4 сентября 1930 года во Владивостоке от пневмонии умер Владимир Арсеньев
Географ и писатель, исследователь Дальнего Востока и тайги, военный востоковед. Автор «Дерсу Узала».
Красота жизни заключается в резких контрастах
Днем, при солнечном свете, мы видим только Землю, ночью мы видим весь мир
Как немного надо человеку и как растяжимо понятие о комфорте!
Родился в 1872 в Санкт-Петербурге. Отец — выходец из тверских крепостных — дослужился до заведующего при Московской окружной железной дороге.
В юности вместе с дядей ездил в первые экспедиции по реке Тосне под Петербургом. По примеру своих вдохновителей — путешественников-офицеров Пржевальского и Невельского — избрал военную карьеру. В 1892 поступил в Петербургское пехотное юнкерское училище, после его окончания несколько лет служил в Польше.
В 1900 подал прошение о переводе на почти не изученный в то время Дальний Восток — во Владивостокский крепостной пехотный полк. Во время экспедиций сначала наносил на карту то, что поручали военачальники, а в свободное время описывал флору и фауну, археологию и этнографию местности.
Во время Русско-японской войны 1904–1905 годов участвовал в разведывательных операциях, получил за них награды. После поражения в войне по поручению властей стал активнее исследовать Дальний Восток.
В 1910-е, будучи офицером для особых поручений у приамурского генерал-губернатора, возглавил несколько секретных экспедиций по борьбе с хунхузами (китайскими бандитами), мигрантами и браконьерами.
В 1917, после Февральской революции, был назначен комиссаром по делам туземных народностей Приамурского края при Временном правительстве.
В Гражданскую войну потерял почти всех родных — отца, мать, сестер и брата — они были расстреляны бандитами в поисках наживы.
Оставался на Дальнем Востоке, изучал тайгу и коренные народы — удэгейцев, тазов, орочей, нанайцев.
Всякая корейская фанза дышит домовитостью, трудолюбием, видны забота и желание устроить жизнь получше, а у этих троглодитов написано на лице: похищничаю, уйду, а место это будь проклято — я не вспомню о нем (о жизни русских и корейских крестьян в селе Уликэ)
Некоторые экспедиции были смертельно опасными.
Четыре раза я погибал с голоду. Один раз съели кожу, другой раз набивали желудок морской капустой, ели ракушки. Последняя голодовка была самой ужасной. Она длилась 21 день. Мою любимую собаку Альпу мы съели в припадке голода и этим спаслись от смерти. Три раза я тонул, дважды подвергался нападению диких зверей (тигр и медведь). И ничего!
Написал несколько книг из дневников, которые вел в экспедициях. Главный герой в них — нанайский охотник Дерсу Узала.
Вот появились китайцы, а за ними — русские. Жить становилось с каждым годом все труднее и труднее. Потом пришли корейцы. Леса начали гореть; соболь отдалился, и всякого другого зверя стало меньше. А теперь на берегу моря появились еще и японцы. Как дальше жить?
Многие годы работал над монографией «Страна Удэхе», считал ее главным трудом своей жизни. Умер от пневмонии, которой заболел во время экспедиции на нижний Амур: практически готовая рукопись была утеряна, так и не увидев свет.
Когда мечта моя сбылась, и я выехал на Дальний Восток, сердце мое от радости замирало в груди. Я попал в страну первобытную и девственную, с иной природой и иным населением. Оглядываясь назад, в прошлое, я вижу, что мне сопутствовала счастливая звезда
Вскоре после смерти, уже покойного Арсеньева сочли главой японской разведки в России. В 1931 во владивостокской газете «Красное знамя» вышла статья «Арсеньев как выразитель идей великодержавного шовинизма». В ней утверждалось, что ученый отстаивал интересы «русской буржуазии» и не проявил «ни малейшего желания овладеть методом диалектического материализма».
В 1937 арестовали его вторую жену Маргариту: ее и группу других исследователей обвинили в контрреволюционных действиях, которыми якобы руководил Арсеньев. Через год она была расстреляна, их дочь приговорили к 10 годам лагерей.
В 1939 первую семью Арсеньева — бывшую супругу и сына с семьей — выслали на Алтай.
Лига историков
18.5K поста54.1K подписчиков
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения