Пусть SMM-самурая. Часть 2 - оценка эффективности, ROI, виды рекламы и способы получения трафика в соц сетях
Еще раз прошу прощения у подписчиков за задержки с постами.
Решил немного изменить тему второго поста и поговорить об оценке эффективности и различных видах привлечения трафика. Пост длинный, по-этому напишу небольшое оглавление:
1. ROI(возврат инвестиций)
2. KPI и оценка эффективности по ним
3. Основные виды рекламы и способы получения трафика
В качестве плюшки к этому посту будет бесплатная программа для очистки спама и нежелательных сообщений в ваших сообществах, если хватит сил, то сделаю в этом посте, если не хватит, то сегодня ближе к вечеру.
ROI
Есть у большинства SMM-щиков "ахилесова пята", называется она ROI или возврат инвестиций. Обычно с ней сталкиваются на уровне объяснения целесообразности вашей деятельности непосредственно перед владельцами бизнеса или людьми финансово заинтересованными. Грубо говоря, их интересует, чтоб будет и когда вернутся деньги вложенные в рекламу и в каких объемах.
Чтобы не выглядеть оленями на подобных совещаниях будем рассматривать социальные сети именно с этой точки зрения. Опустим различные частные случаи и будем считать, что основная цель вашей работы, это повышение оборота компании. Добиться этой цели можно двумя основными способами:
1. Увеличение популярности, узнаваемости и ценности бренда или продукции
2. Прямое увеличение продаж
И если со вторым все понятно, в статистике вы всегда можете посмотреть количество человек пришедших из того или иного источника и количество совершенных ими действий, то с первым всегда проблемы.
Оценка эффективности
С целями выяснили, но как же оценивать их достижение? Для этого существует еще одна страшная аббревиатура - KPI (ключевые показатели эффективности). Часто именно к ней привязывается ваша заработная плата. НО! Кипиай кипиаю рознь! Чтобы не остаться без денег, нужно указывать работодателю на те KPI, которые подходят к конкретной задаче или цели. Начнем со сложной задачи, будем оценивать увеличение популярности и "ценности" бренда или продукции, здесь нас будут интересовать следующие показатели для оценки продвижения бренда:
1. Количество подписчиков
2. Охват аудитории
3. Количество различной активности(лайки, репосты, комментарии)
4. Количество показов рекламы(именно показов, а не переходов)
5. Количество посещений ваших сообществ
6. Количество упоминаний бренда в интернете
7. Количество запросов в поисковых системах
Как видите из KPI, говорить о возврате инвестиций будет сложно, ведь вы не продаете конкретный товар, а увеличиваете его популярность. Но это не значит, что говорить не о чем. Да, спрогнозировать рост будет крайне сложно, но отчитаться о его росте вы сможете. Для этого есть специальные сервисы, надо сказать, что достаточно дорогие сервисы. Они позволяют оценить количество упоминаний в интернете вашей продукции с привязкой к конкретным датам.
Совет 1
Планируйте свою рекламу таким образом, чтобы она не пересекалась с другими информационными поводами компании. Тогда скачки запросов и упоминаний можно будет записать только на ваш счет, а следовательно, можно будет посчитать примерное увеличение оборота компании.
Совет 2
Обязательно снабжайте ВСЕ посты и всю рекламу UTM метками для возможности отслеживания результатов в яндекс метрике или гугл аналитике. Подробнее о них поговорим позже.
1. Количество переходов на сайты из сообществ
2. Количество заказов через группу/личные сообщения/товары
3. Конверсия переходов на сайт в целевые действия
4. Количество переходов на сайт/в группу через рекламу
5. Количество обработанных жалоб
Здесь не возникнет никаких проблем с оценкой вашего вклада в общее дело компании. Особенно, если вы будете снабжать всю рекламу правильными UTM метками. Достаточно знать средний чек и вы точно сможете сказать сколько принесли компании за указанный период времени. А еще, повышение продаж легко планировать и прогнозировать. Зная среднюю цену клика и конверсию посетителей сайта из данного источника легко спланировать необходимые рекламные бюджеты.
Способы привлечения трафика:
1.Таргетированная реклама
Разные виды таргетированной рекламы есть в различных социальных сетях: вконтакте, фейсбук, одноклассники. Основная суть, это возможность показывать ваши рекламные объявления не всем подряд, а лишь узкой аудитории по заданным параметрам. Если в фейсбуке и одноклассниках все достаточно прозаично - вы можете оперировать лишь интересами, полом, возрастом, присутствием в определенных группах и другими стандартными параметрами, то вконтакте здесь впереди планеты всей.
Во-первых, вы можете при помощи собственного скрипта собирать профили посетителей вашего сайта и показывать рекламу только им, своего рода ремаркетинг.
