2834

Небезопасный контент (18+)

Фавн Барберини или Пьяный сатир

На волне Клубничного бунта немного мраморной эротики

Вики:

"Фавн Барберини или Пьяный сатир — мраморная статуя эллинистической эпохи, созданная неизвестным скульптором пергамской школы ок. 200 г. до н. э. и изображающая заснувшего фавна. Не исключено, что это римская копия высокого качества".


В настоящее она время хранится в Мюнхенской глиптотеке.


Итальянскую "фамилию" Барберини скульптура приобрела в XVII веке после РХ, когда ее выкопали из римского культурного слоя и приватизировали в личную коллекцию тогдашнего папы римского Урбана VIII Барберини. В его семье и одноименном палаццо она хранилась до XIX века, так что прозвание прилипло навечно.

Выбранная скульптором тема произведения — пьяный сатир, для той эпохи была совершенно нормальной. Античные скульпторы обожали изображать спутников бога виноделия Диониса (Вакха) — всяких вакханок, менад, фавнов, сатиров, силенов. Их гульба и распутство привлекали заказчиков и имели двойной эффект: с одной стороны — возбуждение, некое бурление в крови от ничем неприкрытых телесных красот. С другой стороны — назидание от того, что все вот так вывалено на потеху. Мол, если будешь таким же дурнем, так же напьешься — то будешь таким же смешным, позорно валяющимся. (В античной эстетике демонстрация органов была уделом низших существ; а олимпийские боги и интеллектуалы все либо прятали, либо показывали очень маленькое, сморщившееся).


О том, что в этой скульптуре прославляется отнюдь не идеальная красота, легко догадаться, вглядевшись в грубые "мужицкие" черты лица Фавна, отнюдь не напоминающие аполлоновский "греческий нос".

Возможно, раньше у Фавна были рожки, подтверждающие его демоническую сущность, но сейчас они обломаны и на фоне волос не различимы.


Копыт у этого подвида фавновых, очевидно, не водилось. Остроконечных "эльфийских" ушек под волосами не видно.


Зато есть хвост!

Хвосты у сатиров торчали вот так, как на этой вазе. Заметьте, кое что другое тоже торчит, для того, чтобы создать комический эффект, как понимали его в античности.

Важнее всего в этом произведении поза Фавна. Она максимально расслаблена, он полностью открыт взгляду зрителя, не скрывая и не защищая ничего, даже самое ценное в организме.


Вот 3D-реконструкция

Все это сделано очень легко, изящно, свободно. Ничуть не удивительно: скульптура, как было сказано выше, принадлежит к эпохе эллинизма, когда древние греки, чья цивилизация находилась уже на излете, вступили в свой Серебряный век, и умели декадентствовать особенно стильно. (А потребительски любоваться именно мужской красотой они умели всегда, с самого начала своего искусства).


Более того, ученые предполагают, что Фавн выполнен в той же пергамской школе скульптуры, где был изваян знаменитый "Лаокоон". Действительно, что-то общее в подходе есть, не правда ли? Но какие разные эмоции вкладывает скульптор: у одного томление и сладкая дрема, расслабленность, у другого — борьба со смертью.

Есть еще нюанс: нам никогда не узнать, как скульптура выглядела в оригинале, быть может — намного более пристойно. Дело в том, что около 200 г. до н.э. был создан оригинал. А то, что мы видим сегодня, как предполагают некоторые ученые — это не он, а копия, выполненная в римское время, во 2 веке н.э. для римского императора Адриана, который в прямом смысле придерживался идеалов античной дружбы со своим любимчиком Антиноем. И поэтому собирал скульптуры подобного настроя (сегодня жить легче, такие картинки можно просто в папку на рабочем столе сохранять; тогда же приходилось заказывать в мраморе...). Так вот, есть версия, что для подобного заинтересованного заказчика копиисты могли кое-что чутка утрировать.


Более того, когда скульптуру откопали в Риме в новое время, она была сильно покоцана: не хватало правой ноги, частей обеих рук и кое-где фрагментов головы. Восстанавливали ее, наращивая согласно своей фантазии, недостающие части, лучшие скульпторы эпохи барокко. Была даже версия, что среди них был даже великий Бернини. То есть фантазия и любовь к телесности была огого какая мощная.


Вот фрагмент скульптуры Бернини "Похищение Прозерпины"

Так что сегодня мы видим Фавна уже после работы реставраторов-фантазеров 17 века. И возможно, они тоже что-то слегка утрировали, чтобы привлечь публику.

Впрочем, если вы вглядитесь, то заметите, что левой руки у скульптуры сегодня все-таки нет. Потому что современные музейщики решили, что эту добавку мастеров барокко можно все-таки ликвидировать, без потери художественной ценности.


На этом слепке, который был сделан в конце 19 века для нашего Пушкинского музея, еще присутствует та самая рука, которую потом уберут. Можно разглядеть и шкуру, которая в оригинале выглядит гораздо хуже. Очень трогательно, что делать слепок того, что у Фавна ниже пояса наш профессор Цветаев для русской публики все-таки не решился.

Впрочем, увидеть в России его в целиковом виде вполне возможно: в 18 веке, когда народ не был таким викториански чопорным, копию Фавна Барберини в полный рост заказали для украшения нашего Большого каскада в Петергофе.

Статую откопали в 17 веке, в эпоху барокко, и в этом ей очень повезло: она поразила буйных людей того времени и оказала большое влияние на произведения мастеров той эпохи. Случись это в Высокое Возрождение, когда предпочитали идеально прекрасную классику, к ней бы отнеслись намного хуже, например, сослали бы ее в какое-нибудь закрытое хранилище для произведений античного искусства на всякие скользкие темы.

Не мое, использованные материалы:
https://zen.yandex.ru/media/shakko/samaia-raznuzdannaia-stat...

а так же:

https://akostra.livejournal.com/1245939.html
https://cyberleninka.ru/article/v/favn-barberini-grani-ponim...

Скульптура

431 пост1.3K подписчиков

Правила сообщества

Можно:

1) Выкладывать любой материал, связанный с тематикой сообщества;

2) Делиться своими работами, выполненными как в традиционных материалах, так и в цифровом.

Нельзя:

1) Оскорблять других пользователей или художников;

2) Добавлять материал не по теме сообщества;

3) Приплетать политику.

Небезопасный контент (18+)

или для просмотра

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
21
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Комментарий удален. Причина: данный аккаунт был удалён
раскрыть ветку (5)
32
Автор поста оценил этот комментарий

Вот как раз левая рука сделана более точно. Даже если не занимаешься тяжелым трудом (а фавн, судя по развитой мускулатуре был качком как Арни) при пережатой плечевой вене вены на кисти вылезут, в этой позе она обязательно будет пережата. А вот остальная фигура неестественна.

раскрыть ветку (2)
6
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Комментарий удален. Причина: данный аккаунт был удалён
раскрыть ветку (1)
8
Автор поста оценил этот комментарий

Можете провести эксперимент - облокотитесь подмышкой на подлокотник дивана например и расслабьте руку. Подлокотник пережмет вену проходящую по внутренней стороне плеча. Отток крови ухудшается, вены на предплечье и на кисти набухают.

Автор поста оценил этот комментарий

полностью с вами согласна, отсутствующая конечность статуи еще дает возможность разгуляться фантазии зрителя

раскрыть ветку (1)
4
Автор поста оценил этот комментарий

А вот я с вами не согласен. Вы кто такие чтобы решать за автора, нужна ли статуе рука или нет? Риторический вопрос работникам музея.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку