Арбуз рождён быть свободным. Эволюция арбуза
"Арбуз – рождён быть свободным. Но мы, поедая его за столом или, быть может, встречая у себя лежащим на огороде, как-то даже не вспоминаем об этом. О том, каким арбуз задуман природой изначально – диким и стремительным.
Впервые арбузы появились на Юге Африки. Там же в диком виде они встречаются и по сей день.
Арбуз – типично африканское растение. Это однолетняя стелющаяся трава, покрытая рассечёнными листьями. У этой травы вырастает невероятной величины плод – то есть сочная ягода со множеством семян.
По сути своей, то же самое представляют собой и дыни, и тыквы, и огурцы, которым арбуз приходится ближайшим родственником.
Когда в дождливые годы на африканской земле, покрытой змеящимися травами с хищными листиками, похожими на змеиные языки, вырастают гигантские ягоды, покрытые твёрдой коркой, и эти зелёные шары среди зарослей лежат повсюду – создаётся какой-то воистину инопланетный пейзаж.
Ко времени созревания арбузных ягод ножки, за которые они держатся, успевают засохнуть. Поток ветра срывает плоды с места и гонит их на многие километры вперёд. Иногда можно увидеть, как десятки зелёных шаров несутся наперегонки друг с другом.
Ягода арбуза буквально создана природой для того, чтобы перемещаться на большие расстояния. Плод дикого арбуза небольшой, размером с теннисный мяч, но и такая площадь действует на ветру как парус. А его шарообразная форма – оптимальна для передвижения.
В результате арбуз развивает большую скорость – налетает на дерево или камень – и с треском разлетается на части, разбрызгивая вокруг себя мякоть с семенами.
Впрочем, не стоит жалеть погибшие плоды, ведь они как раз того и добивались.
Некоторые люди наивно полагают, будто арбуз столь вкусен для того, чтобы нам было приятнее его есть. На самом деле не о людях заботилась природа. Мякоти арбуза необходимо быть сладкой – и липкой – для того, чтобы приклеивать семена к почве. Иначе их может унести ветром.
Упавшие на почву семена быстро прорастают"
Автор текста: Самойлик
Натюрморт Джованни Станки, 17 век.
Арбузы в наше время — это уже совсем не арбузы прошлых лет, как свидетельствует живопись. Посмотрите на картину 17-го века итальянского художника Джованни Станки. На одном из его натюрмортов ("Арбузы, персики, груши и другие фрукты в пейзаже", 1645-72) изображён разрезанный арбуз с ножом, застывшим над розоватой, бледной мякотью, полной тёмных семян — и он очень сильно отличается от ярких сочных красных арбузов с небольшой россыпью семян, которые мы видим, когда разрезаем их сегодня.
Проследим работу селекционеров, которая привела к эволюции арбуза, по картинам старых мастеров! Как здорово, что многие художники любили рисовать арбузы! Эти картины вполне можно показывать на занятиях по обучению селекции сельскохозяйственных культур.
С течением времени арбузы стали иметь разные формы, в них стало меньше семян, больше воды (они стали заметно более сочными) и сахара, у них появилась замечательная яркая красная мякоть, которой не было у первоначальной дикой формы.
Самое интересное: это не конец эволюции, арбузы продолжают развиваться и меняться и сегодня!
Сейчас у нас уже есть бессемянные арбузы, дыни, и даже — о ужас — арбузы с человеческими лицами. И квадратные арбузы тоже!
Большинство из нас, вероятно, на каком-то уровне понимает, что большинство фруктов, овощей и мяса в наших продуктовых магазинах — не полностью натуральные продукты, а то, что мы получили в результате многовековой селекции и модификации. Например, почти вся наша морковь сегодня — оранжевая, несмотря на то, что она раньше имела оттенки от жёлтого до фиолетового (в 17-ом веке). Но человечество решило культивировать только оранжевую разновидность моркови, с изрядным количеством бета-каротина. Персик, также, в диком виде ранее растущий в Китае, со временем стал несравнимо крупнее, слаще.
Работы художников, старых мастеров, заморозили фрагменты, остановили время, в том числе моменты нашей истории сельского хозяйства.
Ниже приведены несколько примеров арбузов из прошлого, след которых остался в искусстве.
Альберт Экхаут, "Ананасы, арбузы и другие фрукты (фрукты Бразилии)" (17 век), масло на холсте (Национальный музей Дании).
Рафаэль Пил, "Дыни и ипомея" (1813), холст, масло (Смитсоновский американский художественный музей).
Джеймс Пил, "Натюрморт" (1824), масло, панель (музей искусств Гонолулу).
Агостиньо Жозе да Мота, "Папайя и арбуз" (1860), холст, масло (Национальный музей изящных искусств)
Михаил Стефанеску, "Натюрморт фрукты" (1864).
Алван Фишер, "Натюрморт с арбузами и персиками" (19 век), масло, холст на оргалите.
(Автор обзора эволюции арбуза не указан)