11

Бетховен "Лунная соната". История шедевра.

Знаменитая Лунная соната Бетховена появилась в 1801 году. В те годы композитор переживал не лучшее время в своей жизни. С одной стороны, он был успешен и популярен, его произведения становились все более популярными, его приглашали в знаменитые аристократические дома. Тридцатилетний композитор производил впечатление жизнерадостного, счастливого человека, независимого и презирающего моду, гордого и довольного. Но в душе Людвига терзали глубокие переживания – он стал терять слух. Это было страшной бедой для композитора, ведь до болезни слух Бетховена отличался изумительной тонкостью и точностью, он способен был заметить малейший неверный оттенок или ноту, почти зрительно представлял себе все тонкости богатых оркестровых красок.


Причины болезни так и остались неизвестными. Возможно, дело было в чрезмерном напряжении слуха, или в простуде и воспалении ушного нерва. Как бы то ни было, невыносимый шум в ушах мучил Бетховена и днем, и ночью, и целое сообщество профессионалов в области медицины ничем не могло ему помочь. Уже к 1800 году композитору приходилось стоять очень близко к эстраде, чтобы слышать высокие звуки игры оркестра, он с трудом различал слова говоривших с ним людей. Он скрывал свою глухоту от друзей и близких и старался поменьше бывать в обществе. В это время в его жизни появилась юная Джульетта Гвиччарди. Ей было шестнадцать, она обожала музыку, прекрасно играла на рояле и стала ученицей великого композитора. И Бетховен влюбился, сразу и безвозвратно. Он всегда видел в людях только лучшее, а Джульетта представлялась ему совершенством, невинным ангелом, сошедшим к нему для утоления его тревог и печалей. Его пленили жизнерадостность, добродушие и общительность юной ученицы. У Бетховена и Джульетты завязались отношения, и он почувствовал вкус к жизни. Он стал чаще выходить в свет, он заново научился радоваться простым вещам – музыке, солнцу, улыбке возлюбленной. Бетховен мечтал, что когда-нибудь назовет Джульетту женой. Наполненный счастьем, он начал работу над сонатой, которую назвал «Соната в духе фантазии».


Но его мечтам не суждено было сбыться. Ветреная и легкомысленная кокетка завела роман с аристократичным графом Робертом Галленбергом. Ей стал неинтересен глухой, необеспеченный композитор из простой семьи. Очень скоро Джульетта стала графиней Галленберг. Соната, которую Бетховен начал писать в состоянии настоящего счастья, восторга и трепетной надежды, была закончена в гневе и ярости. Ее первая часть медленная и нежная, а финал звучит, как ураган, сметающий все на своем пути. После смерти Бетховена в ящике его письменного стола нашлось письмо, которое Людвиг адресовал беспечной Джульетте. В нем он писал о том, как много она для него значила, и какая тоска нахлынула на него после измены Джульетты. Мир композитора рухнул, а жизнь потеряла смысл. «Лунной» сонату назвал один из лучших друзей Бетховена, поэт Людвиг Рельштаб, уже после его смерти. При звуках сонаты он представлял себе тихую гладь озера и плывущую по ней одинокую лодку под неверным светом луны.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
1
Автор поста оценил этот комментарий

Пожалуйста, не надо называть это видео Лунной сонатой. Называйте кавером, обработкой, подбором по слуху, как угодно. Но ЭТО не оригинал. Откуда, откуда такая оркестровка со скулящими скрипками? Почему рвется педаль в самых неожиданных местах? А эти странные паузы в кульминации разработки? А сильно упрощенный вариант репризы? И, наконец, почему тональность ре минор??? Оригинал-то в до диез миноре. Нет-нет-нет, я далеко не зануда, уважаю право исполнителя на свое видение произведения. Но если уж допускаете такие значительные отклонения, то не нужно публиковать их под именем оригинала. Это как будто показать авторскую картину, небрежно бросив: " Я вот тут Джоконду нарисовал, только вот тут и тут цвет поменял, брови и ресницы почернее, и улыбку в полный рот, прикольно вышло".   Не надо так.

раскрыть ветку (9)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Вы, наверно, заметили, что запись велась не в профессиональной студии, а в домашних условиях, на стерео камеру. Оркестровка - какая есть, в электронном пианино.

И что значит подлинное или не подлинное произведение?

Если следовать вашему недовольству, то произведение вообще никто не должен играть. А музыка и создается для того, чтобы люди играли. И причем, массово.Как и стихи, песни...

Вы, когда читаете стихи Пушкина с дурной интонацией, то стихи не становятся менее пушкинскими, не так ли?

Да.  Сонату играют уже в разных тональностях. Эту я нашла в интернете. Она мне понравилась. Я ее сыграла.

Обычно, в музыкальной школе, консерватории далеко не все композиторы изучаются по программе, поэтому, любители того или иного произведения находят партитуры сами и их исполняют на своём инструменте.

Единственное, могла бы вам заметить, если бы было сыграло на рояле, звук был бы куда красивее и в маленьком зале с акустикой. Но у меня есть то, что есть.

И вообще, очень некрасиво так критиковать. Я не профессиональная пианистка. В филармониях не выступаю.

Играю для души. Не нравится, не заходите больше ко мне.

Спасибо.

раскрыть ветку (8)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Ну, не горячитесь так. Ок, попытаюсь донести свою мысль снова. В Ваших словах есть доля правды: музыку создают для того чтобы ее исполняли. Но каждый композитор надеется, что исполнять ее будут точно как он написал, соблюдая текст, ритм, стиль, авторские ремарки и, таки да - тональность. Если Вы учились в музыкальной школе, то из курса музыкальной литературы должны знать, что тональности композиторами выбираются не зря и они являются частью композиторского замысла. Но это тема для отдельного разговора...

