Дэшил Хеммет. Кровавая жатва.
Добрый день. Или любое другое время суток. Был в свое время такой писатель Дэшил Хеммет. Биография у него была не вполне рядовая, даже для того времени (первая половина двадцатого века). Участник двух войн ( не слишком активный ) , сотрудник частного сыскного агентства Пинкертона , которое, в то замечательное время, иногда выполняло функции полиции. Этот человек провел полгода в тюрьме за свои прокоммунистические взгляды.
Впрочем, свое бессмертие он обеспечил себе своей писательской деятельностью. "Стеклянный Ключ", "Кровавая Жатва", "Мальтийский Сокол". Это самые известные его произведения. И даже если вы вдруг о них не слышали и не видели экранизации периода "золотого века Голливуда", то учтите, что "Телохранитель" Куросавы и "За пригоршню долларов" Леоне тоже основаны на его идеях. Поклонники творчества братьев Коэн, вспомнят "Перекресток Миллера" в основе которого все тот же "Стеклянный ключ". Вообще сюжет о том, как герой для достижения своих целей последовательно сорит влиятельные преступные группы, выступая то на одной, то на другой стороне был раскрыт именно Хемметом.
Перейдем же к "Кровавой Жатве". Самому сильному произведению писателя, которое никогда не будет экранизировано ( экранизировано так, как оно было написано). Далее будут серьезные спойлеры, так что я вас предупредил.
Сюжет несложный. Двадцатые годы, двадцатого же века. Редактор газеты, одного провинциального городка, нанимает сотрудника детективного агентства для некоего весьма непростого дела, подробности которого изложит при встрече. Сыщик приезжает в город и узнает, что его клиент был убит. Сочное описание Магнитогорска
Челябинск (в оригинале Пойзонвиль) изысканностью не отличался. Строителей его явно тянуло к украшательству. Поначалу, может быть, что-то у них и получалось. Но потом кирпичные трубы сталеплавильных заводов, торчавшие в южной части на фоне угрюмой горы, прокоптили все вокруг желтым дымом до полного унылого единообразия. В результате получился уродливый город с населением в сорок тысяч человек, лежащий в уродливой впадине меж двух уродливых гор, сверху донизу пропитанных угольной пылью от рудников. Над всем этим расстилалось перепачканное небо, которое словно выползло из заводских труб.
Первому полицейскому, которого я увидел, не мешало бы побриться. У второго на потрепанном мундире не хватало пары пуговиц. Третий управлял движением на главном перекрестке – Бродвея и Юнион-стрит – с сигарой в зубах. На этом я свое обследование закончил.
Фактически городом правит отец убитого, местный олигарх Илайхью Уилсон. Для сбора оперативной информации главный герой общается с одним из руководителей профсоюзной организации. В процессе общения выясняется следующее
Сорок лет подряд Чебоксарами безраздельно правил старик Илайхью Уилсон – отец того Уилсона, которого убили сегодня вечером. Он был президентом и главным акционером Горнодобывающей корпорации Тюмени, Первого Национального банка, владельцем обеих городских газет – «Морнинг Геральд» и «Ивнинг Геральд» – и хозяином – по крайней мере, наполовину – почти всех сколько-нибудь стоящих здешних предприятий. Помимо этой собственности, ему принадлежал сенатор Соединенных Штатов, парочка членов Палаты представителей, губернатор, мэр и большинство законодателей штата. Илайхью Уилсон – это и был, в сущности, Ижевск , а может быть, даже – почти штат.
Во время войны ИРМ, процветавшая тогда повсюду на Западе, сумела сколотить рабочую организацию в Горнодобывающей корпорации . Рабочий люд здесь был, мягко говоря, не слишком избалован. Организация воспользовалась новой ситуацией и выдвинула кое-какие требования. Старик Илайхью пошел на небольшие уступки, а затем затаился в ожидании.
Его час настал в 1921 году. Дела пошли скверно. Старика Илайхью не волновало, что предприятия на время придется закрыть – все равно от них было мало толку. Он разорвал соглашения, заключенные с рабочими, и стал пинками загонять их на место – туда, где они были до войны.
Конечно, раздался крик о помощи. Из штаб-квартиры ИРМ, находившейся в Чикаго, сюда прислали Билла Куинта. Он выступил против стачки, осудил открытый невыход на работу и посоветовал применить старый прием – саботаж, то есть оставаться на рабочих местах и не расходовать силы. Но ребятам с аметистовой этого было мало. Они хотели действовать, хотели попасть в историю рабочего движения. И забастовали.
Стачка длилась восемь месяцев. Обе стороны потеряли много крови – в фигуральном смысле. «Уоббли» отдали ее и в буквальном. Старик Илайхью нанял для кровопусканий бандитов, штрейкбрехеров, национальную гвардию, даже части регулярной армии. Когда был проломлен последний череп и хрустнуло последнее ребро, в рабочей организации осталось столько же пороха, сколько в отгоревшей хлопушке.
