Беглые заметки об одной праздной поездке. Продожение (опять очень много букофф) фоты в приложении будут

взял в руги топор и грубо наискось стесал породу, проделав в ней ложбину с торчащими шипами валунов, как раз достаточную, чтоб по дну ее (впрочем идеально ровному) могли разъехаться 2 авто. Поселения по дороге стали встречаться реже... Лес одичал — то есть и раньше он был вполне, но там всеж зеленые массивы чередовались с полями, здесь в ровном массиве начали появляться проплешины — следы селей или пожаров, где на лысине заваленой осыпью торчат одинокие выжившие деревья и остовы погибших, но цивилизации, если она тут есть, нет дела — природа сама потихоньку зализывает раны, как и тыщи лет назад. Горы вокруг постепенно поднимались выше и в познеобеденном часу (как обычно, сделав пару становок по санитарным нуждам) мы начали въезжать в Осло. Именно так: начали въезжать! По курсу в просветах стала появляться бухта на дальнем конце которой виднелись какие-то современные постройки, а по правую сторону на крутом, градусов 40-50 склоне среди густого леса стали появляться домики самых разных форм и размеров: одно и двух этажные, то просто бетонное нагромождение, то раскрашеный в яркие цвета буколический домишко, одни с изгородью и цветником, другие просто торчащие из зарослей елей... Это и был уже город.По дороге нам поведали, что 85 процентов его жителей предпочитает жить в частных домах (и верно: в центре я увидел единицы многоэтажек, вроде бы жилых — впрочем, там нетрудно ошибиться: архитектурные стили таковы, что жилой дом вполне можно принять за что-нибудь еще). В общем, архитектура Осло похожа на саму страну: вдруг, между двух футуристических конструкций из литого битона и красного кирпича появляется стена рыцарского замка (причем вполне обжитого, с современными окнами и цветами на подоконниках. Потом многовековая стена средневиковой цитадели — почерневший от времени, в подпалинах от древних пожаов кирпич с узкими бойницами плавно переходит в ажурную стену сот из почти такого же, но празднично-яркого кирпича затянутых стеклопакетами. В старом Стокгольме среди его древних домиков современое здание резало бы глаз. А вот в Норвегии глаз резал бы ряд однотипных строений, как бы красивы они не были сами по себе — здешние скалы и горы каждая уникальна, и кто был бы человек, если бы нарушил эту древнюю традицию? Я истратил уйму кадров и только к отъезду осознал безнадежность этой затеи: да попадались пара древних замков, интересных сами по себе — но сколько я их уже тут видел по всей Скандинавии?... А чтобы передать ту панораму, которую видишь, оглядывась вокруг в этой стране, нужна камера с гигапиксельной матрицей и круговым обзором;-) Наверно поэтому то, немногое, что я видел из норвежских скульптур и картин представляет собой мешанину переплетающихся образов - более или менее успешные попытки передать весь диапазон ощущений, вызываемых этой страной... К восьми поехали селиться в отель. 3 звезды всего-то (но не турецких;-) в смысле, служащих в отеле не видишь и не слышишь, пока они тебе зачем-либо не понадобились. Приличных размеров комната, горячий душ, свежая постель. Малость лучше, чем на пароме (впрочем, на пароме была фатически ночь, а здесь еще было время побродить малненько по окрестностям, перекусить. Архитектура гостинницы, как все здесь — футуристические перепады краснокирпичных плоскостей и граней.
И был вечер и было утро. День третий... Шабаш, саббат-шабаш-суббота — кому как ндравится...
С утречка снова-здорово после завтрака (если честно, когда я увидел на столе свежий деревенский творог, прочие изыски шведского стола оказались побоку;-), ну, разве кусочек арбуза, да кофе — в Норвегии, как и в Финляндии кофе и соки и молоко раскиданы по всему ресторану, чтоб не дай бог каждый мог напиться без задержек..;-) грузимся в автобус. Дорога до городка Флом дальняя — 350 км, а в горах ограничение скорости приличное...Кроче, грубо по 5 часов туда и обратно, да 4 с маленьким там — вернулись в отель в 1м часу ночи. Впрочем 4 часа в долине самого длинного в мире фьорда того стоили. Но и по дороге мы успели налюбоваться горами и водой в любых видах, а также сменой растительности от яблоневых и персиковых (!) садов, до покрытых лишаиниками и чахлыми травками привершинных просторов. Постояли с полчасика на высоте около км над фьордом любуясь панорамой, и по серпантине тонненлей спустились вниз. Первое, что я сделал в ожидании поезда, спустился к впадающей в фьорд речушке и выпил воды. Ожидание она оправдала — ледяная и невообразимо вкусная. Потом в перед прибытием фломского поезда пошопили по местным магазинчикам и погрузились. Поезд имеет и практическое значение — тут спускаются к фьорду туристы от высокогорной железнодорожной трассы, но большей частью им пользуются туристы: час туда, час обратно с остановкой у классного 90метрового водопада. Кстати, там в середине остановки под таинственную музыку из-за скал появляются танцующие речные фей. По сути вся трасса с полсотни км, но при этом 1 км вверх, сквозь непредсказуемые красоты норвежских гор: ущелья, горные реки, ручьи и водопады, море зелени и пасущийся скот (не ясно, как он там вообще удерживается. Ирина сказала, что хозяин коровы, пасущий ее на горных склонах (то есть скот большей частью пасется сам — овец, скажем хозяин разыскивает только в пору стрижки) получает от государства 500 баксов в год на каждую. И не из каких-то практических соображений, а потому, что так ландшафт красивше;-)
