До сих пор виден на космоснимках: заброшенный канал между Енисеем и Обью

Подавляющее большинство российских судоходных каналов находится в Европейской части страны. Но когда-то и в Сибири функционировал рукотворный водный путь, который соединял Обь и Енисей. Сегодня мы расскажем об Обь-Енисейском, или Кеть-Касском канале, который был заброшен в середине прошлого века, но до сих пор обозначен на картах и хорошо виден на космоснимках.

До сих пор виден на космоснимках: заброшенный канал между Енисеем и Обью Россия, История, Интересное, Длиннопост, Обь-енисейский канал, Канал, Судоходство

Кеть-Касский, или Обь-Енисейский канал, располагается в приграничных районах Томской области и Красноярского края. Канал проходит по низменной заболоченной местности и соединяет реку Кеть (правый приток Оби) с рекой Кас (левым притоком Енисея). Протяженность самого канала составляет 8 километров, остальная часть водного пути проходит по небольшим таежным рекам.

До сих пор виден на космоснимках: заброшенный канал между Енисеем и Обью Россия, История, Интересное, Длиннопост, Обь-енисейский канал, Канал, Судоходство

Водный путь из Оби в Енисей начинался в истоке реки Кеть. Далее суда шли вверх по течению, проходя реки Кеть, Озерная, Ломоватая, Язевая и попадали в озеро Водораздельное. Озеро с рекой Малый Кас соединяет рукотворный канал длиной 8 километров. Малый Кас уже принадлежит к бассейну Енисея и является притоком реки Кас (или Большой Кас), которая впадает в Енисей.

До сих пор виден на космоснимках: заброшенный канал между Енисеем и Обью Россия, История, Интересное, Длиннопост, Обь-енисейский канал, Канал, Судоходство
До сих пор виден на космоснимках: заброшенный канал между Енисеем и Обью Россия, История, Интересное, Длиннопост, Обь-енисейский канал, Канал, Судоходство

Интересно, что идея постройки канала, который бы соединил бассейны рек Обь и Енисей, возникла еще на рубеже XVIII-XIX веков. Но в тот период строительство канала в труднодоступной заболоченной местности оказалось невозможным.

До сих пор виден на космоснимках: заброшенный канал между Енисеем и Обью Россия, История, Интересное, Длиннопост, Обь-енисейский канал, Канал, Судоходство

И лишь в 1883 году нашлись средства на сооружение канала, а к началу 1890-х годов он уже был построен и по нему прошли первые суда. Правда, небольшие сибирские реки и сам канал были довольно мелководны, поэтому по Обь-Енисейскому пути могли ходить далеко не все суда.

До сих пор виден на космоснимках: заброшенный канал между Енисеем и Обью Россия, История, Интересное, Длиннопост, Обь-енисейский канал, Канал, Судоходство

В период половодья канал мог обслуживать суда водоизмещением до 80 тонн, а в остальное время не более 8 тонн и допускал проход судов с осадкой не более 1,25 метра. К тому же суровый сибирский климат ограничивал период навигации по Обь-Енисейскому каналу всего до 3,5 месяцев.

До сих пор виден на космоснимках: заброшенный канал между Енисеем и Обью Россия, История, Интересное, Длиннопост, Обь-енисейский канал, Канал, Судоходство

После открытия планировалась дальнейшая модернизация, расширение и углубление канала, строительство дополнительных шлюзов. Но постройка Транссибирской магистрали существенно понизила роль канала как перспективной транспортной артерии региона, и на его усовершенствование уже не нашлась нужная сумма.

До сих пор виден на космоснимках: заброшенный канал между Енисеем и Обью Россия, История, Интересное, Длиннопост, Обь-енисейский канал, Канал, Судоходство

Затем началась Первая мировая война, Гражданская война, и ни о каких достройке и углублении канала речи уже не шло. Известно, что еще в 40-х годах прошлого века по Обь-Енисейскому каналу проходили пароходы и катера, но уже в середине века канал был заброшен.

