Белоночные хроники. Достояние Атлантиды. (Глава 22 часть1)

ГЛАВА 22 Часть 1


Чёт-сайт сегодня капризничает. С фото публиковать не хочет( Потому сегодня без картинок :)


В Морщихинской зарегистрировались как туристы. Далее, путь наш — на Беломоро — Балтийский водораздел.


Это — один из интереснейших, живописных и таинственных ландшафтных объектов Русского Севера. Некоторое представление о нём можно получить, если вообразить себе насыпь, типа железнордорожной, только циклопических размеров. С крутыми склонами, заросшими лесом в несколько ярусов. Насыпь эта тянется на многие километры между озёр. Уровень воды в озёрах, с одной её стороны, выше уровня тех, что — с другой. И все водоёмы слева от неё несут свои воды в Атлантику, а те, что справа, — в Северный ледовитый океан. Научная объяснялка возникновения этого водораздела говорит примерно следующее: нЕкогда, в леднике протекал водный поток. И всё, что этот поток нёс (камни, песок) он сваливал в трещину ледника. Потом ледник растаял, а осадочные породы остались в виде насыпи. … «Может это по наукам и — резонно». А по-моему, ребята, …сомнительно. Откуда в ледниковой реке взяться осадочным породам? Я — не специалист, конечно. Но… Есть на Земле и ныне реки, текущие в ледниках. В Гренландии, например. И ничего они не несут, кроме кристально чистой воды. До голубого ледового дна прозрачны.


Спустя, может, полчаса моего пребывания на водоразделе у меня уже было стойкое убеждение: Ребята! Это — дамба! Построенная в доисторические времена. Причём, тою же цивилизацией, которая оставила следы своей деятельности на Соловецких островах. (Ощущения, видения, ассоциации — очень сходные. Что на Соловках, что на Беломоро-Балтийском водоразделе).


Фёдору надо будет рассказать о водоразделе непременно.


Мы выбрали небольшую площадку, для установки палатки. С живописным видом на озёрно — лесные окрестности. На высоком, продуваемом от комаров, склоне водораздела. Решили здесь заночевать.


За рыбой, для ужина, отправились к разным водным бассейнам. Я — на балтийские воды. А Лена, руководствуясь, видимо, поморским патриотизмом, спустилась на противоположную, беломорскую сторону водораздела.


Потом просуммировали добычу. Почистили рыбу, на радость местным чайкам, слетевшимся на рыбьи потроха.


Мои хозяйственные обязанности на этот вечер были, в общем, исчерпаны. Женщине — женщиново. Как всякая, уважающая себя скво, Лена занялась приготовлением ужина у нашего вигвама. А я отправился побродить по водоразделу.


Любовался ландшафтными красотами. И …вслушивался. В ощущения, в «наводки», в мысли, порождаемые в моём сознании древнею дамбой. Всматривался в «картинки», сменяющиеся, проносящиеся в воображении. Неясные. Но, оставляющие общее ощущение …осмысленного, радостного труда. Того, или тех, кто эту дамбу когда-то, в архаичные времена, создал. И изменил тем самым водно — климатический режим региона.


— Ты прямо — …просветлённый какой-то идёшь. Улыбка — на ширину орудийного лафета. Нашёл, что ли скрижали Фёдора? — встретила меня ироничная Ленка, когда я вернулся к палатке.


— Нимба не видно?


— …Нет. Может, по дороге где-то за куст зацепил?


— Кстати, значение «просветлённый, пробудившийся» имеет слово «Будда». В русском языке слова такого нет. Но, есть слово «будить». Сходное и — по звучанию, и — по смыслу. Любопытное созвучие, правда?


— Прочти у С. Жарниковой книжку «Золотая нить». Она там массу примеров приводит совпадений слов и понятий в индийском санскрите и в северо—русских диалектах.


