Велосипед. Техническое обслуживание и настройка. Часть 1. Первичная настройка

Часть 1.Приобретение велосипеда


Вот приобрели мы велосипед. Будем считать, что мастера в магазине правильно настроили всю механику, затянули все болтики, накачали колеса до нужного давления и т.д. Но мастер же не знает анатомии вашего тела, поэтому все равно придется подстраивать под себя. Об этом данная часть.


Статья отражает только мое мнение и мой опыт. Не является руководством к действию, не говорит от 100% правильности моих действий. Но, возможно, расширит ваш кругозор и улучшит ваши знания. Я не профессиональный спортсмен или веломеханик, а обычный любитель, старающийся своими силами следить за своим велосипедом. Не исключаю, что многие вещи, на разных типах велосипедов делаются подругому, рассказываю только о своем КК.


3.Седло

Начнем с самого простого - седло. Регулируется оно в трех координатах - высота, угол наклона и смещение.


Высота это просто: ослабляете хомут подседельного зажима на раме и спокойно поднимаете-отпускаете седло. Хомут может быть выполнен в 2 вариациях: на винте и на эксцентрике. Первый вариант предпочтительнее, во первых надежнее, во вторых вы же не собираетесь постоянно менять высоту посадки, ну и в третьих - с эксцентрика тупо могут спереть седло и штырь.


С двумя другими настройками посложнее, ибо тут уже надо залезть под сиденье, там увидите замечательный болтик под шестигранник, ослабив его, вы сможете регулировать как смещение седла, так и его угол наклона.


Что и где регулировать разобрались, теперь посмотрим как правильно это делать.


Высота.

Регулировка достаточно проста, но многие делают это не правильно и в итоге получают либо слишком низкую посадку и низкий КПД педалирования+большую утомляемость, либо наоборот слишком высокую и ноги не дотягиваются до педалей в нижнем положении. Я рекомендую настраивать следующим образом: Нога должна быть совсем слегка согнута, практически прямая в нижнем положении педалей. Как этого добиться? Решайте сами, если есть кому помочь, то все просто, вы сидите, помагающий держит вас и затягивает-расслабляет хомут. Если некому помочь, то пользуйтесь методом проб и ошибок. Есть ещё математический способ расчета, но он не очень точен. Главное помнить, что каждый штырь имеет специальную ограничительную риску, которая не должна быть видна, в противном случае можно сломать раму. Если штырь оказался коротковат - приобретите новый, но помните, что они бывают разные по диаметру.


Угол наклона.

Пожалуй самая ненужная регулировка. Рекомендую держать седло строго перпендикулярно земли. Хотя небольшие наклоны могут помочь при сугубо индивидуальной настройке и специфических анатомических особенностях. Наклон седла вперед приведет к увеличению нагрузки на руки, а так-же необходимости постоянно приподниматься, ибо будите скатываться вниз. Наклон назад добавит нагрузку на ноги, а руки придется сильнее вытягивать вперед.


Смещение.

Смещение седла по горизонтали позволит отрегулировать свою посадку с учетом длинны рук велосипедиста. Регулируется по вашим ощущениям.


4.Руль

Да-да, представьте себе, руль тоже можно регулировать. Регулируется он выносом. Не надо думать, что все должно быть именно так, как заложил производитель, вынос можно поменять и подобрать под себя. Каких то точных рекомендаций дать не могу, ибо все это сугубо индивидуально. Выносы имеют две характеристики - длинна и высота.

Длинна выноса - расстояние от центра оси руля до центра оси штока вилки. Для большинства будет удобен способ приблизительной оценки длины выноса: нужно приложить локоть к переднему концу седла, тогда пальцы должны дотянуться до середины выноса. Если пальцы оказались в другом месте на выносе, то скорее всего это не самая комфортная длина (или седло слишком далеко).

Высота выноса дело совсем сугубо индивидуальное, и от нее зависит ваша посадка и удобство . Без практических проб сложно сказать какой вынос вам подойдет, поэтому рекомендую купить дешёвый регулируемый по высоте вынос и поэкспериментировать, Подобрав удобную высоту приобрести хороший и подходящий вам. Но всегда нужно помнить, что выносы могут отличаться по диаметру руля, и следует так-же учитывать этот фактор совместимости. Регулируемый вынос выглядит примерно так:

Велосипед. Техническое обслуживание и настройка. Часть 1. Первичная настройка Велосипед, Техническое обслуживание, Настройка велосипеда, Личный опыт, Длиннопост

Так-же не забывайте, что руль можно ещё и опустить, путем переустановки выноса и поставочных колец местами. Это не совсем правильное решение, но иногда может пригодиться.

Велосипед. Техническое обслуживание и настройка. Часть 1. Первичная настройка Велосипед, Техническое обслуживание, Настройка велосипеда, Личный опыт, Длиннопост

Ну и плюс сами рули бывают различных форм, с разным подъемом, с разной длинной, разной окружностью, они тоже меняются. Все эти элементы не статичны, и могут быть заменены на удобные вам без особых проблем.


Помните, что один раз правильно настроив посадку, вы навсегда забудете, что такое дискомфорт в катании. И не забывайте, что сменив настройку одного из элементов может потребоваться перенастройка всех остальных.


Пожалуй на этом первоначальная настройка КК велосипеда будет закончена. В следующей части рассмотрим настройку и техническое обслуживание одного из самых важных, для безопасности, узлов - тормозов.


Напоминаю, я не профи и могу быть не прав, вся информация основывается только на моем любительском опыте и информации почерпнутой с просторов интернета.



Удачи на дорогах:)

Лига Велосипедистов

5.9K постов13.9K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Запрещается добавлять посты следующего содержания:

- с просьбой денег на что либо

- с поиском и предложением работы

- объявления о продаже / покупке

- объявления о съеме / сдачи недвижимости


Только тематическая информация. Юмор, стеб не возбраняется, но и не похваляется.

10
Автор поста оценил этот комментарий
Ухх как пичот. Ты же сам признаёшь, что любитель (на самом деле, уровень новичковский), зачем давать вредные советы, или твоя фамилия Остер?
Давайте по порядку.
1. Высоту седла можно и НУЖНО периодически менять туда-сюда в пределах амплитуды в 2-3мм. Это заставляет мышцы работать несколько иначе и помогает избежать усталостных травм. Для правильной установки седла, необходимо сесть так, чтобы при постановке пятки на педаль, нога была полностью выполнена, но в ней не создавалось напряжения. Если есть сомнения - на месте крутим педали так же, пятками, назад, при этом ваш таз не должен "вилять". При такой настройке, когда нога на педаль будет выставлена правильно, сгиб коленного сустава сам по себе станет оптимальным. Ничего магического, просто анатомия.
2. Угол наклона - КРИТИЧЕСКИ необходимая регулировка. Изначально седло настраивается примерно параллельно земле, затем седло немного наклоняется вперед, что создаёт дополнительное усилие при педалировании под углом примерно от 2х часов до 5 часов. При этом наклон должен быть не столь сильным, чтобы заставлять вас сползать с седла вниз и создавать дополнительную нагрузку на руки. К тому же, абсолютно ровно настроенное седло, или, тем более, задранный его носок, создают давление на мягкие ткани промежности, что ведёт к очень неприятным последствиям. Важно помнить, что сидеть необходимо на костях таза и только, больше ничто пережиматься не должно. По этой же причине, к выбору седла следует относиться особенно серьёзно.
3. "По ощущениям" у новичка не настраивается ничто и никогда! Новичок не способен оценить эффективность и эргономику! Вылет седла влияет не на расстояние до руля, а на точку приложения усилия к педальному узлу! Расстояние до руля можно регулировать только и ТОЛЬКО благодаря длине выноса! Правильная настройка вылета: берём обычный отвес на нитке и добиваемся такого результата, чтобы нить отвеса при правильной посадке проходила через центр нашего коленного сустава и ось педали, при установленных строго горизонтально шатунах, как на картинке. Не пугаемся трековика, на кк этот параметр настраивается абсолютно так же. Профессиональные велосипедисты могут также пользоваться этим свойством, смещая седло вперёд для темпового педаляжа, или назад - для силового. Но новичкам этого делать категорически не стоит - во-первых, вы непременно впадёте в крайности, во-вторых, без контактных педалей результата не почувствуете, только погробите себе колени.
4. Не покупайте никогда регулируемый вынос, он приемлем разве что на дамских ситибайках для вечернего променада. В остальных случаях, это кусок тяжеленного говна, отрегулировав один раз который, больше к нему и не притронетесь. При необходимости вынос лучше заменить на другой, фиксированный, стоят они недорого. Длина выноса выбирается так: сначала ПОЛНОСТЬЮ настраиваем седло, затем прикладываем руку к велосипеду так, чтобы локоть упирался в носок седла, а пальцы были направлены в сторону руля. Идеальной длинной выноса будет та, при которой пальцами вы будете едва касаться руля. Опытные велосипедисты могут играть с этим параметром, добиваясь большей эффективности техничной езды при "укороченной" посадке, или большей эффективности езды длительной и размеренной при "удлинённой" посадке. Новичкам также этого делать не стоит.
5. Правильная высота руля - та, при которой нагрузка на руль и седло примерно равна. Возможно, с небольшим перевесом на седло. Большинство велосипедистов выбирает высоту на 2-3см ниже седла. Здесь следует также исходить из гибкости вашего позвоночника. Если вы способны из положения стоя достать кончиками пальцев до пола и не сломаться пополам, для вас эта высота также будет оптимальной. Не дотягиваетесь - лучше поставить на уровне седла, можете коснуться пола ладонями - опускайте ниже, если развесовка всё ещё оптимальна, и для вас это удобно. И всё же, если вы дошли до разницы в 8-10 и более см, или же не можете опустить руль на уровень седла - скорее всего, ростовка велосипеда выбрана неверно. На нём вы не будете ехать эффективно и попортите суставы. От такого пепелаца лучше отказаться как можно быстрее. Исключение могут составить, разве что, очень рослые или очень невысокие велосипедисты. Помимо перестановки колец, если штока уже не хватает, часто можно перевернуть вынос. Выигранная высота зависит от его угла. Большинство сборщиков устанавливают их так, чтобы наклон был направлен вверх, это не очень правильно.
6. Руль выбираем также исходя из того, что он может иметь подъем, или не иметь его, это во-первых. Рули с подъемом (райзеры) и широкие рули так же делают управление более мягким, а плоские (флэты) и узкие - острым, при этом, положительно сказываясь на аэродинамике. На этом вольность в предпочтениях заканчивается. Руль, с которым вы будете передвигаться обязательно следует подержать в руках. Он должен лежать в них удобно, не создавать дискомфорта, учитывая естественный изгиб вашей пясти. Тут могу только отметить, что руль выбирать сложнее всего, и не исключено, что придётся экспериментировать. Однако, стоковые рули, как правило, довольно универсальны. Новичку всерьез заменой руля стоит озадачиться только в том случае, если вдруг удобный градус наклона руля для него слишком мал или велик. В таком случае придется прочитать не одно руководство по теме, здесь все тонкости расписывать не буду. Помним только что любой руль можно отпилить. А вот со слишком узким - не сделаем уже ничего.

Принимаются вопросы, если что упустила.
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку
9
Автор поста оценил этот комментарий

пиздец... зачем блять вообще такие советы, если ты, по твоих же словах: а) - не разбираешся на про уровне, и б) что тупее всего - даешь советы только по КК, и то в основном херовые.
начнем:

седло...
если у вас основная цель использования велосипеда - "штоп не спиздили", тогда без вопросов, пострашнее, потяжелее, никаких откручиваемых узлов, никаких екцентриков, только винты, и вообще, лучше еще сваркой пройдитесь... ну а если вы все же надумаете пользоваться велосипедом по назначению и с современными удобствами - тогда, конечно, только ексцентриковый зажим. ах да, пару лет уже как популярны и очень распостранены пневмо-подсиделы с разными типами регулировки и настройки, но автор видимо пишет из 2010 года, так что - только винты!!111
любой адекватный человек, который будет катать по пересеченке, вверх и вниз, высоту седла будет менять, и будет менять часто.
"болтик под шестигранник" ...
во первых, есть несколько популярных креплений седла к штырю - это директ маунт, двухболтовое крепление, и собственно "болтик под шестигранник" (одноболтовое крепление), болтики кстати, могут быть и не болтиками под шестигранник нихуя, а часто торксами, либо винтами, либо даже такими же ексцентриками.
риска, РИСКА БЛЕАТЬ... ну что тут скажешь. да, на каждом нормальном подседеле есть деления и маркировка, подсказывающая, где находится граница максимального подьема. грубо говоря, для большинства рам это 10 см - именно на столько минимально должен быть вставлен штырь в подседельную трубу.


угол наклона
пожалуй, самая нужная регулировка седла после высоты, и не дай бог вы прислушаетесь к той ереси, что пишет автор... угол наклона седла влияет как на кпд педалирования, так и на анатомические особенности вашего таза и паха при размещении на велосипеде, а также на возможность контролировать байк при спусках и подьемах, контролируя седло бедрами и тазом, а в этом нам помогает именно угол наклона седла! много разных настроек и советов, в зависимости от стиля катания и местности. если в двух словах: катаете качественный КК - седло минимально наклонено вперед, катаете гравити (эндуро, фрирайд, даунхил) - седло наклонено назад. катаете матрасно по городу без какого либо бездорожья - седло прямо, либо как вам угодно и удобно, потому что в таких условиях в основном пох.
тут также можно бы упомянуть о разных типах седел для разных велодисциплин.


руль...
    длина выноса зависит от стиля и типа катания, а также от типа рамы. оценка длины выноса, предложенная автором - чистой воды ебанина. не делайте так. есть международные нормы и фильтры - когда, где и за каких обстоятельств какие выноса применять. не железные правила, но все же.

    Например, в КК выносы длиной от 80 до 110 мм, в трейле и АМ от 50 и до 90 мм. в эндуро и фрирайде - от 30 и до 70. в даунхиле - от 10 до 40. везде есть исключения, и поправки, а также конечно никто не запрещает вам, например на эндуро раму вхерячить вынос в 110 мм. но это будет в основном только порча геометрии, посадки, назначения рамы, а также потери контроля, ибо банально с точи зрения элементарной физики чем короче вынос - тем больше точного контроля над передней частью велосипеда вы имеете. именно поэтому на КК велах вынос длиннее - для педалирования и долгой гонки, а на даунхил велах вынос минимален - для максимального контроля переднего колеса при екстремальных спусках.

далее опять следует крайне тупой совет от автора, ибо смена высоты выноса и руля в целом методом использования проставочных колец - единственно правильный и адекватный способ.

также одним из основных советов по выбору и настройке руля является ширина самого руля, а также его подьем и градусный наклон.


к автору - если ты так активно напоминаешь - что ты на профи, не мастер и можешь не разбираться - то может имеет смысл сначала нормально набраться грамотной информации, покурить профильные велофорумы и т.д., а не выливать кучу, мягко говоря, не совсем правильной и полезной информации для новичков?


Автор поста оценил этот комментарий

Кто знает как определить силу момента затяжки ?

раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий

>Так-же не забывайте, что руль можно ещё и опустить, путем переустановки выноса и поставочных колец местами. Это не совсем правильное решение, но иногда может пригодиться.


Это совсем правильное решение, кольца эти для того там и стоят. Also, slam that stem!

раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий
Вынос я бы не советовал и так и так выбирать
раскрыть ветку