Как скромность учёных лишила Гитлера атомной бомбы
29 августа, между прочим, мы должны почитать не меньше, чем 9 мая. Именно на последнем излёте этого обильного во всех отношениях месяца 70 лет назад Россия, она же СССР, стала обладательницей ядерного оружия.
О важности этого события можно говорить бесконечно, однако оставим этот кусок хлеба с маслом реальным специалистам и маниакальным графоманам – пусть делят.
Ныне же, с высоты указанного количества годов и относительной безопасности (дрязги по всем СНВ и ДРМСД, приключившиеся недавно предлагается пока отложить) можно позабавиться мотивацией, повлёкшей за собой вышеперечисленные договоры.
Наши обзавелись бомбой из вполне прагматичного страха перед США, которые на примере Японии показали, как может овеществиться классическая абстрактная формула е равно мц квадрат. Американцы в свою очередь вышли на атомную кривую из не менее прагматичного опасения, что гитлеровская Германия заполучит оружие возмездия раньше их, и тогда ещё не родившаяся на свет максима о кузькиной матери станет суровой реальностью для всего мира.
В нацистской модификации, естественно.
Были ли оправданы наши и американские страхи. Более чем. Однако, сегодня (из уст советника директора Национального исследовательского центра «Курчатовский институт») выясняется, что именно помешало фюреру овладеть чудодейственным джином.
Оказывается, всё пошло так, как оно пошло.
Всего из-за двух факторов.
Первый – чрезвычайная скромность (по всей видимости, подпитываемая страхом загреметь в застенки СС) гитлеровских физиков, в частности Вернера Гейзенберга.
Она и только она помешала заявиться на приём к Адольфу и учтиво попросить несколько сотен миллионов рейхсмарок на проект. Вот Вернер фон Браун не скромничал и на свои ФАУ-2 раскрутил Гитлера по полной. Да, результат оказался не ахти, но денежки-то потратили.
Фактор второй – недостаточная эффективность хвалёной разведки Третьего рейха, изрядно тормозившая работы физиков со свастикой: медленно они воровали секреты. Именно времени Гейзенбергу и не хватило. Только-только что-то начинало наклёвываться, а на дворе уже стоял 1945 год и бесноватому было уж не до тонкостей ядерной физики. Последний эксперимент по теме – да и тот неудачный – прошёл уже когда советские танки готовы были перепахать в мясо Берлин.
Теория, конечно, странная и имеет явно выраженный привкус наивности.
Простим же ей это.
Хотя бы потому, что слово «хибакуся» молодёжь сегодня (да и большинства из немолодёжи) путает со словом «ниндзя».
Источник: Спутник/Новости