— Фёдор про это тоже говорил. Что же до его скрижалей касаемо, то, думаю, ты несколько преувеличиваешь мою увлечённость идеями и поисками Фёдора. Я ведь задолго до знакомства с ним свою тропу на северА протоптал. У Фёдора — свои «закидоны». У меня — свои. Моё участие в его деле — только «попутная нагрузка». По дружбе.


— Та-ак… И что же за «закидоны» у тебя? Ну-ка, ну-ка…


— …Пахнет аппетитно.


— Уже почти готово. Только ты не пытайся откосить от темы.


— …Ну, если коротко, есть у меня вопросы, ответы на которые я надеюсь найти здесь, на Русском Севере. Тезисно: мне очень кажется (и — далеко — не только мне), что цивилизация наша …ведёт себя (мягко скажем) не правильно. Путь, коим она следует сейчас, ни к чему хорошему её не приведёт. Причём, понимание того, что мы …фатально прём навстречу глобальным проблемам, в среде тех, кто …«принимает решения» в нашем мире, — есть. Но каждый, похоже, рассчитывает уцелеть за счёт остальных. «Все умрут. А я останусь». Договориться, выработать общую стратегию у них не получается и, видимо, уже не получится. Пока процесс не станет необратимым. Как тут слова Бернарда Шоу не вспомнить:


«Чем дольше я живу, тем более склоняюсь к мысли, что в Солнечной системе Земля играет роль сумасшедшего дома».


Такой упёртый эгоизм, жадность и несговорчивость людей, вроде умных, влиятельных — оптимизма не порождает. У меня (я и в этом — не оригинален) есть причины думать, что, помимо людей влиятельных, публичных, в мире есть силы, люди, держащиеся в тени. Но они — гораздо более влиятельные. И это, выражаясь журналистским штампом «мировое закулисье», видимо, …заинтересовано, чтоб мир продолжал двигаться в том же, апокалиптическом направлении. Может, так они рассчитывают свести численность населения планеты до размеров пресловутого «золотого миллиарда»?…


— А-а… Теория заговора. В этом ты тоже — не оригинален.


— А на «скрижалях Джорджии» заявлено число — и того меньше: 500 миллионов.


— ?!.. ЕЩЁ СКРИЖАЛИ?! Боюсь, моя психика …повредится.


— Лен, ну, не перебивай. Дай мне закончить мысль.


— (О — ужас! Он …ещё не закончил)…


— Очень мне импонирует твой настрой поюморить. Продолжай плиз.


— Нет-нет. Я уже — сама серьёзность. Внимательно слушаю.


— Вот, по данным Всемирного фонда дикой природы, популяция диких животных, включая рыб, птиц, млекопитающих, а также земноводных и рептилий сократилась на 58% в период с 1970 до 2012 года. За 40 лет – более чем вдвое. Инфа – шокирующая. А, на конец августа прошлого года (по данным того же фонда) человечество потребило ресурсы, которое Земля способна воспроизвести, восстановить за год. И далее продолжало потреблять «в долг». Т.е., потребило, в прошедшем году, на треть больше, разумного предела. (И это только — о возобновляемых ресурсах речь).


Эту проблему «долга» начали отслеживать, кажется, ещё в 70-х же годах. И тогда «момент долга» наступал в декабре. А к прошлому году сдвинулся на конец августа. Т.е., болезнь наша быстро прогрессирует. Потребление природных ресурсов превращается в практически неуправляемое их истребление. И все достижения «прогресса» лишь увеличивают, в конечном итоге, скорость этого истребления. («Долг» в кавычки беру потому, что …вряд ли его будет кто-то когда-то оплачивать. (В первых рядах самых активных потребителей-истребителей названы Япония, США и Китай). Правильнее было бы этот процесс назвать …мародёрством в общемировом масштабе. Все виды энергии, используемые ныне человеком — производные от энергии солнца. (Кроме атомной). Т.е., солнечная энергия миллионами лет копилась в виде нефти, газа, угля. А кислород в атмосферу миллиарды лет отдавали фотосинтезирующие организмы. (Весь атмосферный кислород — биологического происхождения. Ещё одна шокирующая цифра: общее количество кислорода, которое было потреблено всей цивилизацией до нашего времени, составляет 200 млрд. тонн. Мы это же количество кислорода истребили за 50 лет). Теперь же эта запасённая в углеводородах солнечная энергия интенсивно высвобождается. С сопутствующим выжиганием кислорода и выделением парниковых газов. Люди видят явные признаки изменения климата. Даже тревожатся по этому поводу. Но …процесс, тем не менее, идёт по нарастающей. («После нас – хоть потоп!»). Альтернативой этому тупиковому пути мог бы быть вариант приведения в равновесное состояние процессов потребления и воспроизводства ресурсов. Но договориться миру об этом сейчас — не реально. Процесс взаимоотношений в нём, противоречия интересов, взаимное недоверие и быстрый рост народонаселения в южных регионах делает достижение этих договорённостей невероятно сложным, невозможным.


Между тем, ведь именно так, в равновесии с природой, используя только возобновляемые её ресурсы, люди многие века жили здесь, на Русском Севере. При разумном материальном благополучии и достаточно высоком, жилищном комфорте. Без жадности и зависти. Без властолюбия и состязания амбиций. Вот я и езжу сюда теперь каждый белоночный сезон, с целью — понять их секреты. Их ментальность, их жизненную философию. Чтобы, может быть, по их аналогам, выработать стратегию, рецепты для «лечения» нашей цивилизации. Или (если «больной» — таки «даст дуба») обрести представление, как жить, какое общество строить тем, кто переживёт его кончину.


— …Пойти поискать по кустам твой нимб, что ли?..


— Может, поужинаем прежде?


— А нимб?


— Лен, ну — хватит прикалываться. Моё чувство юмора тупеет от тоскливой желудочной пустоты.


— И то — правда. Давай ужинать.


…Ну что сказать про материализацию Ленкиных кулинарных дарований? Это было съедобным. Но, …и только. (Я, впрочем, и не питал на сей счёт иллюзий). И мои восхваления были очевидным преувеличением достоинств нашего ужина. Она, думаю, это понимала. Но, всё равно, мой «одобрям-с» ей был очень приятен. (После восхищений внешностью женщины, восхищение её кухонными талантами — второй беспроигрышный путь к завоеванию женской благосклонности).


За чаем я продолжил философствовать.


— Так вот, нетрудно проэкстраполировать в будущее этот процесс (его, видимо, — уже не остановить). И прикинуть, когда, по времени, этот общемировой трындец наступит. Видимо, это может произойти ещё при нашей жизни. И что дальше? — Возврат к лошади и натуральному хозяйству (после войн — на уничтожение всех со всеми)? И это — ещё не худший вариант. Может, даже — лучший из возможных. Если держаться правила: брать у природы не более того, чем она может воспроизвести. Судьба острова Пасхи, к примеру, нам — наука. Когда первые люди высадились на него, это был — райский уголок, покрытый тропическими лесами и изобилующий живностью. Но леса представители homo «sapiens» постепенно, за несколько поколений, извели. Полностью. Живность съели. А потом …пристрастились к каннибализму… Двигатель «цивилизации» — это безудержный, самораскручивающийся процесс потребительства, несущий нас к «планете Пасхи». А человечество, впав в самообман, называет его «прогрессом».


— Н-да. Не радостная перспектива. Ты, значит, против цивилизации?


— ?! Разве я произвожу впечатление недоумка? Я же осознаю себя её частью. Пользуюсь её благами. Ценю их. Как же я могу быть против цивилизации? Как раз наоборот. Но меня очень тревожат, …самоликвидаторские тенденции, всё явственнее в ней чувствующиеся. Победные реляции в СМИ про рост товарооборота, увеличение добычи, рост производства (не — суть — важно, чего именно) у меня вызывает реакцию, далёкую от эйфории. Ибо за этим я вижу …уничтожение лесов, выжигание атмосферного кислорода, рост свалок, бессмысленный рост мегаполисов и истощение ресурсов. И — всё больший отрыв от своих традиционных корней. Эта цивилизация пилит, с весельем сумасшедшего, тот самый сук, на котором она и произросла. (От корней она, можно сказать, уже успешно избавилась).


