Как снимали фильм"Движение вверх".Трюки, подготовка, особые камеры и спецэффекты.

Как снимали фильм"Движение вверх".Трюки, подготовка, особые камеры и спецэффекты. Как снимали, Фотография, Движение вверх, Длиннопост

После выхода в 2013 году фильма ЛЕГЕНДА №17 стало понятно, что зрителю интересны национальные спортивные истории с большой победой. Тогда в поле зрения студии «ТРИТЭ» попала автобиография великого баскетболиста Сергея Белова «Движение вверх», написанная им в соавторстве с Александром Коноваловым, возглавлявшим российскую Ассоциацию студенческого баскетбола. Оказалось, что Ассоциация давно выступает с инициативой создания картины, посвященной знаменитой победе советской сборной над американцами в финале мюнхенской Олимпиады, и даже уже располагает проектом синопсиса картины. Оригинальный сценарий заказали Николаю Куликову (ШПИОН, ЛЕГЕНДА №17, ЭКИПАЖ). Идею с воодушевлением поддержали и в Министерстве культуры РФ, и в Фонде кино, а затем к работе над фильмом подключились канал «Россия 1» во главе с Антоном Златопольским и кинокомпания «Централ Партнершип» во главе с Павлом Степановым.

Консультантами проекта выступили участник золотого матча Иван Едешко, а также сын Сергея Белова, Александр, который исполнил небольшую роль (игрока сборной СССР Геннадия Вольнова) и стал постановщиком всех игровых баскетбольных сцен в фильме. «У нас были невероятные консультанты, – вспоминает Владимир Машков. – С нами всегда был Александр Сергеевич Белов, сам – баскетболист, невероятного таланта человек. Я за ним наблюдал, он подробно разводил баскетбольные сцены, и каждая была максимально близка к тому, как это было на реальной игре. Также с нами очень часто был Иван Иванович Едешко, он утверждал некоторые ключевые реплики. У нас были распечатки с его ценными наставлениями».

Как снимали фильм"Движение вверх".Трюки, подготовка, особые камеры и спецэффекты. Как снимали, Фотография, Движение вверх, Длиннопост

Специально для проекта было пошито более 500 костюмов – «гражданских» и спортивных комплектов. На актерах массовых сцен также можно увидеть винтажную одежду конца 1960-х – начала1970-х годов. Для главных героев было создано по 4 комплекта игровой формы, а также спортивные костюмы и повседневные образы. Для эпизодов мюнхенской Олимпиады была воспроизведена историческая форма спортсменов из десятка стран. Кроме того, для картины заказали более 20 «исторических» баскетбольных мячей, сделанных по советским стандартам для международных соревнований, а также специальные мягкие мячи, использовавшиеся во время съемок трюков.

Как снимали фильм"Движение вверх".Трюки, подготовка, особые камеры и спецэффекты. Как снимали, Фотография, Движение вверх, Длиннопост

«Съемки баскетбола были беспрецедентными, – делится впечатлениями продюсер Леонид Верещагин. – Выскажу мнение, что так баскетбол не снимал еще никто в мире. Оператор–постановщик Игорь Гринякин сумел погрузить зрителя в эпицентр этой очень динамичной игры. Камеру необходимо было научить летать быстрее мяча, так как вся драма происходит на его кромке. Игорю и его команде это удалось блестяще».

Баскетбол снимали 6 операторских команд на 6 камер – уникальный случай в отечественной киноиндустрии. Перемещавшаяся по тросам под потолком камера-«паук» отвечала за скорость и географию спортивных элементов. Систему для камеры-«паука» с нуля создали молодые инженеры из МГУ. Она быстрее, мобильнее и дешевле всех зарубежных аналогов.

Другая камера постоянно находилась в гуще событий, будучи «шестым» игроком на поле. Третья работала на крупные планы, четвертая снимала исключительно соперников советской сборной. Еще одна камера отвечала за рост и ракурс и, наконец, камера-«рапид» фиксировала происходящее, замедляя время. Воедино все сигналы с площадки сводила синхронизирующая аппаратура Q-take. Под потолком спортивных арен было подвешено 800 кВт теплого света, что позволило снимать в высоком разрешении 4К.

Как снимали фильм"Движение вверх".Трюки, подготовка, особые камеры и спецэффекты. Как снимали, Фотография, Движение вверх, Длиннопост

«Мы это сняли с профессиональными баскетболистами, – продолжает Мегердичев. – Реконструировали игру, изначально ее усилив. Мы сказали себе: «А давайте представим, что это хоть и 1972 год, но каждый игрок обладает всем арсеналом, что есть в современном баскетболе». Нам нужно было сделать игру максимально красивой».

Число актеров массовых сцен в некоторые дни достигало 500 человек. «Это было впечатляюще, – говорит Владимир Машков. – На площадке были также актеры массовых сцен. Их было по 500–600 человек, которые действовали в зале в жару. Градусов под 50 там было всегда…».  Тем не менее в кадре зрители видят куда больше зрителей, чем 500 человек, потому что компания CG Factory (ЭКИПАЖ, ОН – ДРАКОН, МЕТРО) под руководством Александра Горохова создала систему клонирования массовки, позволяющую работать с фотореалистичными персонажами. Ее использовали на сверхобщих и средних по крупности планах.  

В рамках подготовки к съемкам исполнители главных ролей тренировались по несколько часов в день на протяжении нескольких месяцев. «С того самого дня, когда мне предложили сделать пробу на Сергея Белова, я и начал тренироваться, – рассказывает актер Кирилл Зайцев. – Я посвящал баскетболу все свое свободное время. Я начал качать ноги, как Сергей Белов, чтобы увеличить прыжок и исполнить мечту школьных лет – забить сверху в стандартное кольцо высотой 3,05 м от паркета. Я смотрел много видео на YouTube: мастер-классы Белова и ролики, где темнокожие баскетболисты обучают дриблингу и другим элементам. И просто много играл – неважно с кем (со взрослыми мужиками или со сверстниками), неважно где (на улице или в зале) – я играл в баскетбол. В таком режиме тренировок я провел 8 месяцев. Когда меня утвердили (и это, конечно, было абсолютное счастье!), я уже набрал какой-то уровень и продолжил заниматься, разучивая уже конкретные комбинации для фильма».
 
Финальный матч – кульминацию картины – репетировали 6 месяцев, предварительно разложив на 300 игровых эпизодов. Режиссер и оператор «разрезали» всю игру на секунды и для каждого мгновения придумали свой ракурс. Сами съемки финальной игры продолжались месяц.