64

Как велосипеды переключатель получали

Итак, первый мой пост на такую тему. Если зайдет, буду писать еще.

Первые серийные велосипеды имели прямой привод с педалей на большое переднее колесо, а затем, более чем на сто лет, цепь стала основой трансмиссии велосипеда.
Широкое распространение цепей просто объяснить, ее плюсы очевидны:
Дешевизна
Высокий КПД и нагрузочная способность
Возможность использовать цепь с несколькими звездами
Есть конечно и недостатки — цепь растягивается и изнашивается, за ней нужно следить и смазывать, и её нужно периодически менять, но рассказ о видах трансмиссии и их плюсах и минусах оставим на потом.

Основоположник современного переключения - Туллио Кампаньоло, запомните это имя, в этой рубрике оно будет звучать еще очень много раз, основатель компании Campagnolo на базе мастерской своего отца в Виченце. За время своей жизни изобретательный велосипедист получил 135 патентов, один из которых - первый переключатель, патент на который регистрируется 4 мая 1933 года, а презентация рабочего прототипа происходит в Августе того же года. 

Назвать изобретение одним словом “переключатель” никак не получится. Была разработана целая система “скользящая втулка с двухрычажной системой переключения передач обратным вращением педалей”. Выговорить даже сложно.

Конкурирующая фирма, Vittoria, сделала прорыв на год раньше (1932 год) в области переключений. В районе каретки располагался фиксирующийся рычаг натяжителя цепи, втулка колеса содержала несколько звездочек. Чтобы осуществить переключение требовалось ослабить натяжение цепи, рукой в перчатке переместить цепь на необходимую звезду и прокрутить педали в обратную сторону, после чего натяжитель вручную возвращался в исходное положение.

Непросто, говоришь? Да, непросто переключаться было в те времена далекие. А ничего лучше не было. Или было?

Было. Как уже и говорилось, в 1933 году Кампаньоло порадовал профессионалов появлением своей системы. Изначально она содержала в себе два рычага на заднем правом верхнем пере, дропауты представляли из себя линейную шестеренку.

Работала система следующим образом:
В движении прекращается вращение педалей
Первым рычагом разблокируется крепление колеса
Вторым рычагом цепь перемещается к нужной звездочке
Далее происходит вращение педалей назад, а вместе с ним и переключениеЗатем следует перерыв вращения педалей для закрепления эксцентрика первым рычагом.
Всё, передача переключена, потеря скорости минимальна, нет необходимости в натяжителе цепи, руки чистые, не надо возить перчатки.

Как велосипеды переключатель получали Велосипед, Переключатель, Длиннопост, Технологии

В дальнейшем система переключения модернизировалась (вплоть до 1949 года), и конечная ее реализация имела всего один рычаг (Cambio Corsa, название было изменено с 1946 года), которым осуществлялись все операции, а это еще раз ускорило все переключенческие мероприятия, хотя вращать педали назад по-прежнему требовалось.

Тот же 1949 год ознаменовался появлением Campagnolo на выставке в Милане, где был представлен первый прототип переключателя с параллелограммом в своей основе и подпружиненной лапкой, выполняющей роль натяжителя цепи, управление осуществлялось двумя тросами. В 1951 году был представлен рабочий прототип, который управлялся всего одним тросиком. Манетки закреплялись в торцах руля.
Да, “манетки” во множественном числе, так как вместе с тем появился и передний переключатель, а значит и передних звезд стало больше.
Всё оборудование довольно увесистое, так как используется хромированная бронза, алюминий придет позже, но будет использоваться не во всех групсетах.

Как велосипеды переключатель получали Велосипед, Переключатель, Длиннопост, Технологии

Собственно, вот, мы и добрались до современного переключателя, каким его знают все. Велосипедисты старой закалки и по сей день называют переключатели передач на велосипеде “кампаньолой”.

Кстати, в разных источниках указывается разное расположение манеток. Одни пишут, что манетки располагались на нижней трубе, другие пишут, что манетки были встроены в торцы руля. Неразбериха. А еще до 80-х годов переключение было безындексным, то есть гонщику вручную приходилось с помощью манетки контролировать натяжение троссиков и положение переключателя.

Как велосипеды переключатель получали Велосипед, Переключатель, Длиннопост, Технологии

К этому моменту (1951 год), у компании уже имеется производство в Италии и Франции, нанято более 123 сотрудников. В течении 50-х годов в свет выходят первые переключатели по доступным ценам для широких масс, производятся 5-ти болтовые системы шатунов, двух-болтовые подседельные штыри, педали. В конструкциях преобладает сталь, бронза и алюминий.
В 1958 году патентуются пустотелые болты под шестигранный ключ, для закрепления звезд на шатунах, нам они известны сегодня как “бонки”.
В 1961 году спереди уже три звезды, что открывает перед гонщиками небывалые возможности.

Собственно, так зародилась современная трансмиссия велосипеда, следующий пост будет о том, как она стала индексной (появились щелчки и четкое полодежение переключателей).