Покупатель всегда прав - 5. На бис
Попросили подробно написать про "нае*балово". Не сказала бы, что такое слово здесь уместно - обувной магазин это не банк, и сурово кинуть никого не может. Да, есть свои подводные камни, и есть некоторые аспекты, о которых обычные обуватели не знают, и спят они при этом спокойной. Но все же, кому интересно - прошу :)
Сразу отмечу, что рассказываю все исходя из собственного опыта работы в обувном. Это обычный среднестатистический магазин, которых тысячи (а может и больше) - это не отдел "Кристиана Лабутена" и даже не "Паоло Конте". Но руководство магазина все русское, и ассортимент выгодно отличался от всякого "гэ", которое в чиповых магазинах вываливали на свой прилавок "нерусские" бизнесмены.
Итак, первое, о чем не спешили продавцы говорить правду покупателю - это страна производитель. Вопрос этот задавался в 99,999% случаев. Обычно отбрехивались как могли, кое-кто ограничивался емким словом "наши". Кто-то изощрялся, давая полет фантазии и выдавая такие перлы, как "совместное производство Италии и Китая".
Понятно дело, что большинство обуви было китайской, примерно 1/3 - турецкой, и только малая часть собственно российской. Хотя ее в большинстве своем шили тоже китайцы, только под юридическим адресом в каком-нибудь русском городе. Такие коробки приходили к нам с гордыми наименованиями "очень-русских-городов", но были обклеены цветным упаковочным скотчем с иероглифами.
Зачастую приходил товар без единой русской буквы - все на китайском, даже накладная. Спустя год я научилась сносно переводить эти закорючки, и уже могла по-китайски писать названия разных цветов.
В целом реакция покупателей понятна: "фу, китайское говно! наше российское лучше!". На деле процент брака был примерно одинаковый, но китайские изделия смотрелись изящнее и красивее. Русские штампуют обычно "прощай, молодость", которая на ура идет у бабулек.
Сама я обычно покупала турецкую обувь, она отличалась приятной на ощупь кожей и относительно небольшой ценой.
Второй "подводный камень", о который обычно все спотыкаются - это материал. Покупателю обычно не сразу удается определить, натуральная ли кожа, и этим часто пользуются продавцы. Как я уже упоминала, нам за это могло нехило прилететь по ушам и по кошельку. А вот в работе конкурентов часто замечала такие "подставы". Не раз к нам от конкурентов приходили бабушки, хвастающиеся новой обновкой и "а вон в том по такой же цене только кожаные!".
Итак, как же обычно отличают кожу от кожзама. Первое - это швы, всегда надо смотреть на швы! Обычно "кожаный" шов открытый.
Видите запаянный - сразу приступайте к детальному изучению, видимо, где-то подвох. Пример запаянного шва (ремень):
Обычно срез из кожзама слоистый, в нем можно различить верхнюю пленочку и основу из текстиля. Надо не стесняться заглядывать внутрь изделия. Посмотрите края материала у молний, если все запаяно и очень сомнительно - можно заглянуть во внутреннюю сторону голенища (если сапог) - там обычно всегда делают вытачки с резинкой, края у этих вытачек никогда не обрабатываются.
У покупателей в запасе всегда с собой "тысяча и один способ" или верная методика определения натуральности изделия. Многие из них смешны, многие надуманы и вообще бесполезны. Рассмотрим их:
1. Теплопередача. Да, вроде верный способ, но на практике от него мало пользы. Тактильные ощущения - не очень точный измеритель, определить, в какой степени нагрелась кожа после телесного контакта - практически нереально. Особенно если вы зашли в магазин с мороза или из-под палящего жаркого солнца. Кожзам тоже будет теплым, после того как вы его подержите в руке, просто остынет быстрее.
2. При натяжении, сгибании или надавливании натуральная кожа не меняет цвет. Искусственная же кожа может поменять оттенок. Не надо недооценивать китайскую краску! :) Напротив, натуральная кожа имеет более неоднородный окрас, не важно - просто она стоит на витрине или вы ее гнете.
3. Запах. Опять же - краска. Кожаные изделия тоже красят, причем нехило так. Иногда из только что приехавшей с фабрики упаковки с кожей воняет так, что волосы в носу горят. Конечно, кожзам имеет особый, специфический запах, но - не весь! А только изделия самого низкого качества, и то, понюхав только что приехавшие с производства кожаные сапоги, вы рискуете получить культурный шок.
