Дроздовцы в борьбе с большевикам в 1941-1945

«Образование Русской Освободительной Армии (РОА), из русских воинов, вырвавшихся из СССР — есть проявление все той же непримиримости русского человека с дьявольским коммунизмом, также проявлением жертвенной любви к томящемуся “там” Русскому Народу и являлось продолжением Белой Борьбы»

(с) начальник Дроздовской дивизии генерал-лейтенант В.К. Витковский


Исход Русской армии из Крыма разбросал Белых воинов по всему миру. Однако, многие воинские части в эмиграции полностью сохранили свою структуру и готовность в любой момент продолжить борьбу. И не только сохраняли готовность, но и боролись с коммунизмом всеми возможными средствами. Чины Дроздовской дивизии в большинстве своём сосредоточились в Болгарии, где несли пограничную службу. В сентябре 1923 года Белые воины приняли активное участие в подавлении там коммунистического мятежа, организованного агентами коминтерна и местными коммунистами. Мятеж в Болгарии был подавлен и берлинская русскоязычная газета «Накануне» — сменовеховской ориентации, язвительно назвала русского генерала-дроздовца Антона Туркула главным спасителем царского болгарского трона.


Секретарь болгарского отделения РОВС капитан дроздовской артиллерийской бригады Клавдий Фосс с 1925 года состоял на службе в болгарском Военном министерстве и спецотделе болгарской полиции по борьбе с коммунистическим движением. Фосс раскрыл более десяти коммунистических так называемых «конспираций» и обезвредил сотни отчаянных болгарских террористов. На Фосса было совершено более десяти покушений, и все были неудачными. Его охраняли двое телохранителей: один — его старый и верный вестовой-дроздовец, другой — приставленный агент болгарской разведки. Фосс получил несколько болгарских военных и гражданских орденов за успехи в борьбе с коммунистическими террористическими организациями, числился майором запаса. С началом войны против СССР капитан Фосс служил в абвере, был награжден Железным Крестом второго класса.


Когда в сентябре 1941 года в Югославии началось формирование Русского Корпуса, то наиболее активная и непримиримая часть русской эмиграции в Болгарии, постаралась использовать открывшуюся возможность для возобновления борьбы с коммунизмом. Среди части эмиграции было распространено мнение, что немцы все же отправят Корпус на Восточный фронт — в Россию и, несмотря на то, что этого не произошло, Русский корпус в конце войны все-таки столкнулся с Красной армией. Штаб-квартира болгарского Отдела РОВСа располагалась на улице Оборище в Софии. Отсюда, в 1942 году группы добровольцев-галлиполийцев направлялись на железнодорожный вокзал болгарской столицы и далее, поездом следовали в Югославию, в район дислокации Русского Корпуса.


Весной 1942 года в Русский Корпус прибыло пополнение из Болгарии, из Перника и Рущука. Среди них были генералы М. М. Зинкевич и Г. В. Жданов, полковник Кондратьев и подполковник Чибирнов. Прибыли в Корпус генерал Ф. Э. Бредов, полковник В. П. Коньков со своим сыном, подполковник A. M. Низовцев. Из болгарских русских командование Корпуса сформировало 3-й полк. Адъютантом полка был назначен Ф. Э. Бредов. Позднее, в конце 1944 года, в чине гауптмана, он был назначен командиром 1-го батальона. Зимой 1944-1945 годов Русский Корпус и 3-й полк в частности, понесли большие потери, поэтому полк был сведен в батальон. Среди его чинов было немало участников 1-й мировой и даже Русско-японской войны. Самым молодым чинам батальона было по 35 лет. В январских боях «болгарским» батальоном командовал генерал Ф. Э. Бредов, носивший теперь немецкий чин оберст-лейтенанта. В составе Корпуса батальон сложил оружие 12 мая 1945 года и был интернирован англичанами у австрийского города Келлерберг.


Из дроздовцев, доблестно воевавших в Русском корпусе, сегодня можно назвать имена таких офицеров как: Бредов Ф. Э. генерал-майор Генерального штаба, полковники В. П. Коньков, В. В. Зимнинский, П. А. Цырас-Мрозович, Л. И. Андреевский, Е. Х. Кроуль. С. К. Гулевич, подполковники A. M. Низовцев, И. К. Камлач, Л. Л. Маслов, капитаны Н. А. Дунаев, В. М. Кравченко, штабс-капитан

Л. С. Юшкевич, корнет А. М. Сериков, поручики Р. Э. (фон) Бредов, В. В. Коньков, Александр Михайлович Бюро.


