7 часов боя под Серноводском. 1999 год. Воспоминания участников боя.

РГСпН №514 67-й ОБрСпН ГРУ

Трагический и одновременно героический эпизод в истории 67-й ОБрСпН ГРУ. 15 октября 1999 года в районе Серноводска РГСпН №514 особой роты 67-й бригады приняла неравный и жестокий бой.


В ходе боя который длился 7 часов погибло 6 человек из 11, включая командира группа. Оставшиеся в живых были ранены, контужены, кроме прапорщика Сергея Илензеера (позывной "Маэстро), который по мнению многих сослуживцев был достоин того что бы получить звание Героя России за этот бой.



Сунженский хребет - горный хребет в Предкавказье. Административно расположен на территории четырёх республик — Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Ингушетия и Чечня. Длина - 140 км, высшая точка хребта — гора Заманкул (926 м). Хребет возвышается до 600 м над наклонной равниной, снижается с запада на восток и ближе к Грозному переходит в невысокие холмы. Склоны гор покрыты в основном степной растительностью, в более высокой западной части сохранились участки густого широколиственного (дуб, граб) леса.


Станица Серноводская – административный центр Сунженского района (на карте закрашен красным цветом), находящегося в западной части Чечни, в 58 км к западу от Грозного и в 12 км от станицы Орджоникидзевская. Расположена на южном склоне Сунженского хребта, на высоте 310 метров.


Состав группы:

1) Старший лейтенант Безгинов Михаил (командир группы)

2) Прапорщик Травников Юрий (пулеметчик)

3) Прапорщик Куянов Олег (разведчик-снайпер)

4) Прапорщик Катаев Андрей (командир отделения, головной дозор)

5) Прапорщик Сураев Сергей (головной дозор)

6) Прапорщик Бахнов Сергей (головной дозор)

7) Прапорщик Илензеер Сергей (пулеметчик)

8) Рядовой Цыганков

9) Рядовой Ануреев Иван (радист)

10) Рядовой Клычков Николай

11) Рядовой Власов


Вооружение группы – автоматы АКМС (влияние опыта «афганцев»), в том числе с ГП, 2 ПКМ, 1 СВД, 1 ВСС, несколько РПГ-26. Каждый нес по 1.5-2 БК, то есть в районе 600 патронов на АКМС, пулеметчики несли от 800 до 1500, плюс снайпер нес еще 400 патронов для пулеметчиков. Гранатометчики с ГП несли по штату 10 ВОГов.



Задача РГСпН №514:

Бердский отряд был придан батальону дивизии оперативного назначения (ДОН) МВД РФ. Две группы - №2 и №4 (группа Безгинова) выдвигались пешком вдоль Сунженского хребта. Продвигаясь вдоль хребта, они должны были вести разведку на пути движения упомянутого батальона. При обнаружении противника определять его координаты и докладывать их в штаб для планирования и нанесения ударов авиации и артиллерии. В ходе нанесения ударов корректировать их огонь.Никакой конкретной информации о наличии в районе крупных соединений боевиков не было. Собственно, группы шли для получения информации о таковых.

Группы №1 и №3 (командир Мозеров) остались в лагере.



Ход боя:


Обе группы благополучно провели марш-бросок, покидая точку выхода. Ночью на точке расхождения (у групп был разный маршрут) был организован привал с соответствующим охранением.


В 04:00 утра командир группы №2 поднял и увел своих на маршрут.

Группа №4 задержалась по невыясненным причинам на "дневке". Где-то в этот момент она была обнаружена разведкой чеченских боевиков из состава Бараевского батальона, бывшего на марше. Ими было принято решение скрытно сблизиться с расположением и внезапной атакой уничтожить разведчиков. Но тут случилось непредвиденное.


