Фехтование - основы, часть вторая

Так как предыдущий пост зашел - продолжим растекаться мысью по древу.


Итак, у нас уже есть некое базовое - именно базовое - представление о бое на клинковом оружии. По сути, предыдущий текст равно применим к фехтованию чем угодно - начиная от палок и обрезков труб, заканчивая полноценными репликами.


На всякий случай поясню, что есть удары и уколы, и вот как-то в своей практике уколы я не использую - во-первых потому, что обычно правилами они запрещены из соображений безопасности, во-вторых - это отдельная техника, безусловно интересная, но вот не моё. С применением колющих ударов я бился раза три, и не скажу, что безуспешно, но одно дело - разовый спарринг с партнёром, который видит тебя впервые, и совсем другое - выступать на турнире, где все готовы накидать тебе в маску, а ты, мягко говоря, к этому не готов.


Существует огромное количество местячковых школ, техник и связок. Везде, в каждом регионе, есть свои мастера, снискавшие себе славу и почёт десятками медалей и кубков, помнящих доспехи из жести и славные зарубы на какой-нибудь ХИ-98. В связи с этим приёмы и ухватки везде могут называться по-разному, отличаться в каких-то нюансах, так что спорить о наименовании условно-схожих техник я не хочу, а просто поделюсь тем видением, которое сложилось лично у меня.


1. Стойка.


Важный момент. С того момента, как вы взяли в руки меч, у вас пропадают правая и левая нога, а вместо них моментально отрастает передняя и задняя. Передняя, как правило, это та, которая ранее соответствовала наименованию руки, в которой ты держишь оружие. Задняя, соответственно, остальная.


Итак, носок передней ноги смотрит на оппонента, задняя стоит перпендикулярно ей, образуя подобие буквы "Т" - одна из самых устойчивых стоек, в Спб её при мне называли "ни шагу назад". Клинок в такой стойке привычно находится в трёх-четырёх положениях - рука вытянута к противнику, "остриё" меча смотрит противнику в шею-лицо, не давая атаковать в лоб, и оказывая психологическое давление.

Второй вариант - клинок ложиться на плечо, рука согнута и подтянута к телу - что, по сути, является как обманкой, давая противнику представление о расслабленном состоянии, так и подготовкой к стремительному удару, так как половина дела уже выполнена - клинок отведён назад, рука "заряжена" и может в любой момент ударить.

Третий - разновидность первого, только клинок опущен вниз, примерно в направлении колен оппонента. Хорошо подходит для ударов снизу-вверх в атакующую руку, в частности - в кисть, является очень вредной, но встречаю её редко.

Ну и четвёртый - это разного рода стойки с поднятым над головой клинком а-ля "не подходи, ушатаю". Обычно при этом противник забывает о том, что локоть его атакующей руки находится в зоне поражения, так как выступает дальше всего, при этом меч находится позади, и огребает в этот самый локоть бодрым щелчком из второго варианта, после чего бой заканчивается. Правда, на новичков работает идеально, так как организм, получив первую порцию трындюлей, не очень-то и стремится получать новые, а юный мозг ещё надеется уйти без сотрясений.


2. Комбо-вомбо.


Различные варианты, которые называют "девятками", "польским ударом", "раскруткой", я опишу чуть позже, так как они требуют расширенного понимания, и новичку кажутся крутыми за счёт визуального эффекта, хотя сами по себе являются, скорее, удобным упражнением для создания пафоса и тренировки кисти.


Батман. В широком смысле - это удар по клинку оппонента с целью увода его с траектории нашей атаки. То есть, стоит оппонент так, как описано в первом варианте стойки - и все наши попытки просто идти к нему заканчиваются тем, что мы утыкаемся лицом в кончик клинка. Вот ровно для ликвидации этого недоразумения и служит этот приём. Обычно практикуется он для последующей атаки - то есть, убрали клинок, нанесли удар, попали - молодцы, не попали - вернулись к первому пункту.


Парад-рипост. Чтобы не возвращаться к фехтбукам, снова упростим. Идея в том, что после атаки на нас противником парировать удар (взять парад), и незамедлительно нанести ответный удар. Важный момент - что я очень люблю в фехтовании, так это то, что нагляднее объяснить физику некоторых процессов практически невозможно - принимать удар лучше ближе к гарде (рукояти и перекрестью) оружия. Потому что рычаг, как ты его не крути, работает безукоризненно, попытаешься остановить удар кончиком клинка - и не остановишь, и кисть вывернешь, и сам себя своей швайкой отоваришь. Идеально ловить удар именно точкой баланса оружия - то есть, тем местом, где две его части уравновешены, у классических мечей она находится на расстоянии порядка пятнадцати сантиметров от крестовины, и в зависимости от вида оружия может смещаться.


Двойки-тройки. Различные варианты атаки, суть которых - отвлечь оппонента, запутать, обмануть или утомить, и отвлечь от последнего, который должен достичь цели. Отлично заходит работа локтем и кистью, удары, в идеале, нужно постоянно перенаправлять в разные квадранты, чтобы противнику было сложнее их блокировать, а дальше - надеяться на то, что вы взяли больший темп, чем противник, и успеете опередить его блок своим клинком, или что он не ударит в ответ после удачно взятой защиты.


Обманки, финты, переводы. Суть - показать атаку в одну зону, а ударить в другую. К примеру, ведём удар сверху вниз, целясь в голову, в последний момент меняем траекторию, и сводим удар в бедро или голень. При обычной защите человек может запутаться, и вместо того, чтобы встретить клинок поворотом руки, будет пытаться догнать клинок, опуская руку вниз - и получит заслуженную плюху.


3. Работа кистью, рукой, телом и весом оружия.


Базовое упражнение - берем меч за рукоять, опускаем руки, и, двигая исключительно корпусом и плечевым поясом, начинаем раскачивать клинок. Постепенно появляется понимание, куда же движется клинок, происходит привыкание к его весу и динамике. В идеале нужно научиться легким движением кисти, без особой нагрузки, вскидывать клинок вверх только за счёт инерции и движения телом. Потом это выходит на новый уровень - когда клинок после контакта с клинком оппонента закономерно отскакивает, вы не прекращаете действия, откатываясь к базовой стойке, а продолжаете перенаправлять движение клинка в разные квадранты, меч "прыгает" по защите противника, постоянно отскакивая, вы почти не напрягаетесь, а в удачный момент просто вкладываетесь в удар - и оп, заветный балл получен.


Важный момент - во время нанесения удара, да и вообще движения, условное лезвие клинка должно быть направлено поперёк проксимальных фаланг, следовательно - кисть должна постоянно "смотреть" на противника именно ими. Базовое упражнение - взять линейку, встать около дверного косяка, или столба, и гладить его условным лезвием, внимательно наблюдая за кистью, и привыкая правильно её поворачивать. Кисть нужно разрабатывать - ударная нагрузка и неудачные удары очень легко могут её травмировать. Для разработки кисти подходят всяческие раскрутки клинка, работа с гирями, в некоторых тренажерках есть даже специальные приспособы. Также очень хорошо помогает обыкновенный эспандер, хотя я бы предложил собрать байдану или кольчугу из неотожженных гроверных шайб - вот где истинная мощь и крепость рукопожатия вырабатывается.


4. Наработка базы.


Основой боя является автоматизм. То есть, наработав базовые удары, блоки, парады и шаги, и доведя их до автоматизма, в бою мы можем принимать осознанные решения следующих уровней - передохнуть или додавить, уйти в оборону, покайтить, подразнить противника, или, в случае с массовым сражением - выбрать цель поудачнее, прикрыть товарища или навешать зазевавшемуся врагу.

Именно поэтому на врытый в землю столб надеваются покрышки, условно обозначающие фигуру человека, и мы, собственно, бъём баклушу разнообразными способами, сочетая описанные выше элементы. Некоторые собирают покрышки на шпильки, и подвешивают к потолку. Некоторые для наработки ударной техники бьют несчастную баклушу ломами, кувалдами, и прочим хозяйственно-бытовым инвентарём.

Также практикуются спарринги - отработка конкретных приёмов, к примеру - тот же парад-рипост. Сперва атакует один, второй берёт защиту, и атакует в ответ, на что первый отвечает точно таким же парадом и рипостом. Иногда, для пущего веселья, назначаются обязательные 30-50-100 разменов без пропущенных ударов, пропустили - по пять-десять отжиманий, и считаем заного. Таким образом в среднем темпе тренируется правильность защиты, в идеале - ещё и разбираются сложные моменты, например - повтором ровно той же атаки и наглядно показывается, где человек накосячил. Особенно жестко я слежу за ударом в область головы и шеи, потому что случается всякое, и даже ненамеренный удар в голову может быть чреват последствиями более серьёзными, чем удар в корпус или бедро.


5. Взгляд.


Как бы, по первой, очевидная штука, но есть множество нюансов. Я рекомендую никогда пристально не вглядываться в противника, держать зрение чуть расфокусированным, или смотреть на метр-два за него. Лимбическая система после пары месяцев тренировок (если их было не 1-2) сама отслеживает летящие предметы, а наработанная база позволяет более-менее сносно их отражать, так что нам нужно, скорее, следить за ситуацией в целом, а не за движением оружия. Если уж куда и смотреть - то на кисть оппонента, так как движение кончика клинка, к примеру, отследить крайне тяжело - он движется с очень высокой скоростью. Именно по этой причине, кстати, и было введено нижнее ограничение веса турнирных клинков - иначе линейкой весом грамм в триста-пятьсот можно накидать и 5-7 ударов в секунду, что отследить невозможно, а результативность там, мягко говоря, спорная. Хотя тренированные бойцы и 1400 граммовыми мечами могут выдавать 4-5 ударов в секунду.

Не нужно смотреть на оружие и по другой причине - противник может сознательно вас обманывать, показывая одну атаку, а совершая другую. В прошлом у меня был показательный случай, когда противник пристально наблюдал за моим щитом, я это заметил, и поднял его над головой - риск, конечно, но он продолжил на него смотреть, и этой доли секунды мне хватило, чтобы нанести удар. Так что незачем разглядывать его амуницию или оружие.



На сегодня, вроде как, всё. Вопросы, традиционно, в комментарии, буду рад ответить.

Ну и да, на меня тут подписались люди, хотелось бы уточнить - вам только этот опус про фехтование интересен, или готовы читать всякое - байки с мероприятий, например?)



ЗЫ: Ну и вот показательное фото, почему нужно смотреть по сторонам. В плотном зарубе лучше увидеть обездвиженного твоим товарищем противника, и подарить ему радость безмятежного сна с имитацией похмелья)

Фехтование - основы, часть вторая Фехтование, Моё, Длиннопост