Во время работы очень многие клиенты спешили испробовать этот способ. Самый смак был - понюхать ВНУТРИ башмака. Особенно пикантно, наверное, было после того, как этот башмак кто-нибудь мерил. Люди, если решите нюхать, нюхайте снаружи ботинка, в не внутри, а то вы шокируете продавцов :)
Один раз видела, как тетенька исподтишка пробует голенище сапога на зуб - видимо, чтоб наверняка!
4. Огонь! Пару раз хватали таких пироманок - обычно пенсионного возраста - которые уединялись с избранным башмачком в уголке, и начинали щелкать спичками. Все случаи возгорания удалось предотвратить. Способ неверный - иногда натуральную кожу покрывают таким слоем гадости, что она охотно плавится.
5. Вода. Все зависит от покрытия кожи, как уже говорилось - бывает, таким сверху намажут, что ни капли не пробьется. Но на обычной мягкой коже действует, кожа тут же впитывает воду и получается темное пятнышко, которое с высыханием исчезает. Не стоит думать, что кожзам - это такой аналог резиновой обуви. Кожзам тоже успешно может промокнуть насквозь и напитаться влагой.
Был один забавный случай, когда пенсионерка упорно доказывала мне, что кожзамовый китаец - это натуральная кожа, чуть ли не из молодого олененка. Развернули целый диспут, но она настояла на том, что она - профессионал "всю жизнь обувью торговала", а мне еще надо "учиться и учиться".
С мехом все намного проще и понятнее. Раздвигаем волосню и смотрит, на чем она держится. Если увиденное напоминаем вам спинку вашего котэ, когда вы на нее дуете - значит мех натуральный :) Если видите сетчатую основу - мех искусственный.
Часто можно заметить в изделии с натуральным мехом такой эффект: носик сапожка (обычно, реже - ботинка) выстлан куцым, почти лысым пушком. Это отнюдь не жадность производителя, а один из нюансов производства. Иногда натянуть на хитровые... выдуманную колодку нормальную меховую шкурку просто не представляется возможным. И тогда используют более тонкую и лысоватую, а иногда даже искусственный мех. Производитель в своем праве - он не отказывается, мог бы вставить натуральный мех - вставил бы, а так - все издержки кроя модели.
Третий "камень преткновения" - это размер! Лично я вообще не вижу смысла, зачем продавцу врать, что "ой они на три размера разносятся" или "ой голенище в два раза растянется". Этим они подставляют только себя, а причина только одна - уж очень хочется продать.
Два набивших мне за 2,5 года оскомину извечных вопроса: "вам точно удобно?" и "может побольше размер?". И только после них ты на 100% будешь уверен, что покупатель не вернет тебе поношенные сапоги с претензией "вы сказали, что они разносятся, а они нифига! верните деньги!".
Нет, в длину они не разносятся. Никогда. Смиритесь. Вам нагло соврали. Если есть свидетель - смело берите его под руку и идите в магазин менять товар или возвращать деньги. Таких продавцов надо проучивать, ведь они думали, что вы "забьете болт" и не захотите связываться, а они останутся безнаказанными.
А если вы "золушка", которая упорно настаивает на 35-ом, хотя продавец предлагал вам большие размеры, то у меня для вас плохие новости. Все ваши дальнейшие жалобы лягут под категорию "неправильный подбор обуви покупателем", и за этот несете ответственность только вы.
Огромное количество производителей обуви (каждый со своей колодкой) повлекло за собой единый верный способ выбрать нужный вам размер - это примерка, примерка и еще раз примерка! :) Вам могут идеально подходить ботинки 41-го, кроссовки 43-го, а зимние снегоступы 46-го размера, смиритесь и не смотрите на цифры.
Четвертое - уход. Самая печальная глава в этой истории :)
Покупатель - очень практичное существо, и никогда не упустит возможности поинтересоваться, а как же мыть/чистить/гладить этакое чудо-юдо. Но продавец ведь тоже человек, особенно продавец обувного магазина. Еще неделю назад продавец мог учиться в школе или вузе, мог мести двор или стоять за станком на деревообрабатывающем заводе, а мог банально продавать колбасу или детские труселя. И диковинный выкидыш любезного китайца он мог увидеть всего за пару дней до вас.