В 1943 г. командир дроздовцев генерал Антон Туркул совершил поездку в занятый немцами Севастополь, где безуспешно пытался отыскать могилы Генерального штаба генерал-майора М.Г.Дроздовского и полковника В.Б.Туцевича в районе Малахова кургана. После личной встречи с А.А.Власовым зачислен в РОА и 17 декабря 1944 г. кооптирован в КОНР.


Ещё одним известным дроздовцем, принявшим участие во второй гражданской был полковник Дмитрий Алексеевич Силкин.


Будущий командир конных дроздовцев родился 22 октября 1889 в Новочеркасске. Из дворян ВВД, казак станицы Новочеркасской. Окончил Новочеркасское реальное училище, Новочеркасское военное училище в 1912 году. Подъесаул 4-го Донского казачьего полка. В Добровольческой армии: в июне 1918 командир сотни 2-го офицерского конного полка, затем до 26 ноября 1919 помощник командира того же полка. Тяжело контужен 2 ноября 1919, с 7 декабря 1919 есаул, с 9 декабря 1919 войсковой старшина. В Русской Армии с июля по август 1920 командир 2-го конного полка, затем конного дивизиона Дроздовской дивизии до эвакуации Крыма. Полковник (с 1920). Галлиполиец. Осенью 1925 в составе Дроздовского полка в Болгарии. В эмиграции во Франции, шофер в Париже. В 1931 г. возглавлял группу Дроздовского конного полка в Париже.


Также можно вспомнить одного из командиров 1-ой дивизии РОА М.П. Золотавина — дроздовца и штаб-ротмистра армии Врангеля, участвовавшего в ожесточенных кровопролитных боях 12-13 апреля 1945 г. на плацдарме «Эрленгоф» против Красной армии.


Во время второй мировой войны в казачьих частях Вермахта, командир бригады и 1-й казачьей пешей дивизии, заместитель походного атамана казачьих войск. Генерал-майор (с 15 мая 1945). Покончил жизнь самоубийством в Шпитале, чтобы не быть выданным советским властям.


После Второй мировой войны генерал Туркул, объединив часть остатков ветеранов РОА в «Комитет Объединенных власовцев», установил и тесный контакт с третьей, новейшей, послевоенной эмиграцией, найдя к сердцам молодого поколения советского офицерства, «избравших свободу» после победы, легкий доступ, как он всегда находил его в сердцах русских солдат и офицеров, шедших с ним в тяжелой борьбе. Так единственный из белых генералов А.В. Туркул был связующим звеном трех поколений эмиграции, не делившим ее на старых, новых и новейших, а стремившимся объединить всех в единую российскую анти-коммунистическую эмиграцию.


В 1950 году Туркул становится начальником Военного Управления РОД во Власовском объединении (КОВ). В него входят бывшие чины РОА, которым А.Туркул в меру своих сил помогает избежать выдач и устроиться на работу в Западной Германии.


В 1953 году выходит печатный орган Комитета Объединенных Власовцев — «Доброволец. Орган связи кадров РОА». Первые номера «Органа связи» выходят на личные сбережения ген.Туркула. В политическом отношении, «Доброволец», как и его издатель, стояли на позициях непримиримости к большевизму. Среди целей, стоящих перед журналом, А.Туркул называл следующие:


- бескомпромиссная борьба со всеми разновидностями большевизма,


- восстановление Российской государственности на основании воли народов России,


- защита доброго имени России и Российской Армии от клеветы,

осведомление читателей о роли нашей проблематики в международной политике,


- связь со всеми активными силами эмиграции, готовыми к борьбе,

связь с членами Власовского Объединения.


«Доброволец» дал возможность наладить и поддерживать связь с Кадрами РОА, разбросанными по всему свободному миру и, по оценке редакции, смог «объединить всех русских патриотов в большую семью».


Генерал Харжевский в 1967 г. был назначен начальником РОВС, как преемник скончавшегося генерала фон Лампе.


Капитан Фосс скончался 11 ноября 1991 в деревушке Тютцинг близ Мюнхена, пережив всех своих врагов и развалившуюся в этот год совдепию.

Дроздовцы в борьбе с большевикам в 1941-1945 Роа, Русская освободительная армия, Белая гвардия, Белое движение, Длиннопост