07:00 утра. Воспоминания прапорщика Бахнова (слова приводит Сергей Мозеров):

-Ко мне подошел Сураев и сказал «Малыш, там кто-то лазает впереди по зеленке, пойдем, поглядим». Мы быстро собрались дозором, вместе с Катаевым, и стали выдвигаться в указанном направлении. Я немного приотстал, и это спасло мне жизнь. Серега (Сураев) успел дать очередь и тут со всех сторон начали стрелять. Я начал падать и возле меня взорвался ВОГ-25. Дав очередь и понимая, что ранен, я пополз к своим. Вторым ВОГ-25 мне перебило руку. Превозмогая боль я наугад отстреливаясь, пытался выползти к своим, а духи бросали в меня гранаты и кричали «Русский, сдавайся!!!». Когда мне оторвало нос я не помню. Когда дополз до своих, рядовой Власов меня перевязал.


Прапорщики Сергей Сураев и Андрей Катаев были убиты на месте, но спасли группу, вынудив боевиков раскрыть себя.


Снайпер Олег Куянов, открыв ответный огонь, сразу уничтожил четверых боевиков.


Из характеристики на прапорщика Олега Куянова:

«….один из лучших снайперов бригады, отличный стрелок, мастерски маскируется, обладает всеми навыками и морально-психологическими качествами, необходимыми снайперу»

Группа залегла в старых окопах, оставшихся со времен Первой Чеченской компании. Начался бой, в котором у спецназовцев было небольшое преимущество, из-за окопов и складок горной местности. Радист стал вызывать штаб. Боевики, пользуясь современной аппаратурой связи, пытались заглушить работу радиостанции спецназовцев.

Командир группы старший лейтенант Михаил Безгинов, к сожалению, погиб в самом начале боя.



Вспоминает радист Иван Ануреев:


«Командир дал команду: занять оборону и отстреливаться. И тут его срезало со снайперской винтовки, у него только камуфляж подпрыгнул, и он упал: ни секунды не мучился. Я в это время пытаюсь отстреливаться и параллельно пытаюсь разговаривать по рации.

Ну, как отстреливаться: просто руку с автоматом над собой положил, а ребята мне говорят, где боевики, куда бить. Связь была, но я не мог говорить: только вытащу антенну, а ее видно, и боевики в меня начинают палить. Пацаны отстреливаются, прикрывают меня. Прапорщик Серега Илензеер вокруг бегает: «Ваня, наклонись!», надо мной постреляет, немного их разгонит, и я пытаюсь опять говорить по рации. Потом просто лег на землю и с лежачей антенной пытался связь держать»

Тяжело раненый Бахнов помогал срочнику «качать» связь, попутно набивая магазины патронами, так как члены группы просто не успевали этого делать.

Ушедшая рано утром группа №2 слышала канонаду, развернувшуюся на месте их «дневки».



Говорит И.Л. (офицер бригады):

-Они получили приказ выполнять свою задачу дальше. Штаб, не зная конкретно, что случилось, опасался погубить и эту группу



Вспоминает Сергей Мозеров:

-Поддержку группе было нечем оказать. Погода нелетная. Артиллерии не было, да и взаимодействие с ней не отлажено тогда было. Были минометы у ДОН, но нам в них было отказано, не помню почему.



Рядовой Иван Ануреев:

-Я сообщил о бое, который ведет группа, передал координаты, мне отвечают: «У нас вертолетов нет, вылететь не можем! К вам пойдут две «коробочки» (два БТРа)». Я кричу: «Какие коробочки, боевиков здесь море, они лезут отовсюду, со всех сторон, даже пересчитать невозможно!».

Одним за другим погибают пулеметчик Юрий Травников и рядовой Николай Клычков.


-Юрия Травникова и Олега Куянова у нас называли алтайскими братьями. Они дружили и всегда были вдвоем: на заданиях, на учениях. Веселые были ребята, позитивные. Помню, однажды на боевом выходе, в горах, я спал перед дежурством. И вдруг меня будят, я вскакиваю, хватаю автомат, куда бежать?! «Да, тихо ты, у нас день рождения!». Оказывается, они из печенья и сгущенки соорудили тортик. И мы посидели, как на настоящем дне рождения, отметили…

В том бою Олег и Юра тоже были вместе. Олег Куянов занял свою снайперскую позицию и менял ее несколько раз: так делают снайперы – не более двух выстрелов с одного места. Он уничтожал боевиков один за другим, не думая о себе, держась поодаль от нас, чтобы только их к нам не подпустить»

Гибель друга оказала сильное влияние на Куянова. Он покинул расположение группы и ушел на «свободную охоту». С этого момента живым его больше никто не видел.



Офицер бригад И.Л. :

-Куянов оттянул на себя часть сил духов. Духам пришлось отвлекаться на его огонь, выделять силы на подавление, ослабив натиск на группу. Никто не знает, в какой промежуток боя погиб Олег, сколько времени он вел беспокоящий огонь, какие и когда получал ранения, но то, что он нанес определенный урон боевикам – это несомненно, головы на месте в бою просто так не режут. Но мое мнение – если бы Куянов остался с группой, то действовал бы эффективнее, там и автоматы были свободные, и винтовка опять же не лишняя. И может даже остался бы в живых. Он ушел на верную смерть.



Сергей Мозеров:

-Связист отряда получил радиограмму о том, что группа Безгинова ведет бой с превосходящими силами боевиков. Оперативным офицером отряда была дана команда готовиться к бою. Я приказал своей группе (№3) готовиться к боевой операции и взять побольше патронов и одноразовых гранатометов «Муха». Доблестная ДОН людей не дала, но дала БТР80 на котором мы и покатили. Интересный факт: командир БТР старший лейтенант (впоследствии Герой России), когда узнал, что мы едем на войну, спрыгнул на крайнем блокпосте со словами «Я вас здесь подожду».

Так как Безгинов к тому времени уже погиб, то у нас были приблизительные координаты. Да они собственно и не требовались, так как вначале обе группы двигались ночью по дороге вдоль хребта до места, где им надо было расходится по своим районам разведки. Командир отряда принял решение выдвигаться до этой точки, а потом вести поиск. Но до места мы не доехали, так как боевики выставили заградотряд на пути нашего выдвижения.


По сути это была засада, и только внимательность прапорщика Игишева Александра (группа №1) спасла нас от больших потерь. Как только он крикнул «Духи» я скомандовал «Все вниз», и вражеский пулеметчик дал очередь по броне, а не по людям на ней. Мы с командиром 1-ой группы Иваном договорились сразу, что рассыпаемся в цепь, и я наступаю слева, а он справа. Хотя в последовавшей за этим каше все равно все перемешалось.


Так как боевики надеялись на встречу с обычными солдатами срочной службы, то они не выделили достаточно сил и через 3-4 часа боя наш геройский БТР выкатился на холм. Там мы увидели, как боевики разворачивают минометную батарею. Мы их расстреляли из КПВТ, и они вместе с КАМАЗОМ с минами, и людьми были уничтожены. Потом, когда заслон был прорван, и боевики начали отступать,  и появились  бойцы ДОН на БМД-1 (откуда у внутренних войск десантная техника не знаю). Они сначала залегли за нами и принялись палить нам в спину. Благо потом разобрались и стали помогать.


К этому времени я получил огнестрельное ранение в живот и управлять группой уже не мог, это делал мой заместитель прапорщик Зарубин Григорий. Во многих источниках его относят в штат группы Безгинова, но это неправда, он был в моей группе. С нашей стороны было трое раненых: я (тяжело), командир 1-ой группы Иван (легко), прапорщик Баннов Максим (легко, продолжил бой до конца.).



Вспоминает прапорщик Сергей Илензеер:

-Было отчетливое ощущение, что это конец. Мы ползали по ковру из гильз – боеприпасы заканчивались. Боевики были уже рядом, кричали свое «аллах акбар». Мне захотелось уйти красиво, в полный рост, а не на дне окопа, добиваемый духами. Я взял ПКМ с последней лентой, встал в полный рост и открыл по духам огонь в упор.



Вспоминает прапорщик Бахнов:

-Когда духи заорали «аллах акбар», Илензеер сказал «Заряжайте патроны и не высовывайтесь», встал в полный рост и вкруговую начал поливать, матерясь, из пулемета»

Боевики не выдержали этого напора и отхлынули.

Воцарила тишина….-Потом я услышал крики наших, и заплакал, поняв, что все кончилось. Мы выжили!»



Ануреев:

-А у нас уже патронов осталось полтора магазина на всех оставшихся в живых, у меня автомат заклинило, и я его пинаю, чтобы перезарядить. Продолжаю стрелять и вдруг чувствую, что меня за руки заломил кто-то: «Дурак, что ты делаешь! Свои!». А мы уже ничего не соображаем: ни страха, ни боли.



Прапорщик Кивилев Александр, первым подоспевшим на место боя:

-Когда я добрался до окопчика, где все были, Серега Зеич (Илензеер) стоял с дымящимся пулеметом, по щиколотку в гильзах, в окопе и вокруг трупы духов и я понял - мы успели вовремя.

К 14 часам дня бой утих, боевики отошли. Производится досмотр поля боя и поиск убитых. Тела Олега Куянова не было обнаружено.


Спустя несколько дней боевики вышли на связь и предложили обмен телами.

Тело Куянова было сильно изуродовано, будто его расстреливали в упор и иссечено осколками, с отрезанной головой.



Итоги боя



Погибло 6 разведчиков, спаслись только пятеро – прапорщики Илензеер и Бахнов, рядовые Цыганков, Власов и Ануреев. Илензеер был единственным, кто не был ранен в этом бою(!).

Сергей Мозеров:

-В госпитале во Владикавказе я находился в реанимации вместе с прапорщиком Бахновым Сергеем. У него осколочный перелом ноги, осколочный перелом руки и еще гранатой ему оторвало нос. Это героический человек, до сих пор не имеющий ни одной награды, как и все мы, кто учувствовал в этом бою. Кроме, разумеется, погибших Куянова, Безгинова, Сураева, Катаева, Клычкова, Травникова и Героя России Ануреева.


Всем остальным просто сказали «большое спасибо» за Бараевский батальон. Бахнов рассказал мне как все проходило.


Согласно данным разведки, всего, в ходе семичасового боя, со стороны боевиков участвовало до 300 человек. Нужно при этом понимать, что нападали они не единой группой, а подходящими группами подкреплений, задействовав часть сил для заградотряда.


Официально говорится, что группа Безгинова, подошедшее подкрепление и последующий налет вертолетов уничтожили около 100 боевиков. Принято также считать, что в своем последнем бою Олег Куянов уничтожил до 30 боевиков, включая некоего иностранного полевого командира. Видимо, его упорным сопротивлением и нанесенными боевикам потерями и объясняется характер его ран и увечий.



Офицер бригады И.Л.:

-Бдительность личного состава, высокая боевая выучка, стойкость, боевой дух и мотивация стоять до конца переломили превосходство в численности тоже далеко не дилетантов в военном деле. Даже гибель командира в начале боя не сломила эту волю.



Люди и бригада


Прапорщику Олегу Куянову (посмертно) и радисту Ивану Анурееву было присвоено звание Героя России, остальные погибшие участники группы посмертно награждены орденами Мужества. Никто из выживших и раненых никак не был награжден.


Тела Клычкова и Катаева перевезены на родину в Пензу и Удмуртию соответственно. Остальных похоронили в Бердске.

7 часов боя под Серноводском. 1999 год. Воспоминания участников боя. Ргспн 514, Боевики, Бой, 1999, Россия, Серноводск, Воспоминания, Бердская 67 об, Длиннопост

Командир РГСпН №514 старший лейтенант Михаил Безгинов. Ему было 27 лет....

7 часов боя под Серноводском. 1999 год. Воспоминания участников боя. Ргспн 514, Боевики, Бой, 1999, Россия, Серноводск, Воспоминания, Бердская 67 об, Длиннопост

Прапорщик Олег Куянов.



Бердская 67-й отдельная бригада специального назначения была расформирована весной 2009 года. Подавляющее большинство офицеров и прапорщиков даже не были переведены в другие части, а просто уволены. Так завершилась история уникального подразделения, утерян боевой опыт…

Автор :Александр Бессонов.