Гений с ДЦП. Школьник помогает заговорить людям с нарушениями речи

Гений с ДЦП. Школьник помогает заговорить людям с нарушениями речи Текст, ДЦП, Хорошие новости, Молодец, Не мое, Длиннопост

Школьник из Петербурга придумал первые в России программы, которые помогают общаться людям с нарушениями речи. Заниматься программированием и вести активный образ жизни подростку не мешает даже то, что он сам не может ни ходить, ни разговаривать.


Петербургский школьник Иван Бакаидов живёт с диагнозом ДЦП.


Юноша не может ходить и с трудом разговаривает — его речь понимают только родные. Несмотря на это, Иван активно занимается спортом, катается по городу на велосипеде и в свои 17 лет является талантливым программистом. Молодой человек разработал ряд программ, позволяющих объясняться детям и взрослым с проблемами речи. За эти достижения многие сравнивают подростка со знаменитым британским физиком Стивеном Хокингом. Недавно петербуржец даже выступал с докладом на гуманитарном саммите Организации Объединённых Наций в Стамбуле, где ему пожал руку Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун. Сам Иван не любит себя хвалить и говорит о своих талантах с присущей скромностью. «Я чувствую на себе большую ответственность, — признаётся школьник, — ведь я должен помочь как можно большему количеству людей, которые в этом нуждаются!»


Общались с помощью жестов


Когда маленькому Ване было около года, диагноз ДЦП не вызывал сомнения у врачей. Параллельно с классической реабилитацией специалисты Института раннего вмешательства, который оказывает помощь семьям с детьми с проблемами в развитии, предложили родителям Ивана использовать альтернативные методы общения. Так в обиход Ваниной семьи вошли жесты и альбомы с пиктограммами.


Ребёнок смог объясняться с родителями и младшим братом.


«Пальчиковые жесты не подходят для Ивана, — говорит Юлия, мама юноши. — Мы самостоятельно придумывали крупные знаки. Например, чтобы показать бабушку, нужно было погладить себя по руке, потому что обычно у бабушек есть котики, которых они гладят. Всё было на ассоциациях».


Ваня рос способным и любознательным ребёнком, но, к удивлению родителей, специальная комиссия, на которую Иван быль отправлен для поступления в первый класс, определила для него программу обучения восьмого вида — для детей с нарушениями интеллекта. Как ни пыталась мама Вани объяснить специалистам, что мальчик талантливый, её и слушать не хотели: мол, ребёнок не ходит, не говорит и не пишет, какие уж тут умственные способности. В том, что ребёнок обладает высоким интеллектом, разобралась уже учительница. Как-то раз на уроке математики она рассказывала детям, что из трёх можно вычесть два, а из двух три — нельзя. Иван удивился и спросил: «Почему нельзя? Получится -1». После этого случая учительница помогла школьнику перейти на другую, более сложную программу обучения.


На создание программы вдохновила девочка


Ваня учился с удовольствием и жадно поглощал новые знания, благо в школе для этого были созданные все необходимые условия. С ребёнком работали замечательные педагоги, профессионалы в своём деле. Особенно мальчику нравилась информатика. Когда в школе Ивана научили азам программирования, молодой человек стал слушать обучающие лекции и изучать компьютер и дома. Вскоре подросток научился писать программы самостоятельно. Однажды в школе Иван увидел, как маленькая девочка по имени Лина общалась со своим ассистентом. Лина не могла ни разговаривать, ни кивнуть, ни сделать жест рукой. Собеседнику нужно было постоянно указывать на разные варианты ответа, чтобы девочка выбрала нужный, и быть предельно внимательным для определения ответа Лины всего из двух возможных вариантов.


Это сподвигло Ивана создать свою первую программу для людей с нарушениями речи — DisQwerty. Это приложение позволяет печатать буквы, слова или целые фразы нажатием всего одной кнопки: её нужно нажимать, когда программа выделяет символ на экране чёрным цветом. Учителям Ваниной школы понравилась его программа, и они стали использовать её и с другими детьми класса. Позже юный программист написал ещё одно приложение — DisType: оно озвучивает набранный текст, запоминая фразы, которыми чаще всего пользуется человек. Некоторые считают, что создать подобные программы технически несложно, и сам Иван этого не отрицает.


«Я позавчера смотрел код своей первой DisQwerty, — рассказывает юноша. — Написано просто, как сервер». Однако главное — не просто сделать, а придумать. Эксперты в сфере помощи детям с нарушениями речи утверждают: до появления программ Бакаидова ничего подобного в нашей стране не было. Программы школьника каждый желающий может скачать на его сайте совершенно бесплатно. Приложением DisType пользуется и сам Иван. «Я надеюсь, что мои программы будут помогать людям», — заявляет молодой человек с помощью приложения.


Сам Иван пользуется своими программами для общения с другими людьми.


Выступление на саммите ООН


В этом году Иван прошёл конкурсный отбор и был приглашён принять участие во всемирном саммите ООН по гуманитарным вопросам в составе группы молодых инвалидов со всего мира. Мероприятие проходило в мае в Стамбуле.


Там петербуржца среди прочих участников поприветствовал за руку сам Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун. Иван рассказывал залу, что таким людям, как он, есть что сказать, несмотря на отсутствие вербальной речи. Выступление молодого человека вызвало тёплую реакцию зала. Подросток остался доволен оказанным ему вниманием и знакомством с разными людьми.


«Я недавно прочитала статью про позитивную дискриминацию, — отмечает мама мальчика. — В ней было сказано, что, выражая инвалидам особое внимание, ты их дискриминируешь. Другими словами, отсутствие пандуса — это дискриминация, но и его строительство — тоже, потому что ты выделяешь эту группу людей».


«Надо сразу строить с пандусом, — вмешивается Иван. — Тогда это не будет актом дискриминации». В любом случае, никакого ущемления своих прав в ходе мероприятия молодой человек не ощутил, и теперь он надеется, что визит в Стамбул станет определённым заделом на будущее.


Через два года молодой человек планирует поступать в вуз. Для этого у юноши есть все данные: интеллект, отличный аттестат и огромное желание учиться. Правда, пока что в петербургских вузах нет условий для обучения такого студента.


«Нам бы хотелось, чтобы у Ивана принимали тесты, напечатанные на компьютере, а не написанные от руки, и чтобы преподаватели могли дождаться, когда Иван скажет или напечатает ответ, — говорит Юлия. — Современные технические средства позволяют записывать лекции. Декан одного из вузов сказал, что не возражает, если Ваня будет поступать к ним, но никаких специальных условий для него в вузе создавать не будут. Мы надеемся за два года найти вуз и людей, заинтересованных в Иване как в студенте».


Мечты о Паралимпиаде


Когда Иван не занимается программированием, он посвящает время другим своим увлечениям, которых в силу любознательности у него очень много. «Я могу увидеть на «Фейсбуке» статью на любую тему и сразу же ей заинтересоваться, — говорит молодой человек. — Я даже не знаю, что мне было бы не интересно». Школьник изучает антропологию, увлекается музыкой и осваивает полёт квадрокоптера. Юноша любит спорт: он играет в бочча — паралимпийскую дисциплину, по принципу напоминающую кёрлинг, только здесь в качестве снарядов выступают мячики, которые нужно кидать руками. «Прошлым летом мы кидали мячики по восемь часов в день, — вспоминает мама молодого человека. — То есть он кидал, а я подбирала».


Раньше юноша мечтал попасть на Паралимпийские игры, но потом стало понятно: для того чтобы достичь больших высот в спорте, нужно посвящать этому всё своё время, а у Ивана так много важных дел! Сейчас молодой человек продолжает тренироваться четыре раза в неделю, возглавляет сборную Санкт-Петербурга и является серебряным призёром чемпионата России по бочча 2015 года. Кроме того, школьник часто ездит по Петербургу на лежачем велосипеде. На нём молодой человек самостоятельно передвигается по всему городу, ведь свобода перемещения — одна из важнейших человеческих потребностей. Иван совершает простые велосипедные прогулки или же ездит к друзьям в гости.


«К сожалению, я умственно сохранен»


Близких друзей у молодого человека несколько. С ними юноша может общаться на любые темы. Среди них есть и девушка, к которой Иван неравнодушен. Они разговаривают друг с другом с помощью программы DisType. «Конечно, у Вани есть друзья, но нельзя сказать, что он полностью включён в общество, — считает Юлия. — Правда, люди, которые узнают Ваню поближе, сразу проникаются к нему симпатией».


Друзья молодого человека подарили ему футболку с надписью «К сожалению, я умственно сохранен». Они попали прямо в точку: Иван часто сетует на то, что хочет сделать многое, но этого не позволяют физические возможности организма. Эту несправедливость юноша преодолевает с помощью силы характера, упорства, отличного чувства юмора и самоиронии. «У нас схожее чувство юмора, и мы способны включать его в самые тяжёлые моменты, — рассказывает мама подростка. — Когда Ване было четыре года, он увидел чёрную божью коровку и сказал: «О, адская коровка!» Тогда стало понятно, что всё в порядке».


Несмотря ни на что, Иван не унывает и радуется жизни: «Я смотрю на то, как у меня всё складывается, и думаю, что…»


«Что это божественное влияние?» — уточняет Юлия.


«Не надо таких слов, — смеётся Ваня. — Это дано для того, чтобы помогать другим и делать это хорошо».

http://www.aif.ru/society/people/geniy_s_dcp_shkolnik_pomoga...