Но продать-то хочется! И тогда из продавца как из рога изобилия высыпаются советы, и это может быть что угодно! Вам могут посоветовать вымыть ваши новые "тимберленды" с мылом или замазать грязь гуталином, могут сообщить, что замша влегкую чистится металлической губкой, чем жесче - тем лучше!
К слову, с замшей за пару лет я научилась обращаться, там довольно легко: главное не мылить ее, аккуратно "расчесывать" поролоновой губочкой. Резиновые щеточки советую только если замша "грубая" - мягкую можно протереть таким макаром до лысины.
С нубуком все печальнее, он до того разный и капризный, что с ним не угадать. Иногда "тимберы" можно помыть элементарно под краном, и пятно исчезнет. А иногда маленькая капелька чистейшей жидкости может обернуться несмываемым пятном. Тут на помощь спешат эти ваши интернеты и... удача.
Стоит признать, один раз вернули нам "тимберы" из рыхлого нубука (который покупатель упорно именовал как "из ноутбука"). Продавщица посоветовала мужчине мыть их с мылом и все будет ок, к слову, была зима, и она не думала, что мужик так быстро их замызгает. Но тот был основательным парнем, и тут же намозолил покупку хозяйственным. Конечно же, на ней остались пятна (почти как на фотке выше).
Пятое, "то-о-чем-нельзя-говорить". Иными словами, дефекты, которые продавец намеренно скрывает от покупателя. Тут в большинстве своем виноваты не производители, а косорукие продавцы и стечение обстоятельств. Например, вертел-вертел продавец в руках кожаный ботинок, а то возьми и выскользни, да еще так неудачно упал, разбив витрину и разрушив пол-магазина :) Обычно проявляется это в виде царапин разной глубины.
Если царапина неглубокая, то она легко полируется каким-нибудь бесцветным воском. Но бывает, что все гораздо суровее. Один раз мне пришлось рихтовать довольно глубокую царапину, для чего были использованы пастообразный гуталин, опять же воск и тряпочка для полировки. В итоге ботинку был возвращен товарный вид, и он был успешно продан. Как долго держалась "маскировка", я не знаю. Может, он их носит очень бережно, и обман так и не вскрылся, а если и вскрылся, то он подумал, что сам где-то зацепил. Да, вот такая я какашка :(
Очень обидно, когда новую обувку по неосторожности мараешь обычной шариковой ручкой, когда пишешь ценники. Такие черкотинки либо быстро пытаются отчиститься водой с подручными химическими средствами, либо закраситься.
Просто будьте внимательнее при покупке. Если нашли что мелкое, попробуйте попросить скидочку. Мелкие пятнышки или капельки клея с большой долей вероятности после пары недель носки станут не так заметны ввиду общего загрязнения обуви или могут быть успешно замаскированы кремами, а скидочка погреет душу :)
Шестое, "все в комплекте".
"А набойки дадите?" - обычно спрашивает покупатель. Тут уж извините, класть или не класть в коробочку дополнительную пару набоек это решаем сам производитель. Мы их не крадем, они нам нафиг не упали :)
Тем более нам, бывает, перепадают более прикольные вещички. Фирменные обувные ложки или пара-тройка сменных разноцветных шнурков. Или брелочки-магнитики и прочие сувенирчики. Фирменные красивые пакетики таскали все, как ни ругался на нас директор :)
Вообще, набойки - разговор отдельный. Многие дамы почему-то свято уверены, что совершив один раз покупку туфель в магазине, вышеозначенный магазин обязуется до конца жизни производить бесплатную смену набоек. Конечно же, это не так. Хотя таких претензий поступает много.
Некоторые претензии перетекают в громкие скандалы, иногда с элементами метания обуви. В меня метали пару раз, но слегонца, а вот одна из сменщиц могла похвастаться аккуратным шрамом на брови - след от туфельки со сношенной набойкой, чья обладательница возжелала бесплатной ее смены.
Вот такой вот пост получился!
Кидайтесь тапками и вопросами, на все, что смогу, отвечу в комментариях :)