Финансовая грамотность глазами IT-шника. Часть 1.
Написав недавно пост про детдомовцев и распоряжению финансами, один пользователь попросил написать серию постов. Раз это кому-то интересно - тогда начну.
Итак, я простой IT-шник с зарплатой, средней по своему городу. Иногда случаются подработки, но в целом - из месяца в месяц доход стабилен. Поэтому первую часть назову: "Как понять что у тебя есть?"
В моем понимании финансовая грамотность - это ответ на вопросы:
1. Сколько у тебя денег есть?
2. Сколько ты тратишь?
3. Как с этим жить?
И если с первым вопросом у большинства не возникает проблем, то на второй многие забивают, и из-за этого третий вопрос им спать не дает.
Поэтому на первых этапах стоит обратить внимание на то: сколько денег к вам приходит и считать сколько денег вы тратите. Для этого надо выработать 2 полезные привычки: 1. Записывать все свои доходы/расходы (да, я иногда кэп). 2. Забирать чеки, а иногда даже просить их. Именно собранные чеки помогут вспомнить куда и что было потрачено.
Теперь по записи:
Все-равно как вы будете это делать: на листочки в тетрадку, в таблицу в Excel, в специальную программу или же на специализированный сайт - главное начать записывать.
Лично я использую программу для учета своих финансов. У нее есть даже возможность синхронизироваться с телефоном, однако я себя к этой функции так и не приучил. Просто собираю чеки, а те покупки, на которые чеки не дадут (на рынке, например), я записываю в заметки в телефоне.
Пара советов:
1. Лично меня напрягает каждый день записи делать, а вот если проходит больше двух недель - многое не удается вспомнить, поэтому для себя я выбрал вариант - раз в неделю (почему-то мне удобнее в среду), я с женой забиваю данные по доходам/расходам.
2. Я себе в телефон поставил повторяющееся событие в календаре на вечер среды, которое сигнализирует о том, что надо денежки считать.
3. Сделал разбивку на основные категории доходов/расходов. Из доходов это: Зарплата, Зарплата жены, Халтура, Подарки, Родители. (да, родители иногда помогают, даже когда их не просишь). Из расходов: Аптека, Бытовая техника, Бытовая химия, Внешний вид и здоровье, Дети, Подарки, Предметы туалета, Продукты питания, Развлечения, Семейные расходы, Транспорт, Хозяйственные расходы. Может что-то и забыл - пишу по памяти. И, естественно, каждый может сам свои категории определить)
4. Одной из моих ошибок, из-за которых я чуть не забил на все это безобразие - подробность. Потом пришел к выводу, что мне хватает несколько категорий без подкатегорий: Аптека, Подарки. И остальные категории с подкатегориями: Семейные расходы: Посуда, Мебель, Текстиль; Автомобиль: Бензин, Запчасти, Специалисты и т.п.
5. Отдельно можно выделить статью: Продукты питания. Там хоть и стоят подкатегории: Мясо, Рыба, Овощи, Фрукты и т.д. В основном подкатегориями не пользуюсь, ибо за несколько лет расходы более-менее устаканились и растут только из-за цен в магазинах. Но на начальном этапе раскидывал, что дало понять - где мы "много жрем".
И главный параметр - раз в месяц я просматриваю отчет о дохода, расходах, и соотношении доходов к расходам. Это позволяет наглядно ответить на первых 2 вопроса: сколько денег есть и куда они уходят.
В следующем посте расскажу как начать копить.
P.S. Простите за ошибки и топорность - я все-таки технарь. Задавайте свои вопросы и критикуйте в комментариях.