Как мы открывались?
Приветствую всех пикабушников! Начну с начала.
Идея открытия своего заведения возникла еще в 2014 году. Первый раз мы с моим будущим партнером об этом заговорили в марте 2015 года. Тогда я управлял другим заведением в центре Москвы, а он был постоянным гостем. С момента первого разговора до каких-либо действий прошло около 3-х месяцев. В июне 2015 года мы встретились еще раз и обсудили более-менее конкретный бизнес-план. В его подробности сейчас я вдаваться не буду. Если кому станет интересно, как составляется план развития подобного бизнеса, я выделю отдельный пост.
Помещение. Именно с этого момента начинается история любого заведения. Мы сразу решили, что оно у нас будет небольшим. Меньше 100 кв. метров. Данный момент дает несколько "привилегий", например необязательное наличие пожарного выхода, меньшая сумма аренды, возможность более точно работать над своей целевой аудиторией. Ведь, маленькое помещение гораздо проще загрузить посетителями. А с момента загрузки уже можно детально прорабатывать аудиторию, отсеивая ненужные слои.
С начала июня до середины июля мы занимались тем, что ходили по разным заведениям своей направленности, преимущественно топовым, и подмечали моменты, которые хотим у себя видеть. С середины июля до середины сентября мы занимались поиском помещения. Последовательно проезжая и просматривая все подходящие для нас варианты. Критерии поиска были такими: аренда меньше 150к рублей, площадь менее 100 кв. метров, шаговая доступность от метро, не подвал, административное или жилое здание здание с коммерческими этажами, свободный доступ 24 часа в сутки. Старались также высматривать место с минимальным количеством требуемого чернового ремонта. Выполнить все условия удалось, лишь, отчасти. Начинали поиски с центра города, постепенно удаляясь. За 2 месяца мы просмотрели около 15-ти предложений по аренде. И только последнее, упавшее нам в руки случайно, мы одобрили. К слову, находится оно на самой окраине города в новом районе. Выбор района тоже играл существенную роль. Это должна быть максимально густо населенная часть города или менее населенная, но с людьми доходом выше среднего. Остановились мы на новой части города Реутов, состоящей полностью из новостроек. Здесь нет расселенцев-очередников, то есть все квартиры покупаются за вполне реальные деньги. А в ближайшее время прямо напротив помещения будет создана большая транспортная развязка. Плюсом также явилось то, что помимо нашего района в легкой транспортной доступности есть еще несколько густонаселенных мест. Сыграло роль и метро, от которого до нас 10 минут пешком.
Вот так выглядело помещение, когда мы его сняли.
Абсолютно никакого ремонта. Нет пола, коммуникаций, мокрой точки, света, подоконников и т.д. Бюджет на открытие не более 2 млн. рублей. Сумма скромная, но мы верили, что нам это под силу. Зайдя в помещение, я сразу почувствовал, что оно наше. Не буду долго философствовать, но ощущение все-таки было.
Плюсами из условий аренды стало: большие каникулы, 3 месяца, из которых мы 2 потратили на ремонт, а еще месяц мы зарабатывали не выплачивая арендную плату, скромный страховой депозит, всего 25% от полного месяца, договор на 5 лет с регистрацией, собственник - молодой парень, увлекающийся кальянами.
Две недели были потрачены на составление проекта заведения, подбор материалов, выбор рабочих для осуществления ремонта. Хотя, в итоге, почти все время мы им помогали и многое делали сами.
Так все выглядело на бумаге в черновом варианте:
Теперь стоит подробнее остановится на ремонте. Первое, что было сделано - это вывод мокрой точки и канализации, что осуществила управляющая компания абсолютно бесплатно. Далее было возведение стен для организации туалета и служебного помещения. Для них мы использовали пеноблоки. Дешево и надежно. Стоимость стен, примерно 40к. Далее были стойки бара и кальянных мастеров, они по центру, стоимость около 20к деревянных. Затем заливка пола. С ней целая отдельная история. Дело в том, что нам нужно было быстрое решение, которое позволило бы почти сразу продолжать отделочные работы. Мы нашли всего две компании, которые смогли за 1 сутки сделать полную заливку, а через три дня уже можно было продолжать работы. Вывод мокрых точек за бар и стойку кальянов осуществлялся непросредственно перед заливкой пола. Это уже денежные вливания, т.к. трубы мы провели через подвал, стоило удовольствие 20к под ключ. Без помощи сантехников управляющей компании не обошлось.