Практически сразу по возвращение поезда бегом пустились на поджидавший нас кораблик для путешействия уже по воде. Гид отпустила нас на волю — куда мы с надводной лодки-то?;-) и занялась обустройством ужина. Тем паче, что все комменты на кораблике велись по русски и она имела возможность пару часов поберечь горло... Вот после этого пятьюшествия я окончательно (жаль, безответно;-) влюбился в Норвегию. Не знаю уж, что больше повлияло: оттенки моего любимого нефрита: внизу, на воде и вокруг, на склонах — а может прорезывающие его повсюду серебраные прожилки горных ручьев и водопадов? Этих ниточеки лент с каждой точки маршрута виделось не менее 4х. Собственно вышли мы из самой дальней точки длиннейшего в мире фьорда — 230 км вроде, но до побережья не дошли — свернули в другой рукав. Он покороче, но тоже "самый" — самый узкий фьорд... Короче, эти 2 часа плаванья вполне успешно заменили пару стаканов спиртного. Голова кружилась и наблюдалась некая странная эйфория. Любопытно, на что тратит свои нефтедоллары внезапно разбогатевшая страна: по дороге нам показали поселение на побережье (сейчас там живет около 20 человек, хотя церковь сделана на 100. Дорогу от нее до ближайшей трассы регулярно заваливало. Три года назад правительство выделило 28 миллионов евро и за год пробило тоннель через опасный участок...

Кстати, сами норвеги смеются, что работают меньше всех (неделя рабочего 33 часа, служащего — 37 при 5 недельном отпуске — обычно из 2х частей), а получают больше — средняя ЗП — 3000 зеленых рублей. В Дании только две (тыщи).
Обратный путь описывать не буду — к предыдущему многоликому великолепию добавился еще проезд опять "самого", на сей раз самог длинного тоннеля в 24 км и пары-тройки немногим покороче, по сумеркам малость посмотрели кинов и в начале первого благополучно пристали к утесу отеля.
И был вечер и было утро. День четвертый... Воскресенье.
Прощание с Норвегией начали с пробежки по музеям Осло. Во "Фрам" я не пошел — слишком много я читал про этот корабль. Опасно стравливать реальность и воображение. Хеейердала я читал вправду тоже, но он все больше про сами путешествия и свои теории — так что зримых образов его посудин в мОске не было. Вобщем сходил, хотя ничего сильно нового... А вот музей кораблей викингов впечатлил. Не столько сами ладьи, сколько тысяча мелочей в них найденных...Образ косматого дикаря с топором развеялся, как дым — на повозке 9го века резные мужские головы, несколько стилизованые, но с гладко зачесаными назад волосами, аккуратно уложеными усиками и опрятными бородками.
Ну, потом еще пару часов бродили по магазинам и улочкам центра, перед отправкой к парому зашли в ратушу — поглядеть зал, где вручают нобелевки мира. Заодно поднялись и до рабочих залов. День выходной, но и в рабочие туда может зайти любой желающий, поглядеть с балкончика, за что голосуют правители города (кстати, именно здесь придумали городское самоуправление) или просто полюбоваться картинами, серебряными сервизами и прочими побрякушками размещеннными в помещениях.
Датский паром. По-моему первый передых за всю поездку: посадка в 6м часу — вдобавок стоянка парома долгая, народ подтягивается неторопясь, не скапливаясь в отстойнике, а тихо рассасывается по каютам, после чего в ожидании отплытия распределялся по уже открытым барам и шопам. Я не очень рапзбираюсь в прочем, но спиртное там по вполне достойным ценам даже по меркам России. Хенесии, правда брать не стал: дешевенький- по сути рядовой бурбон, а Х-овый за 999дкр — рука не поднялась;-) В отличие от шведского парома здесь в каюте действительно 2 нижних места, впрочем в остальном разница не велика.
И был вечер и было утро. День пятый. .Понедельник.
Утром обнаружилась некоторая разница. Ужинали мы снова не по швейски — решили опробовать этот способ тратить время и деньги на последний паром, хотя те, кто был, восхищены,. Датским особо — точней обилием разнорыбья - кстати, Ирина сказала, что сами датчане предпочитают мясо и сыры): в отличии от материковых скандинавов кофе и чай (как впрочем вино и пиво) считаются здесь отдельным понятием, а не жизненно необходимым продуктом, потому даже шведский стол предполагает, что у тебя спрашивают, что будешь пить на выбор и приносят на столик термос или другую соответствующую емкость. Впрочем, на соки и молоко это не распространяетс: подходи и наполняй стакан. Похоже, датчане несколько меньшие рубаха-парни. Сказывается близость к Европе — этакая скандинавская Франция;-) Деньги они считать умеют лучше остальных. Может из-за тесноты? Население в 5 лимонов на такой островок заставляет экономно относиться к ресурсам. В Норвегии скажем мы как честные, входили к викингам, держа бил