Во-вторых, при помощи таких сервисов, как segmento вы можете собирать собственные аудитории, например, вы можете выбрать несколько тематических групп, а потом собрать только тех людей, которые присутствуют в 2ух группах из списка и проявляли в них хоть какую-то активность. Таким образом вы получите максимально тематическую аудиторию.
Теперь посмотрим с точки зрения ROI на таргетированную рекламу.
У большинства видов таргетированной рекламы есть два типа оплаты. За показы и за переходы. Сразу скажу, что вне зависимости от ваших целей вам придется использовать оплату за 1000 показов или так называемый CPM. Как правило, оплата за клики получается дороже, чем в контекстной рекламе, а конверсия в продажи у таких переходов меньше.
Разумные показатели для разных сетей.
Вконтакте:
Тысяча показов баннера 2-6р
Цена заклик при оплате за показы 3-9р/клик
Тысяча показов поста в новостной ленте 30-50р
Тысяча показов баннера 6-20р
Цена за клик при оплате за показы 12-20р
Тысяча показов в новостной ленте 30-100р
Одноклассники(target.mail.ru)
Цена за клик 7-15р
Пикабу
Цена за клик 3-6р
Если вы добились подобной цены за клик - можете быть довольны. Лучших показателей можно добиться лишь при помощи вирусной рекламы. Пока никакой магии тут нет, она начнется в части, в которой буду рассказывать про различные сервисы, которые делают жизнь проще, а цену клика ниже.
Органический поисковый трафик.
Казалось бы, этот замкнутый круг не обойдешь, но и из него есть выход - дешевый органический трафик. Каждая из социальных сетей имеет собственные системы поиска контента. Как правило, на первые места попадает не произвольный контент, а тот, который обладает лучшими показателями. Этот вид трафика будет красить ваши статистики и оправдывать часть ваших более больших и имиджевых трат.
Основной плюс в том, что вы получаете возможность получения "бесплатного трафика", за него вы заплатите один раз для достижения определенных показателей, а дальше он будет работать на вас. В большинстве случаев эти показатели накручиваются при помощи офферов, это, конечно, не совсем правильно и честно, но этим пользуются все. Причем включая крупнейшие бренды типа Coca-Cola. Если посмотреть, то группа Coca-Cola почти полностью накручена. Постараюсь в двух словах рассказать о том, как это делается.
Вконтакте:
Вконтакте в основном продвигаются группы, траффик можно получить достаточно приличный. Вплоть до нескольких тысяч человек в день. Как правильно продвигать, как подбирать название группы и о многом другом можете почитать в моем старом блоге, с тех пор ничего не изменилось(разве что блог я забросил) - статья про получение дешевого трафика из вконтакте
Twitter:
Здесь вы можете продвигать как отдельные записи в топы по определенным хэштегам, так и создавать новые популярные хэштеги. В России твиттер сильно недооценен, в основном из-за маленькой русскоязычной аудитории. Продвижение происходит элементарно. Либо вы заказывается большое количество твиттов с определенным хэштегом, либо заказываете накрутку различных показателей на записи с нужным вам хэштегом. Есть еще различные методы типа "massfollowing", но они грязные и особой пользы не несут.
Инстаграм:
Инстаграм чем-то похож на твиттер. И продвижение соответствующее, в основном накрутка по тегам + массфолловинг по параметрам, здесь оно имеет место быть.
Facebook
С фейсбуком в этом плане всегда были проблемы, поскольку обычная накрутка любых показателей дает достаточно слабый и спорный эффект. Данная социальная сеть всегда отличалась сложностью работы с черными методами.
Размещение заказных постов
Времена заделывания заказных постов проходят, на данный момент есть несколько бирж для размещения заказных постов, но основной их проблемой является то, что цена тысячи показов у 95% предложений выше, чем у таргетинговой рекламы.
Мы уже выяснили, что цены на тысячу показов у стандартных видов рекламы колеблются от 30 до 100 рублей, соответственно, размещать объявления в чужих группах с показателем CPM выше 50-60 рублей не имеет никакого смысла.
Итак, теперь Вы знаете о чем говорить, когда Вас спросят про возврат инвестиций. Если речь идет о продвижении бренда, то смело говорите, что точно спрогнозировать рост продаж невозможно. За-то вы можете спрогнозировать рост активности в социальных сетях, количество охваченных рекламой пользователей и по факту отчитаться о привлеченном трафике и косвенно увеличенных продажах.
Если Вас просят поднять количество продаж, то тут Вы уже можете спрогнозировать бюджеты и выхлоп достаточно точно. Особенно точно вы это сможете сделать после проведения серии небольших экспериментов.
P.S. Плюшки не влезли, ждите сегодня большой обзор нашей собственной разработки по очистке спама вконтакте. Естественно, для вас она будет бесплатной и вы забудете про спам в своих сообществах, а еще сможете сделать их более тематическими.