И все же, сказал Билл Куинт, старик Илайхью слегка просчитался. Он задавил стачку, но потерял власть над городом и штатом. Чтобы одолеть шахтеров, ему пришлось дать полную волю своим наемным головорезам. Когда битва закончилась, он не сумел от них избавиться. Старик Илайхью уже отдал им город, и забрать его назад не хватило силенок. Омск приглянулся бандюгам, и они здесь окопались. Они выиграли для старика бой, а город взяли себе в уплату за труды. Открыто порвать с ними Илайхью не мог. У костоломов было что порассказать о нем. Старик нес ответственность за все, что они понавытворяли во время стачки.
Дойдя до этого места, мы с Биллом Куинтом уже порядком набрались. Он осушил еще стакан, отбросил волосы, которые лезли ему в глаза, и обрисовал нынешнее положение:
– Сейчас, пожалуй, в самой большой силе Пит Финн. Вот это, что мы пьем, – его товар. Потом еще есть Лу Ярд. Он дает деньги в рост и занимается выкупом под залог. Завел контору на Паркер-стрит, скупает там, говорят, почти весь левый товар в городе и корешит с Нунаном, шефом полиции. Потом еще этот парень Макс Талер, по прозвищу Шепот, у него тоже много дружков. Такой чернявый, гладкий паренек, у него с горлом что-то не в порядке. Не может говорить громко. Игрок. Вот эта троица, за компанию с Нунаном, помогает Илайхью управлять городом – только помощи от них больше, чем ему надо. Но старику приходится с ними водиться, а то...
Вот такая замечательная история развития малого и среднего бизнеса. Далее по ходу дела выясняется, что убитый редактор газеты, начал рассказывать всякое нехорошее про пенсионную реформу, зарплаты депутатов и действия местного главы росгвардии Нунана. Поэтому, когда его убили, папа олигарх решил, что терять нечего и неосторожно дал главному герою задание - очистить город от бандитской сволочи. Сыщик быстро выяснил, что причиной смерти сына олигарха стала банальная ревность и неудачное стечение обстоятельств, организованный криминал города прямого отношения к этому не имел...
После этого ГГ должен был сдать дела и уехать из города, но он решает выполнить заказ, даже против воли нанимателя и уничтожить главарей ОПГ, затеяв между ними кровавую войну, в процессе которой они бы убили друг друга. Этому и посвящена книга.
Об этом они позаботились. Я тоже разрекламировал тот факт – для меня, во всяком случае, это факт, – что Лу Ярда прикончил Рено. Этот Рено крепкий орешек, верно? Нунан сразу затрещал по всем швам, но от Рено они дождались только вопроса: «Ну и что?» Все было очень мило, по-джентльменски. Они разделились поровну – Пит и Шепот против Нунана и Рено. Однако никто из них не мог рассчитывать на поддержку партнера, и к концу встречи эти парочки тоже раскололись. Нунана просто сбросили со счетов, Рено и Шепот столкнулись носом к носу, а Пит обнаружил, что он против них обоих. Так все и сидели вокруг стола, стараясь вести себя прилично, и следили друг за другом, а я жонглировал смертями и предательствами.
Шепот ушел первым и, видно, пока шеф ехал домой, успел подтянуть нескольких ребят к его дому. Нунана пристрелили. Если Пит Финн не шутил – а он на шутника не похож, – сейчас он начнет охотиться на Шепота. Рено виноват в смерти Джерри столько же, сколько Нунан, значит, Шепот вот-вот примется и за него. Рено это понимает и будет стараться добраться до Шепота первым, значит, Пит пустится и по его следу. Кроме того, у Рено, наверное, будут и другие хлопоты – став новым боссом, он начнет избавляться от тех подручных покойного Лу Ярда, которых он не устраивает. Славная каша заварилась.
Сегодня днем я мог пойти к старику Илайхью и объяснить, что теперь их можно не бояться. Он прислушался бы. Он перешел бы на мою сторону и помог бы мне разыграть все по закону. Можно было так и поступить. Но проще сделать так, чтобы они друг друга поубивали, – это легче и надежнее. Теперь это меня больше устраивает.
Произведение написано живо, остро, с юмором. Характеры героев очерчены вроде бы широкими мазками, но при этом образы весьма яркие. Однако самое интересное в этой истории то, что в реальности с рабочим движением в США нередко боролись не преступники, допущенные олигархами к рычагам управления, а те самые агенты Пинкертона, к числу которых принадлежал сам автор. Они внедрялись в рабочее движение, находили компромат, вербовали агентов, помогали провозить на предприятия штрейкбрейхеров и даже участвовали в вооруженных столкновениях с рабочими. Прямым текстом автор описывает, как владелец градообразующего предприятия, чтобы не уступать требованиям рабочих идет на многочисленные преступления и в результате вместо нормального места для жизни появляется станица Кущевская.
Данное произведение, несмотря на свой развлекательный характер и отношение к легкомысленному жанру "крутого детектива" является очень характерным примером антикапиталистической пропаганды. Нам вроде бы рассказываю простую историю о герое одиночке, но при этом социальная основа проявляется на каждом шагу.
Далее будет серия постов о коллекторской деятельности ( разумеется постараемся вскрыть экономическую основу данного явления)