— Это ты — о чём?


— Создавая …очередную цивилизацию, мы, по сути, создаём искусственную среду своего обитания. (А в обывательском сознании это понятие, «цивилизация», ограничивается лишь инфраструктурной удобств, её составляющей, да пакетом бытовых, потребительских благ). Создаём среду комфортную. Но, очень уязвимую. Зависимую от массы факторов. Зачастую, случайных. Нам не подконтрольных. И мы, в большинстве своём, целиком зависимы от этой …зависимой искусственной среды. Как рыбки в аквариуме. Рыбкам в их искусственной среде — и комфортно, и сытно, и безопасно. Но, отключился, скажем, свет. Или воздушный насос засорился. Или у хозяина амнезия случилась. И тогда …угаснет благополучная аквариумная жизнь. Вот, на такой случай, если эта наша нынешняя цивилизация всё же …перестанет быть, я и считаю, что было бы очень дальновидным делом сохранение культуры и быта Русского Севера. Как цивилизационного резерванта. Тогда гибнущей нашей цивилизации можно будет откатиться назад, на её ступень. До неё, приемлемо высокого уровня. А — не в каменный век. Чтобы перевести дух на этой ступени. Прийти в себя. Осмыслить происшедшее. Сделать выводы из ошибок. И начать развиваться вновь. Но, уже на иных доминантных принципах. Вот, для этой Высокой миссии Русский Север и надобно хранить. Всем миром.


— …Согласна, в общем, с предыдущим оратором. Но, почему — именно Русский Север? Почему он на роль цивилизационного резерванта подходит, а, скажем, Чукотка — нет?


— «Элементарно Ватсон». Культура Русского Севера такова, что относительно высокий уровень культуры, как материальной, так и духовной, она сочетает с принципом автономности и универсальности. Здесь каждая семья была вполне способна всё необходимое производить сама. И такая «заточенность» местного населения на универсальность и автономность закончилась ведь здесь совсем недавно. Примерно, в 60-е годы 20-ого века. С уходом из жизни поколения наших дедов. Эта культура дерева, рек и леса возникла и просуществовала, видимо, не один десяток тысяч лет. Наша нынешняя, если ничего в ней не менять, столько — однозначно — не протянет.


Уязвимость нашей цивилизации, её ахиллесова пята — в её же и преимуществе: в принципе разделения труда. Миллиарды людей, наших современников, обучаются хорошо делать что-то одно. Выполнять какую-то одну социально значимую функцию. И …более ничего. А устремления современного человеческого социума, это — рост комфорта и благосостояния его членов. (И эти потребительские устремления возведены в самоцель. Удержу им — уже нет. Они теперь — почти религия). Т.е., для среднестатистического индивида это означает: профессионально освой какую-то одну функцию, востребованную в структуре общества, исполняй её и …потребляй полагающуюся тебе за это долю общественных благ. В готовом виде. Как материальных, так и — …информационных (тоже готовых, «синтетических»). В сущности, при таком устройстве общества, мыслительная функция его членов сводится к минимуму. Чел отвыкает абстрактно мыслить. А, в случае катастрофы эти люди, скорее всего, обречены на вымирание. В силу своей неспособности выживать во внезапно изменившихся, условиях. Образ же жизни Русского Севера — готовая, тысячелетиями отработанная «шпаргалка» на такой пост-цивилизационный случай. Смотри, обучайся, подражай, ЖИВИ!


Чукотские оленеводы тоже автономны, в принципе. Но, их материальная культура гораздо более архаична. От чума до эры компьютеров и небоскрёбов — долгие десятки тысячелетий развития. А от поморского дома и его жизненного уклада — несколько столетий. Потому, рациональнее всё же, держать в цивилизационном резерве Русский Север, прежде всего. А чукотку — во втором, подстраховочном эшелоне. В арьергарде.


