Фарфоровые игрушки, Юрий Долгорукий и Сталин

Фарфоровые игрушки, Юрий Долгорукий и Сталин Сталин, Скульпторы, Москва, Жеребец

Сразу же после войны Сергей Михайлович Орлов художник, создававший из фарфора неподражаемые миниатюры по мотивам русских сказок, отправил на московскую выставку глиняного пушкинского обливного «Золотого петушка». На показе побывал известный американский промышленник, которого сопровождал лично Вячеслав Молотов, Москве нужно было кровь из носу заключить с янки контракт на поставку станков по приемлемым ценам.

Увидев «Петушка» заокеанский «Мистер Твистер» впал в ступор. Посмотрев на Молотова, промышленник сказал: «Я хочу купить это чудо».

Молотов схватил со стенда миниатюру и протянув ее американцу со словами: «Примите этот скромный экспонат в дар от нашей страны».

Нужный нашей стране договор американец подписал на следующий день, и после торжественного ужина устроенного в его честь вылетел на собственном самолете в Вашингтон.

Когда после закрытия выставки Орлов не получил своего «Золотого петушка» он закатил организаторам культурного мероприятия форменный скандал. С гневом отклонив предложение о компенсации в размере 4000 рублей, он приехал домой и не мешкая написал письмо Сталину.

Спустя неделю художника привезли в Кремль. В кабинете у Сталина собрался президиум «Академии художеств СССР» во главе с ее первым президентом Александром Герасимовым.

Иосиф Виссарионович попросил художника изложить суть своего вопроса. Выслушав Орлова вождь ответил, что «глиняная игрушка» помогла стране получить выгодный контракт на поставку американского оборудования, а товарищ Молотов за самоуправство уж получил «СТРОГАЧА» с занесением в дело.

Посмотрев на обескураженного мастера, Сталин при всех предложил Орлову 40-тысячный заказ на изготовление памятника Юрию Долгорукому. Мастер пролепетал, что он всю жизнь работал с малыми формами, на что Иосиф Виссарионович ответил: «Не волнуйтесь товарищ Орлов, мы дадим вам помощников, которые годами работали если не с гигантскими, то уж точно с большими монументами».

Вместе с Орловым над памятником основателю Москвы корпели скульпторы Антропов и Штамм. На предварительном просмотре творцы увидели, что макет памятника Сталину понравился. Все ждали окончательного вердикта вождя, внезапно тот указал мундштуком трубки на скульптуру и сказал: «Все у вас отменно получилось товарищ Орлов, только странно что князь осматривает место для строительства великого града сидя на кобыле. Не поленитесь, подарите князю жеребца».

Автор услышал просьбу вождя, и жеребец получился всем жеребцам на славу. После установки памятника его причиндалы были прекрасно видны даже слабовидящей публике.

Монумент открыли 6 июня 1954 году, когда с него сдернули брезентовую накидку, в толпе кто-то зычно прокричал: «Здравствуй Юрий, ну до чего похож на себя, как при жизни».

Интересно, что до Долгорукого на этом месте стоял памятник Скобелеву, обелиск в честь Советской конституции и статуя Свободы.

Друг Есенина, поэт Анатолий Мариенгоф так описывал это место после установки памятника Долгорукому: «Площадь меняла памятники, как меняет мужей современная женщина.

Перед ампирным дворцом сначала стоял белый генерал по фамилии Скобелев, потом олицетворявшая свободу замоскворецкая молодуха в древнеримском одеянии. Теперь на площади высится монумент основателю Москвы. Он крепко оседлал лошадь Васнецова с картины «Три богатыря».