Медуза Горгона как психодинамическая модель

Медуза Горгона как психодинамическая модель Психодиагностика, Психодинамическая психотерапия, Архетипы, Длиннопост, Древнегреческие мифы, Психоанализ

В статье исследуется модель мифа о похождениях Персея с позиции Медузы Горгоны. Его применение в психодиагностике и терапии.


Этимология слова:

Медуза - защитница, стражница, повелительница

Горгона - вид чудовищ


Миф кратко (один из вариантов):

Медуза - единственная смертная из своих сестер. Медуза была девушкой с красивыми волосами и чарующим взглядом, она была настолько прекрасна, что хотела состязаться с самой Афиной, хотя и была служительницей ее храма. Бог Посейдон, превратившись в птицу, овладел Медузой в храме Афины, куда Медуза бросилась в поисках защиты от преследования Посейдона. Афина не только не помогла ей, но и превратила её волосы в гидр.

Медуза в ужасе скрылась из города, убежала к своим сестрам - горгонам. Она возненавидела всех людей и стала взглядом убивать всех, кто проходил мимо ее пещеры, превращая их в камень.

Персею было поручено убить Горгону, он получил кривой нож Гермеса, отполированый щит Афины, волшебный мешок, шапку-невидимку Аида.

И т.д. про сам подвиг здесь рассказывать неактуально. Важно запомнить, что голова Горгоны продолжала жить и жертвы Персея также каменели от ее взгляда.



Миф как психодинамическая модель. (внутренние процессы)

Насилие запускает сценарий Медузы горгоны. Насилие над Медузой можно понять не только как физическое, но и моральное и т.д. (начальник кричит на подчиненного). В этот момент идет накопление гнева (превращение в чудовище).

Далее - жертва начинает выплескивать гнев на первую попавшуюся жертву. Момент выхода эмоций - символическое снятие с себя проклятия.



Миф как индивидуальная история (столкновение характеров):

Медузу можно охарактеризовать как успешную, самолюбивую, желающую состязаться в красоте.

Посейдон - Агрессор или группа людей, которая встанет на сторону Агрессора.

Афина - Судья (группа Судей или тех кто встал на эту сторону). Начало перевоплощения - действия со стороны Агрессора. Судья выносит оценку действий жертвы, тем самым провоцирует усиление и закрепление гнева, боли и обиды. После превращения Жертва начинает воспринимать всех как врагов, замыкается в себе и бежит от лишних встреч. Проклятие закрепляется тем, что Жертва находит своих по духу (сестры-горгоны)


Из за невозможности отомстить Жертва ищет замену Агрессору.

1 вариант - обобщение людей по какому либо признаку и выплеск агрессии на них.

2 вариант - защитный механизм интеллектуализации, когда человек строит неверные причинно следственные связи. В этом случае он не воспринимает себя как Жертву, происходит вытеснение агрессии, боли и обиды в бессознательное.

Возможен 3 вариант - месть над Агрессором, но его нельзя назвать характерным для мифа.


Следующие действия - повторение сценария мести над Агрессором. В данном случае месть здесь воспринимается как сверхценная идея, которая затуманивает разум.



Миф как родовой сценарий (анализ семейных ценностей)

Отец Медузы носитель символов власти и могущества, богатства и дозволенности. Мать - монстр, всесильное чудовище, неуязвимое и безжалостное. Человеческая внешность - отцовские черты. Красота Медузы (соревновательность, успешность) заставило родственников стать Судьями.

Судья - это образ значимого родственника или одного из родителей.

Если в столкновении характеров пусковыми кнопками для запуска сценария медузы являлась триада "насилие-неприятие-боль", то здесь важнее всего именно "наследие", то. что было в детстве или на дородовом уровне. То есть триггером является та же триада, но основа данного образа заложена на уровне культуры и семьи человека.

Конфликт фигур "властного отца" с "человеческим лицом" и "безжалостной матери" выходит на первый план во внутреннем мире человека и заставляет его "бороться и уничтожать всех"



Иррациональность, губительность такого сценария приводит к смерти Медузы. Медуза, как сверх-идея заменяет нормальные человеческие ценности и может привести к разделению или даже убийству своей личности.

Или возможен случай неадаптивной защиты - диссоциация, как отсечение своего Я от родительского Я (от своих корней). В мифе это символизирует отсечение головы.


Способ собрать себя воедино - это признать могущество "отца", но не всемогущество. Признать силу "матери", но не ее "нормальности". Как я понимаю, это признание таких качеств как властность и могущество, богатства. Признание что в безжалостности есть сила, но это ненормально, то есть бесчеловечно и поэтому изгоняется.



Для всех трех анализов (внутренние процессы, характер и ситуация, семейный сценарий) эпизод убийства Медузы универсален.


Пегас - один из детей Медузы, символ свободы. Чтобы получить свободу от доминирования архетипа Медузы необходим зеркальный щит Персея. На практике это означает - показать человеку его поведение. Чем глубже архетип Медузы от поверхности сознания, тем сложнее это сделать. Чтобы добраться до Медузы, Персей обращался к ее родственникам - горгонам. На практике - это обращение к прошлым ситуациям человека.



Статья взята с сокращениями из журнала "Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие" Автор - клинический психолог Ларин Н. А.

Ссылка на полный текст статьи: http://cyberleninka.ru/article/n/gorgona-meduza-zhertva-i-ub...


Как думаете, почему мем о Персее получил популярность на Пикабу?

Лига психотерапии

5.2K постов25.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Поддерживайте авторов и комментаторов плюсами.

Задавайте любое количество уточняющих вопросов.

Ведите диалог уважительно.


Лучшие посты Лиги

http://rabota-psy.ru/stat/fav/


Все посты и обсуждения по датам

http://rabota-psy.ru/stat/lenta/


Онлайн сейчас и за последние сутки

http://rabota-psy.ru/stat/


Мы дорожим атмосферой безопасности и доброжелательности в нашем сообществе, оскорбления ведут к немедленному вызову модератора сайта и санкциям.

4
Автор поста оценил этот комментарий

Как думаете, почему мем о Персее получил популярность на Пикабу?


1. Потому что написано шикарно и в формате игры


2. Герой - читер, кучу подсказок и бонусов ему надавали боги и симпатичные нимфы просто так (щит, меч, крылатые сандалики, сумку жадности (безразмерная переносная дыра в пространстве) и - не шутка, шлем-невидимку (!)).  Справляется с заданием убить страшную женщину выше себя по статусу. Между прочим, глубоко беременную.  Получает артефакт для легкого убийства чудовищ высокого ранга. И красивую дочку царя Андромеду в жены.


Убивает случайно, но с третьего раза, своего деда. (Поскольку его отец - золотой дождь, то думаю, дед это символ отцовской фигуры)

Левелапится в царя Микен и героя.

раскрыть ветку
3
Автор поста оценил этот комментарий

Идея про то, что "человеческая природа Медузы спровоцировала Посейдона на насилие по отношению к ней" это такое незамутнённое "самадуравиновата", что даже комментировать грустно.


И последствия травмы проявляются не единственно гневом, а избегающим поведением и тревожными расстройствами со сверхнастороженностью, как будто ПТСР не изучал на клинической психологии, рассуждает.

раскрыть ветку
2
Автор поста оценил этот комментарий

Если вернуться к самой статье и к самому мифу,

то не соглашусь с определением Афины как Судьи.


Она активный участник событий (новое поколение мафиозного клана олимпийцев) - у нее пожизненное соперничество с Посейдоном (старое поколение мафиози олимпийцев), ревность к Медузе, которая была h+ hy+, чего не хватало самой Афине как s+k+ персоне.


Медуза здесь - молодая женщина которая попадает в ситуацию изнасилования + любовницы старого мафиози Посейдона, который не защищает ее от интриг клана.


Персей здесь инструмент Афины. Которая, не шутка, а вешает в итоге голову соперницы себе на грудь как брошку. (на эгиду)


Двойственность самой Медузы :

красота и смертность во взгляде,

жертва и  убийца одновременно,

уязвимость/смертность и чудовищность


На статуе Челлини, которая считается лучшим изображением Персея, Персей и Медуза практически на одно лицо.

"ее лицо — копия лица Персея: тонкие брови, чувственные губы, правильной формы нос и немного прикрытые глаза. Даже их волосы похожи - на голове Медузы не змеи, а мелкие кудри."


Да, сочувствие к жертве, и да, Медуза как жертва обстоятельств.

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку
2
Автор поста оценил этот комментарий

Прочла статью по ссылке. Какая грустная история! Психодинамический подход (в отличие от аналитического) зиждется на вере в существование индивидуального бессознательного. В аналитическом надо верить в существование коллективного бессознательного, архетипов.  Во всей психодинамической статье ни слова о том, какие подсознательные процессы определили поведение Медузы. Зато есть указание на то, что два коллективно-народных феномена поспорили друг с другом в её личном подсознании и указание на "конфликт двух архетипов Самости и Персоны". Ему 21 год был, когда он её писал, эту статью, вернее, скакал от парадигмы к парадигмы, от поведенческой психологии и "триггеров" к психиатрии и "параноидной настроенности".

раскрыть ветку
2
Автор поста оценил этот комментарий

Психолог Н.А. Ларин 1992 года рождения, 24-летний молодой специалист

б17  .ru/psylarin/


Закончил Рязанский мед, хорошую специальность "клиническая психология"

раскрыть ветку