— Сейчас много экологических общин, поселений появляются. Упёртых в идеалы натурального хозяйства на лоне природы.


— Появляются, да. Только на них делать ставку я бы поостерёгся. По той причине, что все они возникают вокруг какого—нибудь гуру. Т.е., сектантством от них — сильно попахивает. А любое сектантство, это — изначальная духовная инфантильность. Зашоренность, неминуемо ведущая в духовный тупик. Русский Север исторически — край свободных людей. Свободных не только личностно, но и духовно. Быть может, древние ведические боги Гипербореи хранят эту свободу. Не приживается тут сектантство.


— …Убедительно агитируете, товарищ. Жаль только, что — в лесу. Надо бы — на площадях…


— Всё подтруниваете, девушка.


— Ну, мне же — не «шышнатцать», чтоб слушать это — раскрыв рот от изумления. От своего «бывшего» я подобные сентенции уже слышала.


— Значит, идея витает в воздухе.


— То-то и оно, что — витает. От реальности оторвавшись. А в реале, люди в города уезжают. Скоро не кому будет хранить этот …«цивилизационный резерв». Ты ведь тоже, из Москвы в глухомань не спешишь переселиться.


— …Честно говоря, всё чаще задумываюсь над этим. Созреваю.


— Ага. И что ты там будешь делать?


— …Есть задумка. Создать базу для эко — туризма. Куда «цивилизованный» люд мог бы приезжать в отпуск. Чтоб пожить в деревянном доме с печкой. Научиться косить сено, колоть дрова, доить корову… Приобщиться к истокам, в общем. Заодно, и — Тренинг. Минимум навыков выживания в …«дикой природе» приобрести. Выражаясь языком телевизора, считаю своим гражданским долгом, внести посильную лепту в смену туристского тренда в умонастроениях соотечественников. Они же нынче, в большинстве своём, в южные забугряндии на отдых дружно устремляются. Многие Турцию или там, Эмираты, их неисчислимые достопримечательности, знают уже несравнимо лучше своих пенатов. «Вот на этом перекрёстке Сулейман Превосходный однажды пукнул. А на этот угол регулярно задирал лапку любимый спаниэль Сулеймана Превосходного». О своей же стране имеют, зачастую, …довольно невнятное представление.


— Это имеет и свою положительную сторону. «Дикая природа» меньше страдает от …тур-сограждан.


— Я тоже об этом думал. Аргумент серьёзный. Но, я думаю, большинство всё равно к южным морям будут предпочитать ездить. Северные комары и дожди отстоят этот край от переизбытка тур–сограждан.


— …А ты сам-то умеешь доить корову?


— А я тебя в инструкторы привлеку. Будешь преподавать азы практического подхода к корове и теорию поморской народной вышивки.


— …Я сама-то коров вижу только, когда в Кимжу приезжаю.


— Думаю, этому не сложно научиться. Я, кстати, люблю молоко. Но в магазинах его давно уже перестал покупать. А вот в поездках по стране не упускаю случая, купить у частников, из-под коровы. Могу даже свой, субъективный молочный рейтинг качества по регионам составить. И северное: вологодское, архангельское, карельское поставил бы во главе этого рейтинга. Ещё — суперское молочко на острове Ольхон пробовал, на Байкале. Алтайское тоже очень уважения заслуживает. Молоко средней полосы — среднее. Ольхонскму или вологодскому уступает. Южное: кубанское, крымское — в нижнюю строчку рейтинга. А вот самым классным молочком меня угощали на Северном Урале. Я даже сначала подумал — было, что мне, для прикола, вместо молока банку сливок налили. Оказалось — нет. Это порода местная такое молоко даёт. (Бурёнки, кстати, заметно меньше обычных).


— Да ты — молочный гурман, однако.


