История пейзажа

История европейской живописи позднего Средневековья напоминает историю выздоравливающего после операции на зрение.


"Чтобы нарисовать гору, положи на стол перед собой камень и скопируй его так точно, как только сможешь", — симптоматично советует итальянское руководство по живописи начала 15 века, подтверждая принцип: изображено может быть только то, что рядом, то, что можно увидеть целиком, потрогать, взять в руку. Природа — это что-то по дефолту непонятное и опасное, и довольно долго она присутствует на картинах и миниатюрах в виде разве что вот таких срисованных с камушков игрушечных гор и символических деревьев на золотом фоне, а ещё hortus conclusus-а — куска приручённой человеком земли с поимённо известными растениями. Тревожный внешний мир прорывается в уютные евангельские сцены постепенно, через готические окна сцен Благовещения, пока наконец, на заре 16 века, библейские фигуры не оказываются затерянными посреди необъятных, ослепительных равнин с кудрявыми скалами, бурными реками, городами, облаками, лесами, пастухами, оленями.


В выставочных каталогах такие пейзажи обычно называют "фантастическими", и на этом месте становится страшно обидно за Иоахима Патинира — художника, который, собственно, и ввёл их в живописную традицию. Для Патинира они были самыми что ни на есть реальными, потому что ему повезло вырасти в краях, поразительно не-нидерландских: городке Динан на реке Маас, обрамлённой драматическими отвесными утёсами. Мне нравится думать, что то, что последователи художника подхватили как экзотический тренд, для него самого было, вероятно, попыткой справиться с навязчивостью топосов детства, насильно милых сердцу, преследующих во снах, видоизменяющихся и с кошмарным ускорением разрастающихся на целый мир; да и, в общем-то, приподнятая точка зрения на полотнах Патинира — это не вознесённость ренессансного человека, а взгляд летающего во сне ребёнка.


Со временем Патинир стал рисовать на своих картинах только фон; впрочем, совсем без сюжета было всё-таки нельзя, и библейские фигуры дорисовывал друг художника, великий Квентин Мессейс. Он же стал опекуном его детей, когда первый европейский пейзажист умер в возрасте 44 лет — окончательно сделав свой выбор между жанровыми сценками и бескрайними равнинами в пользу, разумеется, последних.

История пейзажа Живопись, Возрождение, Пейзаж, Мамкин медиевист, Длиннопост
История пейзажа Живопись, Возрождение, Пейзаж, Мамкин медиевист, Длиннопост
История пейзажа Живопись, Возрождение, Пейзаж, Мамкин медиевист, Длиннопост
История пейзажа Живопись, Возрождение, Пейзаж, Мамкин медиевист, Длиннопост

Источник