До сих пор виден на космоснимках: заброшенный канал между Енисеем и Обью Россия, История, Интересное, Длиннопост, Обь-енисейский канал, Канал, Судоходство
До сих пор виден на космоснимках: заброшенный канал между Енисеем и Обью Россия, История, Интересное, Длиннопост, Обь-енисейский канал, Канал, Судоходство

Позднее, в 1980-х годах, в район канала были направлены гидрологи и инженеры для изучения местности и определения целесообразности возрождения канала. Но наземные экспедиции и детальная аэрофотосъемка вынесли неутешительный для канала вердикт: сооружение водного пути в труднодоступной, практически необитаемой, заболоченной местности было признано не целесообразным.

До сих пор виден на космоснимках: заброшенный канал между Енисеем и Обью Россия, История, Интересное, Длиннопост, Обь-енисейский канал, Канал, Судоходство
До сих пор виден на космоснимках: заброшенный канал между Енисеем и Обью Россия, История, Интересное, Длиннопост, Обь-енисейский канал, Канал, Судоходство

Сегодня о нем почти никто не вспоминает, и лишь немногочисленные местные жители, краеведы и туристы-водники знают о его существовании. Кстати, любители путешествий по диким местам с интересной историей частенько включают прохождение канала в свои маршруты.

До сих пор виден на космоснимках: заброшенный канал между Енисеем и Обью Россия, История, Интересное, Длиннопост, Обь-енисейский канал, Канал, Судоходство

Автор Ольга Фролова ©

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
23
Автор поста оценил этот комментарий

Очень жаль что забросили этот канал. Этот канал мог бы объединить два крупных водных бассейна. Сейчас же, к примеру, чтобы попасть из например Тюмени в Красноярск нужно делать крюк по Оби подниматься наверх в Обскую губу и потом спускаться по Енисею через Енисейский залив. Т.е. Доставка грузов речным (самым дешевым) отменяется как вид. Да и просто сократить путь в несколько тысяч километров прорыв канал в в пару сотен...


Мне лично очень жаль, что забросили. Это был бы своего рода водный Транссиб.

раскрыть ветку (10)
43
Автор поста оценил этот комментарий
Если даже при совке сочли такой прожект нецелесообразным, то про нынешние времена и говорить не стоит...
раскрыть ветку (3)
33
Автор поста оценил этот комментарий

Я думаю что проблема главная в климате. Вода попросту замёрзнет. И сколько не рой и не увеличивай траты, железная дорога надежнее просто в силу своей всесезонности. И выгода в этих краях от такого водного проекта минимальная.

раскрыть ветку (2)
12
Автор поста оценил этот комментарий
В принципе речной транспорт свое значение сохранил там где нет другой нормальной инфраструктуры, например, в Норильск (ну и другие северные регионы) и из него все ещё везут все по воде потому что нет автомобильных и железных дорог. (ну и актуален он для местностей типа венеции). Также он актуален как туристический транспорт/аттракцион.
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

ну ваще-та в сам Норильск всё доставляют на колёсах, а вот груз идёт до столицы Таймырского автономного округа Дудинки, да, в трюмах большую часть дистанции.

Автор поста оценил этот комментарий

Была идея 2-3 века назад соединить Каму с Чусовой и тогда можно было бы проплыть через всю страну слева направо. 

раскрыть ветку (4)
2
Автор поста оценил этот комментарий

но ведь они и так соединяются..

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Сорян, затупил. С Исетью. Чтобы дальше через Тобол в Иртыш и до Оби

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

А вот про такое тоже слышал когда-то, но как вспомню, что эту самую Исеть местами можно перейти ног не замочив, то прям теряюсь в сомнениях. То ли раньше трава зеленее была, то ли советские инженеры были вовсе не инженерами, а фантастами =)

Автор поста оценил этот комментарий
Это как?
Автор поста оценил этот комментарий
Верх с низом перепутал.
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку