"28 панфиловцев". Фильм, на который надо идти в кинотеатр.
Позавчера повёл всю семью в кино на «28 панфиловцев». Знаю, что и на Пикабу, и много где писали об этом фильме. Но вчера в разговоре с удивлением узнал, что мало кто знает, что фильм на экранах. И это плохо, потому что фильм в полном смысле – народный. Да, народный – съёмки начинались на деньги, собранные простыми людьми. Режиссёры и сценарист не состоят ни в каких союзах кинематографистов, консультировали создателей не записные кабинетные историки, а поисковики, реконструкторы. Насколько знаю, множество аммуниции, формы, оружия, прочего реквизита предоставили те же реконструкторы. И, может быть именно благодаря этой народности, Фильм получился неимоверно сильный. Именно Фильм – с большой буквы. Потому что по силе, качеству, его можно поставить в один ряд с самыми лучшими фильмами за всю историю кинематографа. И не только на военную тематику. Профессиональная высота Фильма такова, что подавляющему большинству кинодельцов, особенно отечественных, до неё никогда не дотянуться.
В общем, если вы устали от помоев, скармливаемых с экрана уже пару десятков лет, если вы устали от перевирания истории, если вам надоело, что ваших отцов-дедов вам же показывают дебилами, которыми с помощью заградотрядов могут управлять только пьяные упыри коммунисты с кровавой гэбнёй, то идите в кинозал. Если ваши предки воевали в Красной Армии, а не в РОА Власова или ещё какой-нибудь УПА – идите в кино. Потому что за такие Фильмы и такие съёмочные группы необходимо голосовать рублём, а не скачивать с торрентов.
Это если вкратце. Теперь, почему именно считаю эту работу – Фильмом.
Если говорить о «28 панфиловцах», то волей-неволей возникают параллели со всеми помоями, вылитыми на нас с экранов «мастерами культуры» за два десятка лет. Волей-неволей приходится вступать в диалог с подростками 20-30-40-60 лет, заходящимися в очередном припадке: «Вы всё врётииииииииии!!!!!! Не было 28 панфиловцев, это всё комуняцкая пропагандааааааа!!!!!»
Для начала насчёт правды и мифа.
Да, политрук Клочков не говорил фразы «велика Россия, а отступать некуда – за нами Москва». Её написал журналист «Красной Звезды» Кривицкий. Клочков же, по словам выживших бойцов, сказал: «Ничего, сумеем отбить атаку танков: отступать некуда, позади Москва».
Да, 16 ноября 1941 года погибли не все 28 бойцов 4-ой роты 1075 полка 316 стрелковой дивизии, как писалось об этом в передовице «Красной Звезды». На рассвете 16 ноября 1941 года в 4 роте было около 140 человек. К вечеру того же дня в живых из них осталось около 6-10 человек. Сколько же именно танков наступало на рубежи 4-ой роты сейчас уже сказать трудно – связи с ротой не было, командиры погибли. По немецким данным было танков не менее двух десятков. При поддержке пехоты, раз в 12 превосходящей число наших. А рано утром перед немецкой атакой был налёт нескольких десятков бомбардировщиков. Много это или нет? Потянет на героизм или ещё маловато? Подозреваю, что если любого истинофила от тёплого дивана и монитора с Call of duty выбросить в ноябрьское поле, заставить за ночь вырыть сперва окоп и укрытие для себя, потом, без передышки – ложный окоп для отвлечения немцев, замаскировать это всё, а потом утром пустить на него один-единственный танк, то истерика с «вы всё врётииии» сменится на «мамочкаааааа, спасииииии!!!» и мокрые штанишки.
Да, именно такого, описанного Кривицким в «Красной Звезде», боя, наверное, не было. Не могу сказать про саму 4-ую роту 16 ноября 1941 – слишком много вокруг неё спекуляций. Но была, например, в тот же день 6-ая рота этого же полка, 15 бойцов которой во главе с политруком Вихревым уничтожили 5 танков у деревни Петелино – на пару километров восточнее позиций 4-ой роты. Все бойцы погибли, политрук Вихрев, чтобы не попасть в плен, застрелился.
На следующий день 17 бойцов другого полка этой же дивизии под командой лейтенанта Угрюмова и младшего политрука Георгиева отбивали атаку 25 танков километрах в 10 севернее Дубосеково. В живых из 19 наших остались только двое. 8 танков подбили.
Для меня лично это – подвиг. Хотя бы потому, что мне на месте этих бойцов было бы очень страшно. И им наверняка было страшно. Но они свой страх преодолели. И остановили немцев, собиравшихся уже 17 ноября ужинать в Москве. Вместо этого, благодаря именно этому героизму наших предков, измотавших немцев в тех боях второй половины ноября, 5 декабря 1941 года началось контрнаступление Красной Армии под Москвой. В ходе которого за 2 недели немцев отбросили на разных участках на 100-300 километров от Москвы. Для сравнения – за две недели наши заставили отступить на 100-300 километров армию, за полтора года до этого за одиннадцать дней захватившую пол-Франции. Повторюсь: для меня это – подвиг. Подвиг, в том числе и лично моих дедов. А для вас?
И это только два примера. На деле только на участке Волоколамского шоссе, удерживаемом дивизией Панфилова, в те дни немецкого наступления под Москвой подобных подвигов были десятки.
Т.е. советская пропаганда может и назвала не те имена героев, но не соврала о самом героизме, с которым наши предки сдерживали немецкий натиск. К сожалению, так бывает. Например, пропаганда превознесла сержанта Павлова в Сталинграде – даже дом, где держало оборону его подразделение, назвало его именем. Хотя реально командовал той героической обороной старший лейтенант Афанасьев. Маршал Чуйков, командовавший обороной Сталинграда, когда после войны вёз от Могилы Неизвестного Солдата факел с Вечным огнём на Мамаев курган, то потребовал, чтобы рядом с ним для этой церемонии был тот самый Афанасьев. А дом прославлен и известен каждому, как дом Павлова. Ну, вот так избирательны пропаганда и человеческая память.
Это об истории. Теперь о самом Фильме. Как уже написал, Фильм начинал сниматься на народные деньги. Потом понемногу дали Министерства культуры России и Казахстана. Присоединилась компания разработчик компьютерных игр. Всего собрали чуть меньше 2-ух миллионов долларов. Как Михалков сказал о своих шЫдеврах: «Каждая копейка на экране». Не знаю, на чьём именно экране полученные им 85 миллионов долларов, на своём я их явно не увидел. Вообще, ощущение, что кто-то перепутал фильмы – «28 панфиловцев» снимались за 85 миллионов, а михалковская мерзость – за 2.
Сценарий. В Фильме авторы старательно обходят упоминания фамилий конкретных бойцов – они звучат изредка, когда уже действительно никак не обойти поимённого упоминания. По-моему, кроме названия Фильма, не звучит даже упоминания комдива Панфилова. При том, что сам Иван Васильевич был выдающимся человеком, бойцы его дивизии сами себя называли панфиловцами, а после его гибели 18 ноября 1941 года дивизии официально было присвоено имя её командира – второй случай за всю историю Красной Армии. Первой стала Чапаевская дивизия. Т.е. герои Фильма – некий собирательный образ, можно сказать, былинный, богатырский. Но при этом отсутствует, казалось бы, позволительная для былины, эпоса, напыщенность. Наоборот. В «28 панфиловцах» нет никакой пафосности, лично мне несколько претившей во многих советских фильмах. Потому что на войне не до пафоса, там работать надо – копать, копать, воевать, опять копать. Работать трудно, монотонно. Много. Сутками напролёт, без сна, без отдыха. Приёмная комиссия этого труда – самая строгая и неподкупная. Смерть. Или жизнь. В «28 панфиловцах» этот труд показан, как, пожалуй, нигде. Хотя записным маэстрам от кинА потребовалось бы несколько серий, чтобы показать то, что съёмочная группа «Панфиловцев» смогла показать минут за 10. О времени судить трудно, потому что перестаёшь ощущать его реальное, погружаясь во время Фильма. Отсюда, наверное, и полное обезличивание немцев - отсутствует даже перевод их диалогов. Они накатываются на наших богатырей тёмной жуткой беспощадной лавиной. Немецкие орудия, стоящие на возвышении, чем-то напомнили уже затёртые в памяти иллюстрации к "Мальчишу-Кибальчишу".
Присущая и забугорским и отечественным киноделягам, какая-то болезненная тяга к вывороченным и перевороченным кишкам-мясу-кровищу. В Фильме этого нет. Например, акцент, на капающую с рукава артиллериста на лафет орудия кровь. Несколько крупных густых пятен. Понятно, что он ранен, ранение не лёгкое, но он не может уйти, не может заняться собой. Иначе защитников станет на одного меньше. Меньше на один выстрел. Меньше на один подбитый танк.
Нет любимых, особенно отечественными киномаэстрами, истерик, припадков, болезненной рефлексии. Некогда. Работу работать надо. Тяжёлую солдатскую работу. Слышал сетования, что, мол, нет в Фильме психологических драм, глубоких размышлений героев. На мой же взгляд, сложно придумать более драматичную сцену, когда, например, доводят до командиров батальона предстоящую задачу. Один лейтенант, выслушав, отвечает, что: «Задержать – задача, конечно, понятная. Только… Знать бы насколько?». В ответ молчание комбата и камера обводит зрителю лица сидящих командиров, на которых читается понимание, что поддержки и резервов не будет, но и немцев пропустить нельзя. Т.е. даже погибнув, ты дашь шанс немцам прорваться к Москве. Поэтому задача перед каждым из них просто невероятная: задержать превосходящие силы немцев, не отступить и не погибнуть. Стоять, как говорит комбат, "не насмерть, а намертво". Повторюсь, по-моему это - больше, чем подвиг. И не понять, не почувствовать такую драму способны только поклонники творчества Федюни Бондарчука. Или боец, высунувшийся из окопа без каски, не в силах отвести глаз от перепахивающих поле разрывов снарядов: «Эту же землю не вспахать будет, её теперь только в мартен…». Так что драма и рефлексия в Фильме есть. Правда, они не по михалкову-бондарчуку и прочим штрафбатам.
Игра актёров. Не знаю, можно ли это назвать игрой. Практически в каждом российском фильме уже даже сил не осталось не то что кричать, но даже шептать: «Не верю!!!». В "Панфиловцах" актёры не играют, здесь каждый словно проживает жизнь своего героя. Видишь только по глазам Устюгова, что ему страшно, очень страшно. Или по напряжённым позам нескольких оставшихся в живых бойцов, готовящихся к рукопашной с полутора сотнями немцев. После таких актёров, понимаешь, что наша отечественная актёрская школа жива и процветает, хотя и не на больших экранах и центральных телеканалах – там не протолкнуться от всех этих балуевых-дюжевых-безруковых-мерзликиных-мироновых.
Оператор. Не понимаю, как можно было за такой короткий срок съёмок найти столько потрясающе художественной натуры, закатов, сцен. Если это компьютерная графика – то самая высококачественная. Хотя многие говорят, что это – натурные съёмки. В любом случае операторская работа достойная войти в академические учебники.
Звук. Режиссёр Шальопа сказал, что звук – это достижение звукорежиссёра. Я лично готов преклонить перед ней колено – ни в Голливуде, нигде вообще до этого такого натурального звука не слышал. И дело не в громкости. Конечно, ни одна звукоустановка не способна передать реальный залп реальных орудий – кто слышал, тот знает, кто не слышал – не объяснить. Но… Звук в «Панфиловцах» – самый натуральный, что слышал до сих пор.
Пиротехника. Впервые на экране увидел реальные разрывы, как от реальных снарядов. Т.е. снаряд или граната взрываются, как реальные снаряд или граната, а не по-голливудски, словно цистерна бензина.
Бутафоры, костюмеры и т.п. Первый фильм, где по полю идут реальные немецкие танки того периода. Не советские Т-62 с налепленной фанерой «под-тигр», а Pz. III и Pz.IV различных модификаций весны-осени 1941 года. Не говоря уже про больное воображение Мигалкова, родившее чудные панцервагены под огромными парусами из немецких флагов. Форма наша и немецкая, оружие – всё, какие они были тогда. Повторюсь, насколько слышал, над этими деталями работали поисковики с реконструкторами, которые ещё многих историков поучат, как оно было.
В общем, «28 панфиловцев» - это настоящий народный Фильм, в котором есть что-то от Бессмертного полка. И идти на него надо. Хотя бы потому, что сценарист и режиссёр Андрей Шальопа обещал вырученные от проката средства сложить в следующий фильм.