Дисциплины ездового спорта
В первом посте Ездовой спорт - это не лошадки! я рассказал о собаках, которые могут участвовать в соревнованиях по ездовому спорту. А теперь расскажу о дисциплинах. Их достаточно много, А значит каждый сможет найти ту, которая ему по душе. Итак, поехали. Дисциплины бывают снежные и бесснежные. Да, многих удивляет то, что с собачками на упряжке можно мчаться и без снега. Именно с них и начнём.
Каникросс.
Самая доступная, самая простая для собаки и самая тяжёлая для спортсмена дисциплина с точки зрения физподготовки. Есть разделение на мужчин и женщин, не выделяются скоростные классы. Канис - собака, кросс - бег, т.е. бег с собакой. Необходимо самое простое снаряжение Это пояс, который крепится на бёдрах спортсмена, и потяг с амортизатором, который соединяет этот пояс со шлейкой собаки (о снаряжении и оборудовании будет отдельный пост). Каникросс отличается от простого бега по парку со свовободно бегающей собакой, т.к. здесь собака должна бежать впереди, тянуть спортсмена, и это на протяжении 5 км. Это не так просто, как может показаться со стороны, т.к. собака заставляет поддерживать непривычно высокий темп, что вместе со сложной трассой, со спусками, подъемами, скользкой грязью после дождя становится непростым испытанием для спортсмена.
При этом нужно показать хорошую скорость. Например, для выполнения норматива КМС нужно показать среднюю скорость не ниже 19 км/ч на дистанции 5-6 км. Это примерно 3.10 на км. Правила, которые относятся ко всем дисциплинам: нельзя принуждать собаку к бегу, тянуть за ошейник, шлейку, вообще трогать собаку нельзя. Все команды только голосом. Нельзя обгонять собаку и даже бежать рядом с ней, собака всегда должна быть впереди спортсмена. Интересный факт: лучшее время, показанное спортсменом в каникроссе на 5 км за всю историю, меньше мирового рекорда на той же дистанции в лёгкой атлетике. При этом легкоатлет бежал по стадиону, а каникросс по пересечённой местности. Это доказывает то, что с подготовленной собакой сильный спортсмен пробежит быстрее, чем без нее. Каникросс считается базовой дисциплиной, т.к. именно с него начинают свою подготовку большинство собак (почему именно так, расскажу в отдельном посте, посвящённом подготовке собак). Для спортсмена эта дисциплина тоже рекомендуется в качестве ознакомительной с ЕС, т.к. именно в беге легче и быстрее наладить контакт с собакой. Например, на прошедших выходных мы проводили открытую тренировку, на которую пришли 10 любителей бега. У большинства из них нет своих собак вообще, никто из них ранее не бегал каникросс. Мы выдали каждому снаряжение и собаку, пробежали пристрелочные 850 м, а те, кому было мало, пробежали ещё 2,7 км. Я и ещё один спортсмен из нашей команды сопровождали группу, чтобы показать трассу и помочь в нештатных ситуациях. К счастью, таких не было (ну разве что одна девочка споткнулась о корягу и упала, но обошлось без травм), а спортсмены и собаки получили огромное удовольствие! Меньше всего удовольствия получил я, т.к. очень не люблю бегать, но для общего дела готов!
Велосипед 1(2) собака(и) или байкджоринг.
Вторая по доступности (т.к. велосипед есть у многих) и самая динамичная дисциплина. Есть разделение на мужчин и женщин, выделяют скоростные классы. Максимальные скорости за 45 км/ч, средняя выше 35. Сложно провести прямое сравнение с велосипедными дисциплинами, т.к. там немного другая специфика: либо значительно больше дистанция, либо технически сложные трассы. Разочарую тех, кому кажется, что это очень просто: прицепил собаку к велику - и сиди, отдыхай. Спортсмену приходится работать очень напряжённо, чтобы выдать результат вместе с собакой.
Если просто на неё "сесть", она вытянет на первом километре, а потом сильно сбавит и хорошей средней скорости уже не получишь, даже если сам начнёшь активно крутить педали. Поэтому работать велосипедисту нужно с самых первых метров. И если получится получить провисший потяг на как можно большей дистанции (т.е. сделать так, чтобы собака не тянула, а бежала максимально быстро, при это спортсмен поддерживает её скорость), то в этом случае будет максимальный результат с данной собакой. В минспортовских правилах дисциплина звучит так: велосипед 1 собака. Но многие любят её называть на иностранный манер - байкджоринг. Есть вариант с двумя собаками, который не встретишь на официальных соревнованиях, но нередко бывают на местном уровне и авторских гонках.
Эта вариация находит своих спортсменов, как мне кажется, по двум причинам. Первая - не все собаки готовы выкладываться, когда бегут по одиночке, но неплохо работают в паре. Вторая - в паре тяговая сила выше, а значит спортсмену полегче. По этим двум причинам данную дисциплину часто выбирают новички, которые хотят мчать побыстрее. Ничего зазорного в этом нет, все учатся и со временем переходят в более сложные дисциплины.
Скутер 1(2) собака(и).
Ничего общего с китайскими мотоповозками тут нет. Скутер, по сути, - это спортивный самокат на колёсах большого диаметра (правилами регламентирован размер не менее 20 дюймов). На сегодняшний день это самая популярная дисциплина. Есть разделение на мужчин и женщин в варианте с одной собакой, и нет во варианте с двумя собаками. В этом есть определённая логика: две собаки тянут достаточно хорошо и разница между мужчинами и женщинами компенсируется тем, что девушки, как правило, полегче, но толкаться не могут так сильно, как мужчины. Разделение на скоростные классы проводится и там, и там. Подробнее про то, какие бывают скутеры, расскажу в посте про снаряжение и оборудование. Скутер чуть медленнее, чем велосипед, центр тяжести ниже, а поэтому эта дисциплина потенциально более безопасна. Часто новички из каникросса переходят именно в скутер. Но те, кто уверенно сидит в седле велосипеда обычно выбирают его. В России ещё не очень популярны, а в Европе уже проводят чемпионаты по скутерингу - это гонки на скутерах, но без собак, аналогично велогонкам. Чаще всего соревнуются по шоссе, поэтому скутеры немного отличаются от ездовых, в первую очередь за счёт шоссейных колёс. Я нередко езжу на работу именно на скутере. С его появлением я почти забросил велосипед. Водители смотрят недоуменно, многие путают с электросамокатом, что неудивительно, ведь средняя скорость у меня на маршруте "дом-работа" составляет 18-20 км/ч. Со светофора, активно расталкиваясь, быстро опережаешь автомобили, пока они разгонятся до этой скорости.
Карт 4(6) собак.
Это моя любимая дисциплина, хотя на соревнованиях я участвовал абсолютно во всех (ну кроме экзотики навроде пулки). Нет выделения на мужчин и женщин, есть скоростные классы. Упряжки чаще всего выставляют питомники, как мы. Реже составляют сборные упряжки, когда 3-4 хозяина приводят своих собак на тренировки. Это сложно осуществить из соображений занятости людей, а ещё из-за того, что собаки не живут вместе, нередки конфликты внутри упряжки, порой неразрешимые силами каюра. Но я знаю таких людей, работающих со сборными упряжками, и я восхищаюсь их умением работать с ними, т.к. это очень непросто. Знаю, т.к. пробововал и есть с чем сравнить. Самое важное в упряжке - добиться слаженной работы собак. Перед тем, как ставить собаку в упряжку, с ней работают индивидуально в велосипеде или скутере, определяют среднюю и максимальную скорость, и на основании этого составляют упряжку из собак с близкими показателями. Но часто бывает так, что индивидуально собака бежит плохо, а в упряжке готова выкладываться на все 100. Ближе всего к карту стоят "колёсные" или "коренные" собаки. Это более сильные собаки, с хорошей тяговой силой, т.к. на них приходится основная нагрузка, в первую очередь в поворотах. Впереди стоят лидеры (или один лидер), которые лучше всего понимают и слушают каюра, могут принимать самостоятельно решения. Не обязательно это самые быстрые собаки. Но самые сообразительные точно. Это могут и кобели, и суки. Важно понимать, что упряжка всегда бежит со скоростью самой медленной собаки. Все остальные вынуждены подстраиваться под неё. Поэтому бывает так, что упряжка из трёх собак будет быстрее, чем эти же трое, но плюс ещё одна медленная. Правилами не запрещено убрать одну из собак на втором этапе, поэтому нередки случаи, когда каюр, видя, что в первый день кто-то из собак бежит не в полную силу, на второй день оставляет её на старте и показывает лучшее время с оставшимися тремя. У меня лично такое было однажды. Скорости в карте почти как в велосипеде, но быстрее скутера. Самое классное в этой дисциплине - это чувство работы в одной большой команде собак, где ты работаешь наравне с хвостатыми.
