Как уменьшить агрессию и гиперактивность у школьников?
Через неделю начнется новый учебный год и он опять принесет как победы наших детей, так и проблемы. Проблема номер один, с чем могут столкнуться наши дети в начальной школе - это детская жестокость и агрессия. Чьи-то дети будут маленькими деспотами, чьи-то станут жертвами травли и насмешек.
Фото взято с сайта https://www.pravmir.ru
Заведующая кафедрой юридической психологии и права факультета "Юридическая психология" МГППУ Римма Чиркина предложила использовать финский опыт программы ранней профилактики девиантного поведения.
В России ее назвали "Умелый класс". Это игровая методика, которая позволяет создать в классе или в группе детского сада доброжелательную атмосферу, помогает снять тревожность у детей, а значит, и агрессию. Причем, участниками должны быть не только дети, психологи и педагоги, но и родители.
Как работает методика?
Слово "проблема" забываем, зато активно используем слово "навык". Учитель договаривается с ребятами, что они все вместе, например, голосованием, выбирают один навык из шести предложенных, который будут закреплять.
Вот эти шесть навыков:
собирать портфель
выполнять домашнее задание
поднимать руку
слушать учителя
разрешать споры
держать себя в руках
Методика предлагает 15 шагов, чтобы с помощью психологических приемов поддерживать ребенка, напоминать ему о том, что он учится новому, не обижать, если что-то пока не получается, поощрять за успехи.
Как закрепляем навыки?
Ребенок сам должен понять, что ему надо чему-то научиться.
Например, он получил плохую отметку, потому что не выполнил домашнее задание. Забыл.
- "Я все время что-то забываю", - говорит он родителям.
- "А ты хочешь научиться не забывать?"
- Да".
- "Когда ты будешь этому учиться, кого мы позовем, чтобы поддержать тебя?"
- "Я хочу, чтобы это заметила МарьИванна".
- "Когда ты этому научишься, как мы это отпразднуем?"
- "Купим торт, пойдем в кафе…"
- "Кто будет напоминать тебе, чтобы ты не забывал о том, что учишься новому?"
- "Панда, фиксик, динозавр, Рапунцель…"
- "А кто из героев мог бы тебе помочь?"
- "Робот-полицейский, человек-паук, Гарри Поттер…".
Если ребенок усвоил навык, выполнил домашнее задание, сдержался и не полез в драку, не забыл поблагодарить - получает поощрение, о котором надо заранее договориться. Это может быть звездочка, шарик, макаронина - все, что угодно. Важен сам факт поощрения, который он может продемонстрировать другим в классе.
Допустим, прошло 3-4 недели, все идет хорошо, класс удалось увлечь, родители помогают детям, учитель видит положительный результат - самооценка детей повышается, тогда можно переходить ко второму этапу, индивидуальному.
Тут уже каждый ученик выбирает один из 22-х предложенных индивидуальных навыков. Среди них - "умею говорить "нет", "умею благодарить других", "могу контролировать свой гнев", "я умею слушать других"… И снова - такое же закрепление с напоминанием и поощрением.
Эксперимент показал: дисциплина и атмосфера в классах, которые работали по этой методике, стали гораздо лучше. "В классе не остается незаметных детей, класс становится сообществом поддержки".
Программу "Умелый класс" успешно применяют около 50 школ России. Эта методика будет полезной не только для учителей, но и для всех родителей, у которых есть дети от 5 до 10 лет.
Материал подготовлен на основании статьи "Российской газеты"
Психология | Psychology
27.1K поста61.3K подписчиков
Правила сообщества
Обратите особое внимание!
1) При заимствовании статей указывайте источник.
2) Не выкладывайте:
- прямую рекламу;
- спам;
- непроверенную и/или антинаучную информацию;
- информацию без доказательств.