Бесовская одёжа: откуда взялся «типичный» ведьминский образ?
Помимо Хэллоуина (он же Самайн) существует еще ряд праздников, которые празднуются людьми, причисляющими себя к современным ведьмам и неоязычникам. Один из них Лита – Ночь Середины Лета, самая короткая ночь в году. Предлагаем не ждать такого банального повода как Хэллоуин и уже сегодня поговорить, почему самый растиражированный образ ведьмы выглядит именно так.
Как ни крути, в условиях глобализации мы наблюдаем победное шествие голливудских и диснеевских образов по планете, которые приводят к общему знаменателю сказочных персонажей разного происхождения. Эта же участь постигла образ ведьмы, который существует, пожалуй, во всех культурах мира.
Современный «обобщенный» образ ведьмы можно впервые увидеть в фильме студии Диснея «Волшебник страны Оз» 1939 года. Длинноносая старуха (или уж точно женщина зрелая) с зеленой кожей в черной одежде и широкополой остроконечной шляпе почти у любого вызывает абсолютно однозначные ассоциации с колдовством.
Но почему ведьма выглядит именно так?
Каждый славянин знакомится со своей первой колдуньей на страницах народных сказок – это Баба-Яга. Персонаж этот во многом архетипичен и дублируется под разными именами в легендах самых разных народов. У нее тоже гротескно-хищный длинный нос, который «в потолок врос», она старуха и летает на метле. Про метлу и другие волшебные средства передвижения Вчеразавр жаждет рассказать побольше, но чуть позже.
А что касается возраста ведьмы, можно почерпнуть информацию из потрясающей работы «Исторические корни волшебной сказки» филолога-фольклориста Владимира Яковлевича Проппа. Вот, что он пишет в главе, посвященной Бабе-Яге: «Она всегда старуха, причем старуха безмужняя. Яга - мать не людей, она - мать и хозяйка зверей, притом зверей лесных». Возможно, последним фактом можно объяснить зеленый цвет ее кожи – это принадлежность «лесных человечков», всевозможных леших и других персонажей, повелителей растительного царства дремучего леса. Кроме того, Пропп пишет, что Яга – это изначально охранитель входа в царство мертвых, именно поэтому она так серьезно «тестирует» героя в сказке, прежде, чем тот пойдет дальше. Вспомним Осириса – который считался владыкой загробного царства в Древнем Египте. Он изображался с зеленым лицом по аналогии с мертвенным оттенком кожи покойника.
Всевозможные бородавки, острый подбородок и длинные ногти – все эти зловещие атрибуты подчеркивают принадлежность этой героини к потустороннему и зловещему миру.
А теперь перейдем к одежде. Самой запоминающейся деталью ведьминого костюма является остроконечная шляпа. Это фактически визитная карточка колдуньи. Самая известная современная ведьма США Лори Кэбот с возмущением пишет в своей книге «Сила ведьм»: «В Салеме, на протяжении октябре, мы рассылаем письма местным оптовикам и хозяевам магазинов, что Хэллоуин — это ведьмовский праздник Самхэйн, священнейший день Нового Года древних Кельтов. Мы просим их не украшать витрины магазинов изображениями оседлавших метлы ведьм в остроконечных шляпах, оскаливших гнилые зубы». Доподлинно неизвестно, почему именно этот головной убор стал отличительной чертой настоящей колдуньи, но можно провести некоторые аналогии из истории костюма.
Шляпы причудливой формы (как и странная небудничная одежда) призваны были подчеркивать особенный статус человека. Это и островерхий фригийский колпак, который носили участники Элевсинских мистерий. И позорный остроконечный головной убор осужденного, который можно увидеть на картинах Гойи. И его наследник - колпак худшего ученика, ношение которого практиковалось некогда в американских школах. Все эти головные уборы должны были сделать их носителями заметными – или для воздания почестей (вспомним массивную тиару Папы Римского), или для насмешек.
Головные уборы острой формы не особенно поощрялись церковью. В их фасоне она прослеживала связь с «рогатым», который в свою очередь унаследовал рожки от языческих божеств плодородия.
Однако, если мы посмотрим, как изображали ведьм в средневековье, мы не увидим таких шляп. Колдуны и колдуньи изображаются простоволосыми с длинными распущенными волосами, голыми или в нижней одежде (чтобы ничто не препятствовало разнузданным ритуалам).
В 1710 и 1720-х годах в Англии начали издаваться дешевенькие книжки со сказками и историями для детей. В них ведьмины шляпы изображались гротескно заостренными, как дьявольские шипы. Иллюстрации к «Сказкам матушки Гусыни» изображали колдуний в таких же головных уборах. Книжки эти получили большое распространение, как и сам образ, который получился очень броским, запоминающимся и вызывающим ассоциации с чем-то зловещим.
Некоторые историки также возводят происхождение острой шляпы к головному убору евреев, которых в 1215г. обязали носить так называемые Judenhat острой формы. Такой атрибут стал дополнительной мишенью для насмешек антисемитов, а в дальнейшем – символом «не христианина», еретика вообще. Отдельно стоит упомянуть о секте квакеров, носивших черные широкополые шляпы, и которые частенько становились жертвами нападок и карикатур.
В конце 16 – начале 17в. черные конусообразные шляпы вообще были в моде (так называемый «capotain»). Поэтому глядя сегодня на портреты некоторых людей того времени, то и дело возникают ассоциации с колдовством =).
Стоит отметить, что массивные, даже несколько «дерзкие» головные уборы – атрибут волшебных существ на всевозможных иллюстрациях. Гномы, лепреконы, ведьмы – все они увенчаны хорошо узнаваемыми шляпами, зачастую с крупными пряжками. Рассуждать на тему этого удивительного головного убора можно еще долго – для желающих полно информации в сети, достоверной или не очень.
Если говорить о черном цвете в одежде, то не всегда он ассоциировался только с мраком. Это еще и цвет аскезы (одежда монахов и священнослужителей), и в первую очередь недоступный для низших классов краситель, а в свое время и индикатор зажиточности - уж больно он был дорогим! Но что касается ассоциаций, черный – это однозначно оттенок сумрака и ночи, потустороннего, Тьмы во всех смыслах этого слова. В какую же еще одежду одеться уважающей себя ведьме!
Колдуньи - частые героини легендарных сказок братьев Гримм. Эти сказки были проиллюстрированы художниками Филиппом Гротом Йоханном и после его смерти в 1892 году Робертом Лайнвебером. Эти иллюстраторы нарядили ведьм и других фантастических героев в повседневную одежду низших классов, жителей долин и лесов. Этим объясняется один из популярных фасонов ведьминского наряда - льняная блуза с лифом на шнуровке, длинная юбка (но не до пола - в такой не поработаешь и по чаще или полю не походишь) с фартуком, чулки и шляпа.
Хрестоматийная колдунья (если она не изображается старой) зачастую носит оттенок запретной и вызывающей сексуальности, поэтому обувается в остроконечные ботинки, зачастую с пряжками или в эффектные туфли на высоких каблуках.
Вот так мы можем убедиться, что наряд, который кажется в наши дни гротескно-карнавальным, косвенно имеет корни в истории костюма и фольклоре.