Снежные дисциплины.
Тут меньше разнообразие. Это упряжки (нарта) 2-4-6 собак в спринтах и лыжи (скиджоринг) с одной собакой.
Лыжи 1 собака (скиджоринг)
Очень динамичная дисциплина для опытных лыжников. Именно профессионал вместе с быстрой собакой могут почувствовать весь кайф от этой дисциплины. Есть разделенин на мужчин, женщин и скоростные классы. Собака тянет только спортсмена, нет лишнего оборудования, спортсмен толкается так же эффективно, как и без собаки, получая дополнительный импульс от собаки в момент скольжения. Оговорюсь, речь идёт про минспортовскую дисциплину, где спортсмен может и должен помогать собаке. В кинологическом спорте есть дисциплина "буксировка лыжника". Она пришла от военных и призвана тренировать силовые качества собаки. Спортсмен при этом ей никак не может помогать, но и дистанции намного короче, чем в ЕС.
В скидже скорости достигают 30 км/ч. Наиболее сложным является прохождение узких закрытых поворотов, а так же спуски, на которых спортсмен может разогнаться быстрее собаки и вынужден кантоваться, чтобы не догнать своего хвостатого компаньона. Само собой, контроль собаки на лыжах очень сложен, т.к. руки заняты палками, на ногах лыжи, тормоза как такового нет, а скорости немалые. Так же, как и в велосипеде, есть вариация с двумя собаками. А ещё зимние дисциплины подразумевают средние дистанции - для лыжников это может быть до 60 км за один этап, а их обычно три, каждый день по этапу. Но тут я не силён, т.к. наша специфика - спринты.
Упряжки 2-4-6 собак.
Это три разные дисциплины, т.е. двойки соревнуются с двойками, четверки с четверками и т.д. нет разделения на м/ж, но есть скоростные классы. Самой тяжёлой физически снежной дисциплиной считается нарта 2 собаки. Оно и понятно: скольжение даже самой хорошей нарты хуже, чем накат колёса, да и вес даже лёгкой спортивной нарты около 10 кг, поэтому каюру приходится работать много, скорости здесь относительно невысокие. Постоянно толкаешься, бежишь в горки, заталкивая нарту. В общем, это сродни каникроссу, только зимой и с нартой. Кстати, есть опыт проведения зимних каникроссов у нас в, стране. Это для энтузиастов, неофициальные старты. Около 1,5 км бежали по укатанному снегу.
Нарта 4 и 6 собак - скорости выше, мастерство управления упряжкой, особенно в поворотах выходит на первый план. У нарты нет руля, в поворот нужно входить, срывая полозья в занос. Тут важно не терять скорость и хорошо расталкиваться после его прохождения. В остальном всё так же, как и в карте.
Пару слов о безопасности.
В ЕС все требования безопасности, в первую очередь, направлены на собак. Это логично, т.к. они сами о себе позаботиться не могут. Например, на лыжах (полозьях) запрещены металлические канты, у спортсменов запрещены металлические шипы на кроссовках, на нартах и картах обязательно впереди защита от удара по бегущим собакам. Температурный режим регламентирован физиологией собак. При температуре выше 18 градусов не проводятся соревнования. Ну и т.д. У спортсменов обязательно шлемы во всех колёсных дисциплинах, и у юниоров в нарта2.
Пожалуй, всё. Хотя можно долго ещё писать. Есть ещё нераспространенная у нас пулка (собака, за ней маленькие саночки, за ней лыжник), в которой вес саночек зависит от веса собаки и тем самым уравниваются силы команд. Есть различные эстафеты, направленные на зрелищность и популяризацию, и всякие экзотические старты в этих же целях.
В следующем посте расскажу об оборудовании и снаряжении для ЕС.