Прокурор в душе воспитателя...

"Ты должен мне подчиняться потому что я взрослый. Так рассуждают взрослые. Они не правы. Дети и взрослые. Они люди разного возраста. Они должны понимать друг друга. Но нет прав - нет их у детей на взрослых, нет у взрослых на детей. Никто никому ничего не должен. Взрослые могут помогать детям. Дети слабее. Взрослые могут научить детей. Дети и взрослые при общении взаимообогащаются, растут, развиваются. Но никаких претензий." Так считает Симон Соловейчик.


Отрывок из "Последней книги" Симона Львовича Соловейчика:

Многие люди в отношениях с детьми чувствуют свой верх. Им потому и нравится быть с детьми, что с другими людьми они чувствуют себя приниженными, если не второсортными. Их влечет к детям чувство собственной неполноценности, они восполняют цену себе за счет детей. Я не раз видел подростков, которые совсем не могут общаться со сверстниками - только с маленькими, и при этом они всегда обижают тех, кто меньше их по возрасту. Примерно то же бывает и со взрослыми - это признак того, что они никакие не взрослые, они еще слабые дети. Может быть, оттого, что сам я ощущал себя совершенно взрослым примерно с десяти-одиннадцати лет, я не чувствую возрастной разницы ни с кем из детей: они такие же, как и я. Поэтому мне непонятно, какие особые отношения могут быть между отцом и сыном, в чем же мы не равны.


Считается, что если родители любят своих детей, то они будут достаточно мудро пользоваться властью. На самом деле все не так.


О власти над детьми спорить нечего: она есть, и она необходима. Весь вопрос в том, что нам важнее в отношениях с детьми - дети или сама власть, само это упоение властью, чувство собственной значимости и значительности? Для многих родителей власть над ребенком - символ собственного благополучия. Если сын меня слушается, и притом безоговорочно, то со мной все в порядке. Если не слушается - я погибаю. Я ничего не могу понять: как такой маленький может не слушаться меня, большого и сильного, авторитетного на работе и среди друзей?


Лучшая власть - незаметная власть Лучшая власть та, которой как бы и нет Умеешь организовать жизнь детей в семье или в классе - и тогда их, детей, легко и радостно любить, и тогда нет проблемы власти и нет проблемы авторитарности и неавторитарности: как получится, какой у тебя характер Тогда все неважно - послушные дети, непослушные, балованные, небалованные..если ты умеешь организовать жизнь, особенно в трудных условиях, где все делается непросто, то тебе почти не приходится применять власть, и она становится необременительной для детей - незаметной


Учить любви - оказывается, это возможно.


Условие это вот какое: чтобы воспитатель мог любить ребенка, надо снять со взрослого ответственность. Вся наша педагогическая пропаганда направлена на одно: ответственность,

чувство ответственности, ты отвечаешь за детей.


Вот странное дело - ответственность с любовью несовместимы, два эти чувства не соединяются, как обычно думают, а вытесняют одно другое. Больше того, несовместимы также ответственность и свобода.


Ответственность - несвобода, нелюбовь, скованность, ограничение внутренних сил.


Ведь что такое ответственность? Отвечают перед кем-то. Общение под гнетом ответственности - это общение не один на один, не напрямую, а как бы в присутствии третьего. Я, педагог, разговариваю с ребенком, но держу в уме его родителей, администрацию, общественное мнение. Я не потому ничего не могу сделать дурное или опасное для ребенка, что я такой человек, что я не могу повредить ребенку, а потому, что мне придется отвечать. Мною руководит не любовь, а страх или подобие страха. Иная мама воспитывает своего сына так, словно с ним непременно случится нечто ужасное, что-нибудь он натворит, и будет суд, и прокурор спросит с нее сурово: "Куда же вы смотрели, мамаша? Почему не занимались воспитанием сына?" - и тогда она ответит: "А я занималась! Я все делала! Я ему столько раз говорила!"


Но чем сильнее этот гипотетический прокурор в душе мамы, тем хуже результаты воспитания - тут уж исключений быть не может. Воспитание сильно зависит от того, что же нами руководит - наша обычная человеческая любовь, наша совесть, наши душевные силы или неизвестно откуда взявшийся общественный прокурор. На фразах вроде "А кто будет отвечать, если что-нибудь случится?" педагогика кончается.


Все это очень серьезные дела. Воспитание ребенка и есть серьезнейшее, жизнь затрагивающее, рискованнейшее дело. Жить - это риск, но и воспитывать ребенка - риск и риск. В обычных книгах об этом или вовсе не пишут, или вставляют для безопасности какое-нибудь хитрое словечко вроде того, что риск должен быть оправданным. Но не всегда измеришь эту оправданность, а если что случится, то никакие оправдания не помогут. Беда есть беда, и ты всегда виноват.


Что делать? Страшно. Кто не работал с детьми, не водил их в походы, не кормил, не ходил с ними на реку, тот не знает этого страха. Но, перебирая те годы, когда я работал с детьми летом, я вспоминаю один несчастный случай за другим - чего только я не вынес, чего только не было! Не хочется и рассказывать. Страху натерпелся! К великому счастью, у меня на руках не погиб ни один ребенок; но, признаться, с годами стал трусоват, и сидеть с санитарной сумкой на дне оврага не смог бы - лучше запретить опасное мероприятие, ну его, этот овраг. Поэтому мне, пожалуй, сейчас и нельзя работать с детьми - боюсь. Теперь я иногда кричу "нельзя, стой!" прежде, чем успеваю подумать, почему же нельзя и отчего - стой. С годами становишься опытнее и, может быть, умнее, но что происходит с нашим педагогическим мужеством? Может быть, по этой причине дети в семье вырастают такими разными: родители меняются с каждым ребенком, мужество постепенно оставляет их. По этой же причине мужское воспитание иногда бывает лучше женского: ни одна женщина не выставила бы условием, что она не отвечает за жизнь воспитанника.


Если вдуматься, то в нашем мире не ...надцать языков, а лишь два: язык любви и язык вражды. Язык равнодушия - разновидность последнего. Для воспитания мало понимать, для воспитания нужно взаимопонимание - сотрудничество двух или многих душ. Чтобы быть понятым, надо понимать самому. Процесс собственного понимания никогда не должен прекращаться. В тот момент, когда ты объясняешь свое понимание, выкладываешь его как готовое, как достигнутое, оно умирает. Объяснение -смерть познания. В этом смысле каждая книга в какой-то мере - кладбище идей; исключение, быть может, составляет лишь Достоевский, единственный из писателей, который ничего не объясняет и не доказывает - он не прерывает диалога, а начинает его; об этом писал Бахтин.


Объяснение - смерть познания; в этом одно из главных противоречий школы. Учитель по необходимости объясняет или хитроумными вопросами подводит учеников к известному ему правильному объяснению. Но я помню несколько своих уроков, действительно доставивших мне удовольствие: это уроки, на которых я не рассказывал, а думал в присутствии учеников. Да-да, именно так: они не участвовали в моих рассуждениях, я не задавал им вопросов, не наталкивал их на мысль, не взывал к активности - я просто рассказывал урок, размышляя; я размышлял для них и для себя, нам было одинаково интересно


Конечно, в начальных классах общение строится на другом, на эмоциях, на пробуждении чувства интереса и успеха, там главное слово - то, которое Софья Николаевна Лысенкова повторяет до пятидесяти раз за урок: "Молодец, молодцы дети". Там общим является язык похвалы, потому что дети в этом возрасте сосредоточены большей частью на себе. Но чем старше становятся ученики, чем больше общий язык становится языком понятий, тем большую роль играет постижение понятий учителем прямо на уроке, здесь и сейчас. Тогда-то и появляется вдохновение, педагогическую ценность которого невозможно переоценить.

Прокурор в душе воспитателя... Книги, Психология, Педагогика, Воспитание детей, Цитаты, Длиннопост

Лига психотерапии

5.2K постов25.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Поддерживайте авторов и комментаторов плюсами.

Задавайте любое количество уточняющих вопросов.

Ведите диалог уважительно.


Лучшие посты Лиги

http://rabota-psy.ru/stat/fav/


Все посты и обсуждения по датам

http://rabota-psy.ru/stat/lenta/


Онлайн сейчас и за последние сутки

http://rabota-psy.ru/stat/


Мы дорожим атмосферой безопасности и доброжелательности в нашем сообществе, оскорбления ведут к немедленному вызову модератора сайта и санкциям.

3
Автор поста оценил этот комментарий
Короче осилил первый абзац, а далее по диагонали пробежался.
Какая-то излишне либерастическая западная модель воспитания. "Никто никому ничего не должен". Что за ересь? Ребёнок обязан родителям своим появлением на свет, пропитанием, проживанием, заботой. И он должен всецело слушаться их. А родители обязаны обществу воспитать достойного его члена.
Модель же описанная выше приводит к тому что дети превращаются в распущенных жестоких эгоцентричных монстров, которые отравляют жизнь, окружающим, включая своих родителей.
раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий

Моя давняя знакомая с педагогическим образованием какое-то время учителем работала, потом был период, занимала должность директора в небольшой сельской школе. Потом какое-то время в районо, затем ушла из "системы". Сказала, что пока была директором, особенно остро поняла, что в школе (конкретно той, где она работала) - 90% учителей удовлетворяют свои садистские наклонности гнобить, командовать, орать, муштровать и оскорблять детей. И только часть малая педсостава любит то, что делает; от души занимается с учениками, видит в них людей, а не какое-то стадо.

раскрыть ветку
1
Автор поста оценил этот комментарий

Дело людей, которые занимаются образованием и воспитанием,  - вдохновлять.

Об этом говорил Симон Соловейчик. Он был за педагогику сотрудничества, за свободу не в понимании как вседозволенность, а за внутреннюю свободу человека. Власть -в том. чтобы организовать жизнь, а не в том , чтобы заставлять и подчинять. все правильно.

Его многие не понимали, и судя по реакции некоторых комментаторов, сейчас тоже не понимают.

Спасибо за отрывок.

раскрыть ветку
1
Автор поста оценил этот комментарий

По моему, автор не совсем точно интерпретирует смысл понятия "ответственность". Исходя из контекста выходит, что смысл ответственности в перестраховке: поскольку в процессе активного познания наличествуют риски, лучше просто отказаться от этой идеи. Но ответственность ведь не в том, чтобы понимать риски, а в том, чтобы уметь нивелировать их. Поход? Инструктаж, отработка практических навыков, разумный выбор маршрута, умелая организация - все это никак не отрицает активного познания, которое тоже, между прочим, должно сопровождаться педагогом. Не подачей готовых знаний, но, скажем, вопросом, над которым стоит подумать, какими-то нюансами вопроса, которые ребенок, в силу ограниченности своих знаний, не может увидеть.

При этом, отрекаться от старых объяснительных методов по крайней мере неразумно. Хотя бы потому, что весь необходимый ребенку объем знаний он не в состоянии усвоить практически, ибо эти знания продукт целых эпох.

В общем какое-то весьма однобокое, не совсем понятное мне мнение. Опять же, не могу врубиться, как ответственность ограничивает любовь??? Ответственность - это качество, не позволяющее схалтурить, и с любовью, как по мне, оно не только сочетаемо, но и является чертой, не позволяющей любви приобрести извращенную форму. Любовь без ответственности, делает ребенка расходным материалом, уж простите.

раскрыть ветку
1
Автор поста оценил этот комментарий
Не понравилась статья и тезисы в ней.
раскрыть ветку