Истории интересных людей. 13. Таксист Александр Беляев

Предыдущая история:

12. Заводчик Антон Буров

https://pikabu.ru/story/istorii_interesnyikh_lyudey_12_zavod...


Как в советское время череповчане ловили такси, сколько стоил проезд, почему профессия таксиста была очень престижной и каково работать на таксомоторе сейчас, рассказывает, возможно, самый опытный таксист города Череповец Александр Беляев.

«В такси работаю почти всю жизнь, с 20 лет. Посвятил этой работе 37 лет. Работал только в Череповце. В 80-х водители такси были людьми уважаемыми, в таксопарк устроиться было практически нереально. К кандидатам были высокие требования: в таксисты брали только с высшим или средним образованием, у нас даже работал водитель, окончивший духовную семинарию. Водительский стаж требовался не меньше трёх лет. Так что было очень много желающих, но далеко не все могли работать в такси.

Истории интересных людей. 13. Таксист Александр Беляев Длиннопост, Истории из жизни, Интересные люди, Такси, Таксист, Александр Беляев

Меня взяли в 20 лет - повезло, подфартило. Пришёл после армии — и устроился. Две недели обучали в автошколе: сдавал правила, вождение, отдельно проверяли, как мы работаем с людьми. Потом приступил к работе. Три года был самым молодым таксистом в Череповце. Люди завидовали, а я гордился, поскольку работа почётная.

Тогда работали только профессионалы. Столько личных автомобилей не было, а на такси проехать не каждый мог себе позволить, это было довольно дорого. Настоящий таксист не мог попасть в аварию. И пассажиры понимали, что платят не только за доставку из пункта А в пункт Б, но ещё и за безопасность.

Многие таксисты занимались автоспортом. Из таксопарка вышло много мастеров спорта.

Таксист должен обладать многими качествами: не только быть профессионалом, но и грамотно общаться с людьми, быть психологом. Люди попадаются разные, многие доверялись, некоторым я помогал советом, опытом. Настоящих таксистов в городе сейчас остались единицы. Водителей много, не все из них хорошие, а таксистов очень мало.

В советские времена за каждое нарушение из таксопарка просто увольняли. Проштрафился — тебя заменят, попал в аварию — уволят, неправильно рассчитался с пассажиром — уволят, нагрубил — уволят.

Тогда таксисты были трудоголиками, работали иногда по 12 часов. Сейчас в Череповце очень много таксопарков, а пассажиры часто не могут вызвать машину. Всё потому, что водители, которые считают себя таксистами, просто не хотят работать, а сидят дома на диване.

В то время в Череповце в таксопарке было 160—170 автомобилей. Это был единственный таксопарк, частников не было. Тогда был лимит — одна машина на тысячу жителей. Из-за этого были очереди на вокзалах, на стоянках, многие голосовали прямо на улицах, хотя удовольствие это было далеко не дешёвым. Поездка из города до Юбилейной стоила около рубля. На этот рубль можно было кормить ребенка в школьной столовой неделю.

Истории интересных людей. 13. Таксист Александр Беляев Длиннопост, Истории из жизни, Интересные люди, Такси, Таксист, Александр Беляев

Ездили по счётчикам, все машины были оборудованы счетчиками. Сейчас цена поездки фиксированная: из района в район, через район. А тогда было по-другому: проехал немного — заплатил немного, проехал далеко — заплатил больше. Это было правильно. Работали мы только по графику. Все машины были распределены по бригадам. Обязательно две бригады работали ночью, то есть 40—60 автомобилей. За смену по городу наезжали 450—500 километров. При этом 75% пути нужно был проехать за деньги, остальные 25% можно и без пассажиров. Высадил пассажира — ищи нового или езжай на ближайшую стоянку. Так что даже маму приходилось возить за деньги. Сейчас это может показаться диким.

Тогда диспетчерской службы не было в принципе. Не было и раций. Пассажиров мы брали на стоянках такси или просто голосующих, а город знали очень хорошо — все улицы и практически все дома. Хотя тогда и город был меньше. По 10—15 человек стояли в очереди на стоянках, до 40 человек — на вокзале.

Как я отношусь к подработке в такси? Человек отработал восемь часов на производстве, устал, садится за руль такси, не прошел медика, машина не проверена. О какой безопасности речь? Другое дело — профессиональные таксисты, которые нигде больше не работают. Токарь должен быть токарем, сапожник — сапожником, а таксист должен перевозить пассажиров.