— Ага. Ещё и к мёду не равнодушен. Разбираюсь. И самым лучшим я признал бы меды средней полосы: суздальский, муромский… Они — самые «богатые». Потому, что собираются с разнотравья, с лесных дикоросов. Алтайский мёд — отменный. Проезжал как-то Сростки, деревню Шукшина. Так там — большущий рынок только мёду посвящён. Одним лишь мёдом торгуют. А южные меды — опять — в нижнюю строчку. Они, по преимуществу, — с полей собираются. С монокультур. Подсолнечника, там, гречихи, донника… В сравнении с тем же суздальским — существенно «беднее». Вот, по ходу, ещё — перспективная идея: пчеловодством заняться. Здесь же медоносное разнотравье цветёт — просто шикарное. Все заброшенные поля, заросшие им, — жужжат почти круглосуточно. Шмели там трудятся. Пчёлы, правда, почти не встречаются. Но, в прошлом году видел медоносную пчёлку даже у истока Кены. Если уж дикие на этой широте способны выживать, то «одомашненные» — и подавно. Мёд, кстати, — единственный из продуктов, усваиваемый организмом на все 100%. Безотходно. Пища ангелов.


— …М-да. Трудно, наверное, с такими наклонностями и гастрономическими пристрастиями в городе выживать.


— …Не только с такими. Всё больше появляется поводов думать, что город — не моя среда. Мы, с этою средой, друг друга не любим. Каждую осень, возвращаясь в Москву на «зимовку», переживаю… что-то вроде «ломки». С месяц — полтора живу с ощущением, будто кто-то тянет из меня жизненную энергию. Чувствую себя всё это время, как сдувшийся воздушный шарик: жалким и виноватым. Пока организм не восстановит защиту от энерго — вампиризма города. По весне — вон из Москвы. В естественную среду. На «подзарядку». А осенью всё повторяется… Есть, наверное, смысл решиться и радикально поменять что-то в жизни.


— …«Радикально», думаю, всё же не стОит торопиться. Во всяком случае, пока. Сначала, с годик — другой поживи безвыездно где-нибудь, в милой тебе глуши. С коровами да пчёлами. Мне кажется, сейчас ты очень идеализируешь эту форму бытия. А реальность эти твои умонастроения («закидоны», как ты говоришь) может и поменять. Тогда — будет, куда вернуться, если сейчас воздержаться от «радикальных» перемен.


— Я …запомню этот твой совет. Однако, а не пойти ли нам прогуляться по данному межокеаническому рубежу?


…Мы шли по гребню Беломоро-Балтийского водораздела. По — детсадовски, взявшись за руки. Время уж было позднее. Ясный день незаметно растворился в ясной светлой ночи. Водные глади по обе стороны водораздела отражали розовые облака в бледно — голубом небе. И большая оранжево-красная луна уже поднималась над тёмным зубчатым краем леса.


…Я целовал глаза Лены. Её шею, волосы… Ловил губами мочки её ушей. И её руки, её губы отвечали мне…


Продолжение следует.


Сергей Сунгирский

Авторские истории

31.9K постов26.7K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Авторские тексты с тегом моё. Только тексты, ничего лишнего

Рассказы 18+ в сообществе https://pikabu.ru/community/amour_stories



1. Мы публикуем реальные или выдуманные истории с художественной или литературной обработкой. В основе поста должен быть текст. Рассказы в формате видео и аудио будут вынесены в общую ленту.

2. Вы можете описать рассказанную вам историю, но текст должны писать сами. Тег "мое" обязателен.
3. Комментарии не по теме будут скрываться из сообщества, комментарии с неконструктивной критикой будут скрыты, а их авторы добавлены в игнор-лист.

4. Сообщество - не место для выражения ваших политических взглядов.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Много есть чего интересного в ваших словах. Отмечу только что согласен, что мужик должен уметь делать всё (для обустройства дома конечно) И рационально расходовать ресурсы, как наши предки. Но сильно верить в сказки и настроения глобалистов не стоит. Ресурсов хватит всем, при правильном расходовании и распределении (Капица называл цифру в 25 млрд.)

И согласен что в города нас сгоняют не спроста (скорее для удобства управления и контроля)

раскрыть ветку