Вернувшись к Вашей же мысли, Вы не только "читали Пушкина дурной интонацией", но и изрядно его переиначили, о чем и был мой пост выше.

В принципе, Вы имеете на это полное право, можете эту многострадальную Лунную сонату играть хоть задом наперед (кстати, такие прецеденты были). Но тогда назовите это видео "мое любительское исполнение переложения на тему Лунной сонаты" и не вводите людей в заблуждение. Потому что то, что Вы исполняете  УЖЕ не может называться Лунной. И не из-за исполнения, а из-за тех изменений, которые идут вразрез с авторской идеей. И не кивайте на ноты - то, что размещают в Интернете очень часто бывает откровенной лажей.

И кстати, на синтезаторе есть звуковые банки фортепианных и рояльных звучаний.

И еще. Заходить я буду туда, куда захочу и куда посчитаю нужным. Вы добровольно разместили свою запись на ПУБЛИЧНОМ ресурсе. Так будьте готовы, что ее будут просматривать ВСЕ кто захотел. И оставлять комментарии. Возможно, даже критические, да.

А если критика Вам неприятна, то либо совершенствуйте свое исполнительское мастерство, либо играйте в кругу семьи, там Вас совершенно точно будут хвалить. Кстати, данные у Вас неплохие, есть куда расти.

раскрыть ветку (6)
2
Автор поста оценил этот комментарий

О, Mamma Mia.

Хорошо. Это мое любительское исполнение. Конечно же.  Вы довольны?

Хотелось поделиться хорошим настроением. И всего-то.

Сейчас разучиваю "Divenire" Ludovico Einodi. Очень красивое современное произведение. Сам итальянский композитор играет на фортепиано и с оркестром. Красота.

Но...

Вступление очень длинно. На простом инструменте слишком сухо, затянуто, не звучит, как хотелось бы. Для слушателя - монотонно. И так вот "вступление"  можно немного изменить. Ничего в этом крамольного не вижу. И темп такой я не выдержу. Но это не значит, что нельзя сыграть в более спокойном темпе .


Спасибо вам за критику. Я не обижаюсь.

раскрыть ветку (5)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Вступление очень длинно. На простом инструменте слишком сухо, затянуто, не звучит, как хотелось бы. Для слушателя - монотонно. И так вот "вступление" можно немного изменить. Ничего в этом крамольного не вижу. И темп такой я не выдержу. Но это не значит, что нельзя сыграть в более спокойном темпе .
Вот именно, что нельзя. Иначе не получится именно "Divenire" Ludovico Einodi.

Знаете.... среди моих знакомых была женщина, которая очень творчески относилась к кулинарии. Готовя торт "Прага", она приговаривала: "...тааак.... что там по рецепту? 200 граммов масла? а масла-то у меня нет, маргарин есть зато... положу маргарин. Растопленый шоколад? Его заменит какао, нормально будет. Сколько-сколько яиц? Пять??? Ну ваще... трех хватит" Ну, и в итоге, тортик на "Прагу" смахивал весьма отдаленно, и мы всегда ржали по этому поводу.

...Хорошо, что Вы не обижаетесь на критику. Критика двигает вперед, заставляет шевелиться.

Короче, как музыкант музыканту, скажу: придерживайтесь рецептуры и изменяйте ее только в том случае, если Вы лучше композитора уверены в художественной оправданности этой замены)))

И еще скажу то, что говорю всем своим ученикам: нет смысла играть то, с чем вы не справляетесь или сомневаетесь. Играть надо то, что вы можете исполнить ярко, точно, уверенно, убедительно и без компромиссов в виде медленного темпа и упрощений.Простите, коли что не так. Творческих Вам удач.

раскрыть ветку (4)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо, вам. Но вы мне польстили, когда назвали меня музыкантом. Скорее - любитель. После очень долгого перерыва я смогла хоть как-то заиграть. Не хватает техники. А техника нарабатывается годами. Не ставлю себе цель быть пианисткой. Поздно уж. Игра на фортепиано только хобби, как танцы и пение.

Пою на французском. Танцевала ирландский степ. Теперь собираюсь заниматься фламенко.

Не хочу ставить себя ни в какие рамки.

Спокойной ночи.

0
Автор поста оценил этот комментарий

И еще скажу то, что говорю всем своим ученикам: нет смысла играть то, с чем вы не справляетесь или сомневаетесь.
если играть только то, что ты умеешь - ты будешь играть только "в траве сидел кузнечик" и "миллион алых роз" одной рукой. играть нужно то, что тебе нравится или то, что помогает развиться.

раскрыть ветку (2)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Хм, замечание верное. Но только в условиях домашних занятий, да. А в цитате речь идет о публичных выступлениях.  И вот тут я повторю снова - исполняй только то, в чем абсолютно уверен.

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий
это не публичное выступление. это публикация. к сожалению не видел видео, возможно там было всё очень плохо, но тем ни менее, это имеет место быть. если автору приносит это удовольствие, то почему ему нельзя этим делиться? даже выступая перед друзьям. вот если бы автор олимпийскиц созвал и криво-косо начал играть, тогда да. а так, - это пикабу. ресурс, где люди просто общаются или деляться чем то между собой.

в общем то, в вашей дискуссии я на вашей стороне -- если играешь кавер, то и подписывай, как кавер, а никак не оригинал, но любое творчество имеет право на жизнь.
1
Автор поста оценил этот комментарий

Не спорьте с Гульдом.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку