Антисуфражизм

Всякое действие рождает противодействие. Очень часто движение за радикальную реорганизацию общества, каким и был суфражизм, направленный в общем и целом на перераспределение власти между полами, порождает охранительную консервативную реакцию, направленную на сохранение status quo. Антисуфражизм был обратной стороной суфражизма и его порождением

В начале XX века суфражистки почти приблизились к своей цели: до предоставления женщинам избирательного права оставалось всего несколько лет. Однако на пике их активности дало о себе знать антисуфражистское движение, в которое входили, как ни странно, не только мужчины, но и женщины. Антисуфражисты развернули активную пропаганду, рисуя мрачное будущее победившего феминизма, где рухнут традиционные устои, а мужчины будут вынуждены заниматься женскими обязанностями.

Когда в британском парламенте появилась фракции суфражистов, которые регулярно вносили законопроекты о предоставлении женщинам права голоса, тут же оформилась и фракция антисуфражистов: в 1875 году в Палате общин появился комитет против женского избирательного права, возглавляемый группой консерваторов. Эти два течения всегда существовали параллельно: стоило усилиться одному, как усиливалось и другое.

Когда в начале XX века суфражистское движение вновь дало о себе знать, антисуфражизм тоже необыкновенно расцвел и оформился во множество организаций. В Великобритании главной организацией подобного рода стала учрежденная в 1908 году Национальная женская антисуфражистская лига (НЖАЛ). Лига сразу же развернкла активную деятельность: филиалы, демонстрации, петиции, пропагандистские листовки и плакаты. Уже к 1909 году в Великобритании работало 82 отделения Лиги, а инициированная ею петиция против предоставления женщинам избирательных прав набрала 337 018 подписей (суфражисткам с петицией противоположного содержания примерно в это же время удалось собрать меньше).

К антисуфражистскому движению примкнуло очень много женщин, и многие антисуфражистские организации были сугубо женскими.В тактике и методах суфражистов и антисуфражистов было много общего, как, например, то, что среди членов тех и других организаций было много социально активных, состоявшихся в профессиональной сфере женщин.Неслучайно, как отмечает Б.Харрисон, «наиболее проницательные суфражистки приветствовали возникновение организованного антисуфражизма, так как это опровергало положение о политической индифферентности женщин»

Недаром американская активистка Сьюзен Энтони говорила: женщины никогда не получили бы избирательных прав, если бы этот вопрос решали женщины. Цифры подтверждают ее слова: по данным исследователей, до 1916 года в США против избирательного права было больше женщин, чем за него.

Антисуфражистками зачастую становились женщины образованные, обеспеченные, успешные и прогрессивные. Например, лидером антисуфражисток штата Иллинойс была Кэролайн Корбин, соосновательница Ассоциации по улучшению положения женщин; другой известной американской антисуфражисткой была Агнес Ирвин — женщина, впервые занявшая пост декана в Рэдклифф-колледже. Руководительница Национальной ассоциации против избирательного права для женщин Жозефина Додж (кстати, помимо антисуфражистской деятельности миссис Додж активно занималась благотворительностью и открыла один из первых детских садов для работающих матерей, то есть тоже была женщиной довольно прогрессивных взглядов)

Присутствие таких высокостатусных дам повышало престиж организации в глазах общества, но, с другой стороны, дало основание суфражисткам обвинять Лигу в том, что она представляет интересы очень ограниченного круга женщин:

«Королевство антисуфражисток состоит из влиятельного и богатого меньшинства, таких, как леди, описанные в романах лорда Биконсфильда, которые свергают кабинеты и которые рассматривают требования женщин из буржуазии и рабочего класса как вторжение в их законные владения. Зачем им право голоса?»

Парадокс антисуфражизма заключался в том, что «анти» выступали лишь против участия женщин в парламентских выборах, приветствуя их активную деятельность в местном самоуправлении. Такой подход с их точки зрения обеспечивал искомое разделение сфер: женщины, беря на себя управление местными, домашними делами, соответствующими их предназначению матерей и хозяек, оставляли мужчинам вопросы имперского и национального масштаба.

«Анти» многое заимствовали из арсенала оппонентов, создавших движение почти на полвека раньше. Формы работы Национальной женской антисуфражистской лиги часто были зеркальным отражением организационной и пропагандистской деятельности суфражистских организаций: сбор подписей под петициями, организация собраний и митингов, лекционные турне по стране, распространение листовок, опросы населения по поводу отношения к проблеме избирательных прав женщин, поддержка антисуфражистских кандидатов в парламент и т.п

Все это способствовало дальнейшей мобилизации «анти». В декабре 1908 г. был создан Мужской комитет против женского избирательного права. Членом комитета был Редьярд Киплинг, а поддерживал его Эдуард VII. Женская антисуфражистская лига и Мужской комитет часто проводили совместные мероприятия и в конце концов решили создать объединенную организацию — Национальную ассоциацию против избирательного права женщин. Но вот беда — члены Мужского комитета были уверены, что после объединения активистки Лиги отдадут управление им, а активисткам такое даже в голову не приходило. В итоге, несмотря на сопротивление, все лидирующие посты в объединенной организации в конце концов заняли мужчины. Получилось довольно иронично.

Большинство аргументов антисуфражистов-мужчин были довольно предсказуемы. Главный основывался на концепции сепаратных сфер: Господь создал мужчин и женщин разными, каждому уготовал собственную роль и устроил так, что мужчина должен быть главой семьи. Фактически же никому просто не хотелось отдавать женщинам хотя бы немного власти и влияния.

Подразумевалось, что пока женщины влияют на законодателей неофициально (как лично — через отцов, мужей, братьев, сыновей, так и через многочисленные женские клубы и ассоциации), они имеют больше морального авторитета и могут с его помощью лоббировать свои решения, но как только они вступят в политическую борьбу на равных с мужчинами, они этого преимущества лишатся.Так что было бы ошибкой думать, что антисуфражистки призывали запереть женщин на кухне: нет, многие из них вполне приветствовали их участие в общественной жизни, просто боялись потерять уже существующий способ влияния.

Кроме того, многие считали, что женщины в большинстве своем еще плохо разбираются в политике и не готовы голосовать. Особенно сильны эти настроения были в США, где многие были недовольны тем, что право голоса дали чернокожим и недавним иммигрантам, которые (по мнению этих недовольных) смутно представляли себе принципы демократии, едва умели читать по-английски и готовы были продать свой голос за выпивку или несколько долларов. Если в подобной обстановке еще увеличить число избирателей за счет женщин (многие из которых тоже были необразованными), пропорция между «сознательными» и «невежественными» избирателями усилится в пользу последних, и система не выдержит, считали сторонники этой точки зрения.

Часть антисуфражисток считала, что вместе с правом голоса на женщин со временем возложат множество неприятных «мужских» обязанностей: от службы в армии до выплаты семейных долгов и кредитов. Разве избирательные права стоят таких жертв?

Один из самых распространенных мотивов антисуфражистской пропаганды тех лет — показать, в каких чудовищных условиях окажутся мужчины, если их жены начнут «лезть в политику» .

Ведь им придется заниматься домашним хозяйством и, страшно сказать, собственными детьми! Забавно, что все «женские» обязанности показаны на этих открытках утомительными и унизительными, тогда как «мужские» занятия выглядят гораздо привлекательнее: знай себе пей алкоголь, кури сигары, играй в карты и читай газеты. Довольно странная тактика, если вы хотите убедить женщин оставить всё как есть.

Антисуфражизм Феминизм, Суфражистки, Длиннопост

Намеки, что в суфражистки идут от безысходности, встречается на открытках и плакатах постоянно. «Никто меня не любит — пойду в суфражистки».

Помимо открыток существовало множество постеров и предвыборных плакатов, где картинки совмещались с лозунгами. Вот, например, постер «Феминизированная Америка», выпущенный Южной женской лигой за отклонение Девятнадцатой поправки. Под карикатурой, где курица предлагает петуху самому высиживать яйца, потому что «ее призывает страна», от лица профессора Чикагского университета сообщается, что «крах мужского господства в этой стране приведет к вырождению нации», что подавление маскулинности превратит мужчин в «девчонок», а виной всему, конечно — избирательные права для женщин: они «обесценивают и мужчин, и женщин, маскулинизируют женщин и феминизируют мужчин».

Как бы то ни было, почти 70 лет активной борьбы за права женщин наконец принесли свои плоды: 18 августа 1920 года в США была принята Девятнадцатая поправка, гарантировавшая женщинам избирательные права. В Великобритании в 1918 году женщин допустили к выборам частично (могли голосовать только те, кому больше 30 и имел высшее образование), а в 1928 году наконец уравняли в избирательном праве с мужчинами.