной заранее из фанеры):
Далее выпилив с припуском электрическим лобзиком и отфрезеровав по шаблону получил почти готовый корпус:
На этом этапе откладываю корпус и приступаю к изготовлению грифа. В качестве накладки решил использовать экзотическое дерево - зебрано. Красиво выглядит, а по свойствам похоже на палисандр. На фото ниже показан акриловый шаблон и заготовка накладки с разметкой.
Сам гриф решил сделать переклеенным из 3-х частей: ореха и махагона. В этом случае он будет более устойчив к изменения погоды и климата. Перо грифа я выбрал от musicman. Так выглядит получившаяся заготовка грифа:
Так же, я решил добавить перу грифа наклон, чего раннее не делал. Это позволит избавиться от ритейнеров. Для этого пришлось распилить заготовку грифа под углом 9 градусов и еще раз переклеить её:
Далее сделав пропилы под лады, профрезеровав паз для двухстороннего анкера, выпилив и отфрезеровав по шаблону форму грифа и накладки получил следующее:
Тщательно проверив все, приклеил накладку к грифу, после этого какие либо доработки по части анкера будут невозможны.
Теперь можно снова вернуться к корпусу. Имея фурнитуру и гриф, разметил по чертежу расположение бриджей (у каждой струны индивидуальный бридж), звукоснимателей, кармана грифа, всяческих скосов и т.п., и перенес это на дерево:
Примерка грифа и фурнитуры (по пути установил, пошлифовал и закатал лады):
Перед установкой грифа вывожу его профиль с помощью рашпилей и наждачки:
Пришло время одной из самых ответственных операций: вклейке грифа. Я решил сделать его вклеенным чтобы избавиться от ненавистной мне пятки фендеров. Сложность этой операции в том, что клей весьма скользкий, и если гриф "съедет" со свой оси, гитара не будет строить, или еще хуже, часть струн будет висеть не над грифом.
После того как клей высох, убирал пятку стаместкой и выгладил наждачкой. Теперь это похоже на гитары со сквозным грифом.
Отшлифовал корпус наждачной бумагой, перешел к самомому приятному - финишному покрытию, древесина проявляет свою текстуру.
Ну и наконец после нескольких дней ожидания, а затем нескольких дней доводки финиша, долгожданная сборка и игра на инструменте. Вот так выглядит получившаяся гитара:
Выводы. На первый взгляд кажется, что на гитаре с наклонными ладами играть совершенно неудобно, но это не так. Рука быстро привыкает, а наклон ладов способствует меньшему напряжению в кисти. Что же касается звука, о нем можно судить по видео. В целом, меня крайне удовлетворил полученный результат. Кроме собственно гитары, у меня остался опыт, который как известно не купишь.
Напоследок, фото с котиком, который тоже заценил гитару:
Я с радостью отвечу на все вопросы в комментариях. Всем добра!