Психология толпы

Мини-цикл постов по теме "Психология толпы" для Лиги психотерапии на Пикабу.
Психология толпы Психология толпы, Паника, Катастрофа, Длиннопост

Цитируем по книге:


Экстренная психологическая помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях. Книга первая, часть первая. Издание четвёртое, переработанное и дополненное, с цветными фотоиллюстрациями. Авторы Бордик И.В., Матафонова Т.Ю. с коллективом соавторов: Кучер А.А., Алексеенко О.В., Беленчук И.В. , Елокова И.С., Левко О.В., Лернер Т.В., Харбедия К.О. Москва: 2009. 238 с.


© Матафонова Т.Ю., 2009


Глава 11. Толпа. Эмоциональное заражение. Превращаемость толпы. Агрессивная толпа. Паническая толпа.


Со стр. 151-157


По своим деструктивным последствиям паника бывает следующих типов:


- паника без каких-либо материальных последствий и регистрируемых психических нарушений,


- паника с разрушениями, физическими и выраженными психическими травмами, утратой трудоспособности на непродолжительное время,


- паника с человеческими жертвами, значительными материальными разрушениями, нервными заболеваниями, срывами, с последствиями в виде длительной утраты трудоспособности и инвалидности.


Некоторые рекомендации и возможные мероприятия для предотвращения паники:


1) Кропотливая и целеустремлённая подготовка всех групп населения, работников организаций, руководящего и командно-начальствующего состава формирований, спасателей к действиям в ЧС. Это прежде всего выработка определённой суммы навыков и умений, обеспечивающих психологическую готовность к встрече с предполагаемыми опасностями ЧС природного, техногенного или военного характера и формирование на этой основе рационального к ним отношения. И, главное, - целенаправленная практическая тренировка и упражнения с психологической направленностью в ходе повседневной жизнедеятельности.


Очень часто зарождение опасности видят только незначительное количество людей. Большинство людей получают о ней информацию от других. Однако оповещающие толпу информаторы могут быть не подготовлены к тому, чтобы отличить действительную угрозу для жизни от мнимой.


2) Своевременное определение очагов напряжения. Своевременная, достоверная и достаточно полная информация об аварии или катастрофе. Информация должна быть понятной и доступной для правильного восприятия. При этом должны использоваться все средства массовой информации: радио, печать, телевидение, как центральные, так и местные. Местные СМИ, по сравнению с центральными, оказываются более эффективными по воздействию на сознание людей, поскольку они непосредственно включены в ЧС и участвуют в их ликвидации.


3) Речь или передаваемое сообщение могут оказывать на людей более эффективное воздействие по сравнению с другими способами, и первостепенную роль играет содержание сообщения и тон. Недостаток информации порождает сплетни и слухи, создаёт неопределённость.


4) Чёткое управление, постоянный контакт руководящего состава с оперативными или вспомогательными силами, участвующими в ликвидации ЧС. Неумелых руководителей следует отстранять от управления. В действия на преодоление паники надо выделять людей, правильно оценивающих обстановку, способных контролировать свои поступки и давать разумные распоряжения.


5) Чем тяжелее складывается ситуация, тем суровее должна быть реакция руководителя группы на паникёров. Паникёрство пресекают, распространителей слухов изолируют. Слухам противодействуют путём передачи точной информации о том, что делается для ликвидации ЧС и как развивается обстановка.


6) Простые и понятные указания о действия и правилах поведения, возможных способах и средствах защиты. Отдавая такие указания, следует воздержаться от специальных научных и технических терминов, т.к. они могут быть неверно истолкованы и поняты.


7) Хорошо подготовленная и информированная группа людей, даже в сложной обстановке, имеет больше шансов избежать паники и потерь. Изолирование душевнобольных, снятие острых реакций у кричащих, успокоение их способствует созданию спокойной деловой обстановки.


8) Разделение большого скопления людей на малые группы. Ими легче управлять.


9) Отвлечение людей, хотя бы на непродолжительное время, от источника опасности, страха путём вовлечения в активные действия: в борьбу со стихией, в спасательные работы, в оказание помощи престарелым, инвалидам, упаковку вещей для эвакуации и др.


10) Разрядка ситуации путём передачи музыки. Действующая толпа аритмична, и поэтому громкий ритмичный звук способствует соответствующему превращению. Известные народные песни, церковные песнопения или гимн страны способствуют довольно быстрому воздействию на паническую толпу.


11) Использование директивных методов управления, резких команд и грубых распоряжений, так же как предложение или принуждение к активным действиям, должно быть очень осторожным, ответственным и проводиться с учётом индивидуальных и коллективных психологических проявлений. Например, выстрел вверх может только усилить панику.


12) Если очаг опасности возникает в здании, в помещении, где находится большое количество людей, то немедленно открываются выходы. Организуется чёткое управление потоками людей, создаются мобильные группы с конкретными задачами по спасению людей и имущества.


13) Самовнушение, умение руководить собой, своими чувствами и эмоциями, т.е. выработка психологической устойчивости, преодоление личного страха, способного перерасти в панику, чувство собственной ответственности и осознание дела, которое делает человек – в ЧС важно помнить о том, что именно воля и стремление к жизни являются основными факторами, помогающими человеку выжить.


14) Исключение из обихода слов «паника», «катастрофа», «спасайся, кто может» и др.


Итак, паника возникает легче в общей обстановке неудач, чередующихся грозных явлений природы; среди людей, перенёсших психические потрясения, усталых, физически и психологически изнурённых, находящихся в состоянии предельного напряжения; в темноте, при плохой видимости, когда воображение рисует то, чего нет, и преувеличивает опасности. Вместе с тем, при панике проявляются порой и инициативные попытки преодолеть стихийность, действовать разумно, внести элементы организованности.


Конец цитаты из главы 11 вышеуказанного издания.


Желающих проверить, как усвоен материал, ждёт вторая проверочная работа :)

Лига психотерапии

5.2K поста25.8K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Поддерживайте авторов и комментаторов плюсами.

Задавайте любое количество уточняющих вопросов.

Ведите диалог уважительно.


Лучшие посты Лиги

http://rabota-psy.ru/stat/fav/


Все посты и обсуждения по датам

http://rabota-psy.ru/stat/lenta/


Онлайн сейчас и за последние сутки

http://rabota-psy.ru/stat/


Мы дорожим атмосферой безопасности и доброжелательности в нашем сообществе, оскорбления ведут к немедленному вызову модератора сайта и санкциям.

2
Автор поста оценил этот комментарий

Привет :) Отвечаю на ваше письмо, которые вы отправляли на support@pikabu.ru


К сожалению, в связи с установленными в вашем сообществе ограничениями рекламный баннер будет выполнять скорее негативную функцию, чем положительную. Пользователи перейдут по ссылке, но большинство из них, так как использует в своей речи мат, будет встречено игнором. Это не очень хорошо скажется как на отношении к вашему сообществу, так и к нам, ведь размещение баннера подразумевает "заходи, здесь рады всем"

раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий

Читал что если 5% толпы поддались панике, то все, пиздец.

Дальше - геометрическая прогрессия