Равноправие в общественном транспорте
В культурной столице как-то произошел вопиющий (а может и не очень) случай: очередное хамло(или просто молодой) не уступало место пожилому человеку. Более участливый (а может и завистливый - тот сидит, а остальные нет) товарищ жестом попросил его уступить дедушке место. За что участливый товарищ отхватил по балде от хамла, в набитом вагоне состоялась потасовка. Насчет того, сел ли дедушка (или уже всем было потом пофиг) - история умалчивает.
Конечно же, аргументы человека, нормально и адекватно воспитанного, будут в данной ситуации однозначны - уступай. Но реалии сегодняшней жизни таковы, что...
В самых глубинах подсознания моими родителями и их родителями во мне воспитано чувство такта в обществе: женщин пропускай, старшим уступай, молодой еще постоишь и т.д.
Уступать больным, немощным, беременным, пожилым – это норма, это правило, это обязанность.
Даже не углубляясь в ситуацию, хамло был в любом случае не прав. Мы конечно же не знаем, каким конкретно жестом участливый товарищ попросил его уступить место, но это не обеляет смутьяна.
Теперь давайте разберемся с общественным транспортом. Когда зародились все эти правила и обязанности? Правильно, во времена СССР, когда проезды стоили 3,5,7 копеек, на одну стипендию можно было кататься на метро 15 раз ежедневно 30 дней без перерыва. На зарплату рабочего – 75 раз в день.
Сегодня проезд на метро стоит от 30 до 50 рублей, в зависимости от города и типа проездного. Приходится платить по 2-3 тысячи в месяц, а это для кого-то, например, может быть 10% от зарплаты, причем хорошей зарплаты (не все ж живут внутри МКАДа).
Не зря и придуманы льготы для социально-незащищенных групп граждан, потому что отвалить 25% пенсии за проезд в месяц - это перебор.
Сейчас каждая поездка в метро стала запоминающейся, помнишь, что отвалил 30 рублей туда, 30 назад. Маршрутный автобус тоже 30-35 рублей. В месяц натикивает 2800 только добраться до работы.
Но жаловаться глупо, хочешь дешево – добро пожаловать в тайгу, маршруток и метро нет вообще, чеши пешкарусом и наслаждайся экономией. А большие города – большие траты.
На этом фоне льготники воспринимаются, конечно же не как дармоеды, нет конечно же... Но как более удачливые в плане проезда, им компенсируют, sic!. За счет работающих (а вы думали за счет Пушкина?).
В этом есть умысел социальной справедливости, социальной ответственности поколений – они работали, кормили страну, пока мы проссывали пеленки, мы работаем, кормим в ответ.
Однако… Частенько я стал задавать себе вопрос: почему не могу сидеть в метро после 8 часового (а по факту ненормированного) трудового дня, где я не бумажки перекладывал, а то же маленько въ.. простите вкалывал, у меня может быть настроения нет или сил, даже обычное нервное перенапряжение за день может перейти в дикую усталость.
Т.к. если я работаю в какие-то дни на промзоне, а не в конторе, то сажусь в полупустой вагон (начало ветки), устраиваю свой баул под ноги.
Через пару минут меня чуть ли не силком поднимают, уступить какой-нибудь даме лет под шестьдесят, лишь проявляющей признаки увядания, но уже с пенсионной коркой-проездным и гневным взглядом:
как ты посмел смерд не уступить, когда старшая дама изволит сидеть?
И встаю со своей торбой, и занимаю место в салоне для двоих стоящих, полчаса в жуткой давке час-пика.
А в те дни когда еду на весь день в контору, то в руках в самое тяжелое - это планшет, готов уступать, проблем не вижу.
И таки-да, кто может с уверенностью сказать, что мужчина лет 35 перед сидящий перед вами не наглец и хамло, а человек с больной спиной или травмой ноги? Он обязан оправдываться?
- Онжемужик, ниуха себе! Как посмел не прогнуться - я такая вся всего две остановочки посижу и мне пофигу, что тебе потом еще полчаса до конечной стоять.
А вот так. Есть правила пользования общественным транспортом.
Ни разу не ханжа, но настаиваю на их соблюдении: Места для больных, пожилых и беременных пассажиров помечены знаками и выделены в расположены по обе стороны вагона. Туда МОЖНО садиться обычным людям, но там существует ОБЯЗАННОСТЬ УСТУПИТЬ, если в вагон входит кто-то из этой группы людей.
Да, я уступаю беременным всегда, даже в обычных местах – но это мое личное дело, потому как я помню муки жены в это время и всегда буду помогать беременным девушкам. Но я не обязан, и вы не обязаны. И принуждать, участливые не надо. Как говорят фидошники – RTFM.
Мы все пассажиры, мы все платим за проезд. И немалые деньги. Поэтому сидячие места занимаются в общественном транспорте по мере их освобождения. Ваше дело уступать, но не ваше дело обвинять других, что они сидят, если они не нарушают вышеописанное правило с местами для особенных людей.
Мораль сей басни такова: расстояния растут, ситуации могут быть разными, удельная стоимость проезда относительно средней ЗП выросла прилично. Давайте исходить из новых реалий и старых правил.
Недавно повредил колено и стоять/идти дольше нескольких минут элементарно больно, даже могу из-за пары остановок сесть в автобус, так эти презирающие взгляды уже начали вызывать во мне ненависть, хотя ездить приходиться не часто.
Всегда уступаю. Если, конечно, попросят. Потому что если кто-то не просит, а тычет в плечо, или смотрят с укором, то это уже совсем не мои проблемы, постоят.
Ну, чувака из тру стори с вк не оправдываю, но есть разница между "уступи, пожалуйста, дедушке" и "свали нахрен" или тем более одним жестом, как собачке.
Больше, чем хамоватые хозяева мест меня бесят те, кто указывают кому надо место это уступить и кто на самом деле достоин сесть на заветное место. Робин-гуды-распорядители, блять.
Вспомнился старый анекдот:
В трамвае сидит старушка и замечает стоящего рядом худого изможденного юношу. На его руке висит плащ.
— Милый, откуда ты такой заморенный?
— Студент я.
— Наверное, отличник, раз такой замученный?
— Да нет, я средне учусь.
— Ну давай я хоть твой плащ подержу, все легче будет стоять.
— Это не плащ, это, бабушка, студент Сидоров — вот он отличник.