Fw 190: не путать с Фоккером!
Ииии, всем привет! После небольшого перерыва снова возвращаюсь к истории авиации. Покончим со вступлением и перейдем к сути.
Итак, Fw 190. 1 января 1924 года Генрих Фокке, Георг Вульф и Вернер Науманн организовали компанию "Focke Wulf Flugzeugbau AG" (FWF). Поначалу фирма была известной только в пределах самой Германии. Более того, ее самолеты часто путали с машинами голландского авиаконструктора Энтони Фоккера.
1 ноября 1931 года, на фирму на своих двоих пришел 33-летний инженер Курт Вальдемар Танк. К тому времени, несмотря на свою молодость, он уже обладал достаточным конструкторским опытом - работал в компании Рорбах (Rohrbach metallflugzeugbau), и даже полтора года проработал вместе с Вилли Мессершмиттом. Правда, к знаменитому стодевятому Танк отношения не имел. Имел, возможно (по годам сходится), к машинам периода неудач конца 20-х годов, хотя точной информации нет. И не будет.
Сам Курт Танк
Спустя несколько лет Курт Танк стал техническим директором FWF, где его талант авиаконструктора проявился в полной мере. В 1937 году Танк создал истребитель Fw-187, на следующий год — самолет-разведчик Fw-189 (печально знаменитую "Раму"), но наибольшую известность в предвоенные годы принес ему четырехмоторный Fw-200 "Кондор".
Fw 200
Ну, а теперь еще ближе к сути. В 1938 году RLM сделало заказ на новый истребитель. В те года срок жизни истребителя от каких-то эфемерных набросков до рабочего прототипа, на котором можно уже было убиться, составлял годов, этак, 4-5. В то время революционное небо Испании вовсю бороздили стодевятые, и, не позднее 1942 года, им должна была быть готова замена. Хто ж знал, что стодевятый в различных модификациях прослужит до мая 45-го, и они с Фокке-Вульфом просто поделят сферы влияния?
В конце 30-х годов наилучшим типом двигателя для легкого истребителя считался двигатель жидкостного охлаждения. Причины таких предпочтений Вам, скорее всего, знакомы. Одна из них - небольшое поперечное сечение и, как следствие, низкое сопротивление движению самолета. Курт Танк понимал это, но для своего истребителя решил выбрать двигатель воздушного охлаждения BMW 139. Решение это было рискованным - в то время он еще проходил стендовые испытания. Но то был риск разумный. Фирмы Daimler-Benz и Junkers - единственные на тот момент поставщики двигателей жидкостного охлаждения в Германии - еле-еле справлялись с поставками своих DB-601 и Jumo 211. Первые шли на Эмилей, вторые - на
Не 111.
BMW 139
BMW 139, которым оснастили Fw 190, был новой разработкой фирмы BMW. Мотор представлял собой как бы два соединенных вместе BMW 132. Максимальная мощность новой силовой установки равнялась
1 550 л.с., что было на 25% больше, чем у DB-601 или "Jumo" 211. Для лучшего охлаждения мотора самолет оснастили туннельным коком винта.
Основополагающей идеей нового самолета стало достижение максимально возможной простоты и цельности его конструкции. Это позволяло облегчить как производство, так и обслуживание самолета. По своему внешнему виду истребитель был вполне обычным для своего времени цельнометаллическим низкопланом с фюзеляжем типа полумонокок и убирающимися шасси. Отличительной особенностью нового истребителя было необычно маленькое крыло, площадью всего 14,9 м. У большинства других истребителей того же класса (даже более легких и оснащенных двигателем меньшей мощности) площадь крыла была намного больше. У американского Р-40Е она составляла 21,92 м, у пятого Спитфайра — 21,46 м, у более легкого Bf-109 — 16,4 м. Чуть меньшей площадь крыла была лишь у советского И-16 — 14,54 м, но этот истребитель и был раза в два меньше и легче Fw 190.
Особое внимание было обеспечено хорошей управляемости и снижению нагрузки на ручку управления при пилотировании. На истребителях того времени проводка системы управления обычно была тросовой. Это приводило к тому, что органы управления могли самопроизвольно колебаться. На Fw 190 проводка была сделана жёсткой. Еще одним новшеством стал большой несущий каплевидный фонарь.
Курт Танк старался сделать не просто истребитель-однодневку, а машину с высоким потенциалом для модернизации. Посмотрим на шасси: по вычислениям шасси прототипа должны были выдерживать приземление со скоростью
2-3 м/с. По факту устанавливались шасси с пределом выносливости в 4-5 м/с. Такое решение открывало широкий простор для каких-то небольших модернизаций.
Ну а тем временем летом 1938 года Технический департамент рассмотрел проект компании "Фокке-Вульф" и заказал постройку полномасштабного деревянного макета и трех прототипов нового истребителя. С этого момента истребитель получил официальное наименование Focke-Wulf Fw 190.
Продолжение следует...