Из истории самарской драматургии.

Лауреаты, стипендиаты, гранты, букеры, оскары... Чем еще меряются современные драматурги и сценаристы?

А известный самарский писатель Александр Неверов (автор повести "Ташкент - город хлебный") мог еще такую строчку в резюме добавить:

Из истории самарской драматургии. История, Голод, Театр, Пьеса

Похвалили его за готичную пьесу "Голод" (в двух действиях, трех картинах), написанную в зиму 1921-22 гг. Считаю ее эталоном жанра "все умерли".


Действие пьесы происходит поздней осенью 1921 года в избе безымянной самарской деревни.

В избе сидят десятилетний Петька и его мать Лукерья. Они ждут когда помрет дед Матвей и изводят того вопросами: "скоро уже?", "ну помер, что ли?". Дед Матвей, "шестидесятилетний старик", помирать не хочет и вяло отбрехивается.

Отец, "пожилой мужик" Егор Мешков, ушел в волостной центр за мукой. Его тоже сильно ждут, но только чтоб дед сначала помер - лишний едок не нужен.

Неожиданно приходит шестнадцатилетняя сестра Петьки Дуня. Она четыре дня назад ушла в город. До города не дошла: ее на станции облапал какой-то хрен и свалил с ее вещами, потом ее подруга сорвалась с крыши вагона прямо под колеса, потом соседка из села сама легла под паровоз - вот Дуня психанула и вернулась, есть просит.

Мать и Петька теперь ждут и ее смерти - папка же муки только на троих принесет.


Приходит отец. Злой и без муки - оказалось нелепые слухи про раздачу. Видит Дуню и вламывает ей. Она ложится на скамейку и собирается помирать. Петька теперь ее спрашивает скоро ли помрет. Мать с отцом ругаются.

Дед не выдерживает балагана, уступает внучке место на печи, а сам, обматерив всех на прощание, уходит помирать на кладбище.


Ночью мать с отцом идут грабить амбар с мукой. Валят ломом наглухо сторожа Акима (для верности еще душат веревкой), вскрывают амбар, хватают мешок и бегут домой.

Дома мешок развязывают, а там зола.


Финал пьесы трудно назвать жизнеутверждающим:

Из истории самарской драматургии. История, Голод, Театр, Пьеса

Пьеса опубликована в сборнике Самгубпомгола "Книга о голоде", Самара, 1922, с. 54-66.

(с) d-clarence

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
5
Автор поста оценил этот комментарий

Пьеса - класс!!! :-)))

Реально голодающие, если уже на стадии "ложись помирать",  ездить в город, убивать сторожа, бегать с отягощением - неспособны.  Такой китч сотворить - это надо постараться. Блин, я даже понял, что это мне напоминает: комедию "мистер Питкин идёт на войну", там такой же по стилю фарс.

раскрыть ветку (2)
5
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Ну, на стадии "ложись и помирай" там судя по по всему только дед (возможно еще Дуня). Отец куда то ходил, значит силы какие никакие есть.


В конце концов есть же пример Ленинграда - там люди умирали на ходу. Истощенными работали и там же, в траншеях умирали. Так что тут все не так просто.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Ты кто? Дурак или притворяешься?

Истощенные не работали, не воевали, и ничего не могли делать. Умирали от истощения долго, неделями лёжа в своих квартирах, не в силах выйти.  Трупы на улицах Ленинграда - это не рабочие или военные, это простые горожане, "вшивая интеллигенция", как о них отзывались, упавшие и замёрзшие. Летом таких случаев не было, люди не замерзали после голодного обморока, т.к. было тепло. Те, кто воевал или работал на производстве, получали еду в достаточном количестве. Мало, но примерно 3500 ккал в сутки, иначе бы они просто не смогли двигаться.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку