Чтобы помнили. Про штурмовик Ил-2 из Демянского болота.

История началась достаточно банально. Один из участников будущего подъема, по рабочим делам был в Тверской области неподалеку от станции Бологое. Во время войны в этом месте находился большой аэродромный узел ВВС Северо-Западного фронта, а впоследствии 6-ой воздушной армии. Во время случайного разговора с местными жителями прозвучала история об упавшем самолете на близлежащем болоте.


Подобных рассказов можно услышать сотни, в любой деревне из районов и областей бывшего СССР, где прошла Великая Отечественная война старожилы могут рассказать об утонувшем танке в местном пруде или речке, с башни которого они в детстве ныряли или самолете, упавшем в огород или поле.


Однако к таким рассказам стоит относится с большой долей скептицизма, вероятность того, что рассказ правдив очень невелика. Поэтому разговор был услышан, но ему не было придано особого значения, только один момент в нем немного насторожил: наземных боевых действий в этом месте не было, а подробностей падения в рассказе было много.

ИЛ-2 243 ШАД, август 1942 года, видна переделка, сзади стоит турель с пулемётом ШКАС.

Чтобы помнили. Про штурмовик Ил-2 из Демянского болота. Чтобы помнили, Великая Отечественная война, Поисковый отряд Демянск, Длиннопост

Спустя некоторое время, долгими зимними вечерами были изучены современные спутниковые снимки, которые есть на известных поисковых ресурсах, окрестностей деревни, где состоялся разговор, особое внимание уделялось торфяникам.

На одном из снимков была замечена точка, которой было не место на болоте, она не была похожа на куцые сосенки или иное дерево, что растут там, не похожа и на какой-то другой природный объект. Возникла мысль при следующем рабочем визите посетить болото и посмотреть, что это за точка на спутниковой карте.

Чтобы помнили. Про штурмовик Ил-2 из Демянского болота. Чтобы помнили, Великая Отечественная война, Поисковый отряд Демянск, Длиннопост

Проблемы найти это место в XXI веке нет, приборы спутниковой навигации и компьютерные программы привели точно. Точка на снимке в реальности оказалась небольшим окном воды в поверхности торфяного болота, к которому были протоптаны звериные тропы на водопой. Рядом из болотного мха торчал кусок металла, оказавшейся стойкой шасси от самолета. Таким образом деревенская легенда перестала быть легендой, а оказалась описанием реального события давно минувших дней. Окно воды на болоте - воронка от упавшего самолета.

Стойка шасси ИЛ-2 рядом с воронкой.

Чтобы помнили. Про штурмовик Ил-2 из Демянского болота. Чтобы помнили, Великая Отечественная война, Поисковый отряд Демянск, Длиннопост

Теперь к работе подключилась разведка одного из поисковых отрядов: весной воронка была обследована с помощью магнитометра и многометровых щупов, болото в окрестностях места падения было "прозвонено" металлоискателями.

Итоги разведки показали, что в болоте, частично в чистой воде и частично затянувшейся мхом и болотной растительностью воронке, под слоем торфа на глубине 3-4 метров от современной поверхности лежат остатки самолета. Вокруг были найдены обломки конструкций крыла и стойка шасси, по этим предметам определили тип самолета - ИЛ-2.

Элементы конструкции шасси и крыла ИЛ-2, найденные на болоте.

Чтобы помнили. Про штурмовик Ил-2 из Демянского болота. Чтобы помнили, Великая Отечественная война, Поисковый отряд Демянск, Длиннопост

"Сборная команда" из поисковых отрядов Москвы, Твери, Новгорода и Санкт-Петербурга, приступила к работам на месте падения. В сухом месте, в сосновом лесу примерно в полукилометре от места работ был оборудован базовый лагерь, в нем участники экспедиции ночевали и оставляли транспорт, а для работ на болоте использовался самодельный болотоход.

Чтобы помнили. Про штурмовик Ил-2 из Демянского болота. Чтобы помнили, Великая Отечественная война, Поисковый отряд Демянск, Длиннопост

Без использования болотохода проведение работ на болоте сильно затруднено: до места работ все снаряжение придется тащить на себе; подвоз досок, леса, помп и лебедок по болоту на другом транспорте невозможен; мощные лебедки болотохода при правильном их использовании позволяют вытаскивать тяжести со дна воронки.

Но в любом случае, техника облегчает работы, но не выполняет ее за людей: помпы постоянно забиваются мхом, травой и торфяной жижей; болотоход надо "якорить" для проведения подъемных работ, пропиливать для него дорогу. В конечном итоге основным средством остается ведро и "живая цепочка" для откидывания болотной жижи как можно дальше.


Во время этой работы весь поднятый грунт приходится просеивать и искать мелкие обломки, любой найденный кусочек с номером может оказаться важным и пролить свет на тех, кто летал и погиб в самолете.

Сиденье пилота.

Чтобы помнили. Про штурмовик Ил-2 из Демянского болота. Чтобы помнили, Великая Отечественная война, Поисковый отряд Демянск, Длиннопост

На глубине, где нет доступа кислорода, в болоте отлично сохраняются предметы: металл остался в краске и временами кажется, что катастрофа была совсем недавно. Самое главное уже найдено, на одном куске брони найден написанный краской номер самолета. Особенность штурмовика ИЛ-2, что номер самолета неоднократно дублировался краской на многих частях бронекорпуса, мог набиваться на алюминиевых лючках и шильдах конструкций. По номеру самолета и мотора, в документах ЦАМО можно установить судьбу самолета, кто на нем летал, его боевой путь и, если повезет, цель его последнего вылета.

Шапка-ушанка, принадлежала либо пилоту, либо стрелку-радисту, перед вылетом он ее снял и положил рядом, в момент удара ее выбросило из кабины.

Чтобы помнили. Про штурмовик Ил-2 из Демянского болота. Чтобы помнили, Великая Отечественная война, Поисковый отряд Демянск, Длиннопост

После того, как добрались до кабины, были найдены личные вещи экипажа. Одновременно стало ясно, что тел летчиков ни в кабине штурмовика, ни рядом с ним нет.

Возникла версия, что они успели покинуть самолет до падения и продолжили воевать с врагом уже на другом самолете. Несмотря на этот факт работы было решено продолжить и извлечь из болота остатки самолета.


По мере освобождения бронекапсулы из цепких лап болота вырисовалась картина падения: самолет упал под острым углом, тяжелые части (мотор и корпус) пробили моховую подушку болота и ушли на дно, крылья и хвост отломились и остались торчать сверху, впоследствии алюминий от них был сдан на металлолом местными жителями. Вооружение со штурмовика было снято, вероятно, в то же время. Во время удара об "моховую подушку" хвост подбросило в сторону кабины, удар был такой силы, что когда вырывало конструкции хвоста и крыльев броню в районе места, где находился воздушный стрелок раскололо.

Планшет летчика, был привязан ремешками справа в кабине.

Чтобы помнили. Про штурмовик Ил-2 из Демянского болота. Чтобы помнили, Великая Отечественная война, Поисковый отряд Демянск, Длиннопост

В процессе работ стало ясно, что бронекорпус расколот на крупные фрагменты и поднять его целиком не получится, поэтому его доставали кусками, при подъеме бензобака, который расположен в корпусе между пилотом и стрелком из него вытек бензин и в воронке стало невозможно находится из-за паров бензина и угрозы пожара, пришлось вычерпывать его ведрами и сделать временный перерыв для проветривания.


Во время этой вынужденной паузы были аккуратно разобраны бумаги из планшетов, там оказались полетные карты, данные для радиообмена, рисунки для быстрого опознавания основных населенных пунктов вокруг аэродрома базирования и неотправленное письмо воздушного стрелка. Из письма стало ясно имя одного из членов экипажа, а это позволило прямо на месте установить через ОБД-Мемориал судьбу экипажа.

Документы из планшетов.

Чтобы помнили. Про штурмовик Ил-2 из Демянского болота. Чтобы помнили, Великая Отечественная война, Поисковый отряд Демянск, Длиннопост

Стало понятно, что вылет на этом самолете 17 декабря 1942 года стал последним для экипажа этого ИЛ-2. Вылет был тренировочный, отрабатывался противоистребительный маневр "змейка", во время которого самолет с высоты 200 метров сорвался в штопор и разбился. Из-за того, что аэродром был рядом и падение было зимой, место катастрофы было быстро найдено товарищами погибших, летчиков достали и похоронили в далеком 1942 году.

Вскоре работы были продолжены и был поднят двигатель самолета.


Вернувшись домой был проанализирован весь материал с подъема самолета и удалось установить, что найден ИЛ-2 №30988 из 243-й штурмовой авиационной 784-го штурмового авиационного полка. На штурмовике летали: воздушный стрелок Тарасов Николай Евгеньевич и летчик Гейтенко Степан Васильевич.

ИЛ-2 изначально был одноместный, но в дивизии подвергся переделке в двухместный, был оснащен пулеметом ШКАС. Летчик имел боевой опыт, летал с июля 1942 года, воздушный стрелок только недавно прибыл на фронт имел всего несколько боевых вылетов. Стрелок – круглый сирота, лётчик – уроженец Харьковской области.

Пилот, Гейтенко Степан Васильевич.

Чтобы помнили. Про штурмовик Ил-2 из Демянского болота. Чтобы помнили, Великая Отечественная война, Поисковый отряд Демянск, Длиннопост

Самолет найден, могила летчиков - потеряна, в месте, где они числятся захороненными, сейчас находится санаторий....


Автор: Вадим Антонов

Вторая Мировая

4.2K поста8.8K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Главное правило сообщества - отсутствие политики. В качестве примера можете посмотреть на творчество группы Sabaton. Наше сообщество посвящено ИСТОРИИ Второй Мировой и Великой Отечественной и ни в коей мере не является уголком диванного политолога-идеолога.


Посты, не содержащие исторической составляющей выносятся в общую ленту.


Запрещено:

ЛЮБАЯ политика. В том числе:

- Публикация материалов, в которых присутствуют любые современные политики и/или политические партии, упоминаются любые современные политические события.

- Приплетание любых современных политических событий, персон или организаций.

- Политико-идеологические высказывания, направленные в сторону любой страны.

- Использование идеологизированной терминологии ("совок", "ватник", "либерaст").

- Публикация материалов пропагандистских сайтов любой страны.


За нарушение данного правила администрация оставляет за собой право вынести пост в общую ленту, выдать пользователю предупреждение а так же забанить его.


Примечание: под современными политическими событиями подразумеваются любые политические события, произошедшие после 16 октября 1949 года.


Помимо этого:

- Оправдание фашизма, нацизма, неонацизма и им подобных движений.

- Публикация постов не по тематике сообщества.

- Провокации пользователей на срач.


Ну и всё, что запрещено правилами сайта.

1
Автор поста оценил этот комментарий

тоже видел самолет в болоте, только целый, наверно зимой сел, а щас под водой лежит на метре наверно, силуэт видет

раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий

Ничоси, второй пост про Демянск за день. Кто ты Podporina???? =)

раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий

поисковики работают на личном энтузиазме или есть помощь со стороны государства?

раскрыть ветку