Истории интересных людей. 13. Таксист Александр Беляев Длиннопост, Истории из жизни, Интересные люди, Такси, Таксист, Александр Беляев

Сейчас машин на улицах стало намного больше, но тогда дороги были намного хуже. Некоторых дорог, по сути, вообще не было. Так что сложностей тоже хватало. Сейчас до Мяксы и обратно можно за час обернуться. А тогда в Мяксу я выезжал в восемь утра, а приезжал в два-три часа дня, хотя это всего 32 километра.

Профессия таксиста считается очень опасной. В советское время водитель такси занимал четвёртое место в списке опасных профессий наравне с пилотами и шахтёрами. Но я уверен, что из 90% опасных ситуаций можно найти выход.

Хотя у меня были случаи, когда решался вопрос жизни и смерти, когда у виска держали заряженный пистолет, брали на испуг. Когда я устроился на работу, это был май 1979-го, через месяц где-то убили молодого коллегу Сашу Мельникова. Мы работали в ночь, он повёз двоих пассажиров в Климовское, где его и задушили. А у него ребёнок остался маленький.

За 37 лет работы я похоронил 12 коллег. Всех убили на работе. Так что таксисту всегда нужно держать ухо востро.

Нам разрешали принимать меры предосторожности: лежала в машине монтировка или какой-то нож. Сейчас это все запрещено по непонятным мне причинам. Думаю, нужно разрешить таксистам иметь что-то для самообороны.

За рубежом таксист сидит в отдельной кабине, его место отделено от пассажиров, деньги передают через окошко, а не переднее сиденье пассажиров обычно не сажают. У нас же всё пущено на самотёк.

Однажды к нам устроился бывший хоккеист Костя Евстропов. Он долго играл за «Металлург», а потом пришёл в такси, но проработал всего пару месяцев. Я был бригадиром, общался с ним. Как-то в декабре, мороз был, ночью мы ехали на стоянку напротив колхозного рынка, подъезжали одновременно, я пропустил его вперёд. К нему сели двое молодых людей и девушка, у меня пассажиров не было. Мы поравнялись на Красноармейской площади, я показал знаками, что поехал в гараж, а он показал, что сейчас отвезет пассажиров и заканчивает. В шесть утра мне звонят и говорят, что Костю убили. Убили его эти молодые люди у деревни Лесное, потому что им нужна была машина. А поехал бы я первым — они бы сели ко мне.

Истории интересных людей. 13. Таксист Александр Беляев Длиннопост, Истории из жизни, Интересные люди, Такси, Таксист, Александр Беляев

А насчёт аварий, гарантий нет, что кто-то сзади не въедет, к примеру. Единственная серьёзная авария у меня была около 15 лет назад на Октябрьском мосту. Ехал из Зашекснинского, когда с Парковой на меня вылетел автомобиль с лысой резиной. Справа от меня ехал 18-й автобус — уйти нет возможности. Он влетел мне в бок, машину отбросило к заднему колесу автобуса, развернуло, закрутило и выбросило на встречку. На мое счастье, машины только заезжали на мост. Ни я не пострадал, ни пассажир.

Я спортом занимался всю жизнь, в основном футболом, поэтому особых проблем со здоровьем нет. Я ещё и профессиональный судья, больше 15 лет ездил по всему Союзу, судил первую и вторую лиги. И сам играл. В таксопарке бывали серьёзные баталии, на уровне города мы дважды становились чемпионами. Так что мышцы в тонусе, даже когда судишь. Меня сын сейчас подключает, сужу футбол в коммерческой лиге.

Гаишники раньше были злее. В 90-х они ещё и наглые были. Хотя грех обижаться, больших претензий у меня к ним нет. Взятки не давал. Если знал, что провинился, то выполнял требования, если знал, что прав, то старался это доказать, беседовал с инспектором. Мы им помогали часто. Диспетчеры много раз передавали просьбы гаишников обратить внимание на пьяных водителей. Мы по рации сообщали, где видели пьяных, блокировали, помогали задержать.

А настоящий таксист — как фигурист на льду. Должен уметь уворачиваться от любых опасностей».


Источник: черинфо точка ру /news/83687-taksist-aleksandr-belaev-nastoasih-taksistov-v-cerepovce-ostalis-edinicy