Наступила очередь стен. Мы решили оставить фактуру бетона для реализации нашей задумки. Но лофт, это только выглядит дешево. Стены отшлифовали, почистили, покрыли грунтовкой, затем лаком, после еще один слой грунтовки и краска. С потолком аналогично. Причем потолок здесь совсем не простое занятие, высота 4 метра. Минус неделя работы каждый день. Дальше была разводка света и вентиляция. Учитывая параллельную работу, мы потратили еще неделю. Что касается ценников, только проводка вышла в 35к, стены уже не помню. Вентиляция около 200к.
Касаемо вентиляции. Для кальянной действуют нормы "курилки", то есть прокачка полного объема помещения должна быть 8-10 раз за час. Не смотрите на обороты двигателя, только показатель объема и шумности для вас должен быть важен. Наш двигатель дает всего 39дб шума, когда играет музыка его не слышно.
В качестве напольного покрытия выбрали ламинат. Это не самое практичное решение для кальянной, т.к. падать угли у вас будут, а соответственно будут дырки. Но плитка к нам не подошла, вкупе с бетонными стенами она даст нам бункер бомбоубежища, но никак не уютное помещение.
На 2/3 ремонта заведение выглядело вот так:
В принципе, оставалось дело за малым, собрать мебель и привести все в порядок, поставить оборудование. Но именно эти мелочи отняли у нас больше всего времени.
Мебель мы выбирали очень тщательно. Изначально планировалось делать ее на заказ по собственному проекту. Впоследствии мы отказались от этого решения, был велик риск, что может получится неудачный вариант, а времени на изменение уже не будет. Взяли традиционную икею. Не самую дешевую и максимально удобную. Не только с точки зрения посадки, но и ухода. Чехлы на диванах и подушках съемные, можно постирать, в случае падения угля не нужно менять диван полностью, можно ограничиться чехлом. Опять же варианты расцветки. Вся мебель вышла около 500к, примерно в такую же сумму обошлось оборудование.
Мне хочется максимально подробно остановится на всех моментах заведения. Но это огромная тема. Поэтому считаю нужным сейчас перейти к завершению. Ремонт и открытие нам вышли в 2,5 млн руб. Оно состоялось 14 ноября 2015 года. Вот фото с этого самого дня:
За качество всех фото материалов прошу прощения, делали на пеноблоки.
В следующих постах я расскажу о подборе команды заведения, ассортименте, выборе оборудования и подробно расскажу о экономической составляющей. Спасибо всем, кто дочитал до конца. Ниже наша идея заведения и фото после открытия. Коммент для минусов есть. Всем мира и добра.
"Когда мы думали над концепцией места, нам очень хотелось создать что-то, действительно, уникальное. Воплотить такую идею, какой еще не было в кальянной отрасли. И мы нашли ее.
В 80-х годах очень многие, ныне крупные и известные, компании начинали свой путь. Зачастую их местом обитания, то есть офисом, становились гаражи, где основатели работали над своими проектами день и ночь.
Мы считаем, что именно в этих гаражах создавалось наше высокотехнологичное будущее. Там царила атмосфера креативности и всепоглощенности своим делом. Как и эти люди, мы глубоко увлечены своим делом и отдаем ему все силы. Мы постарались в нашем заведении воссоздать ту эпоху и время, ту атмосферу и антураж, которые сподвигли своих обитателей на высокие свершения.
G6 - это объединенная концепция тех самых офисов в гаражах. В самом интерьере вы увидите портреты основателей компаний, которые поднимались с самых низов. Настольные интеллектуальные игры, а также постоянно пополняемую бизнес библиотеку. После открытия проекта, мы будем регулярно проводить мероприятия в стиле учись и расслабляйся или проводи отдых с пользой."