Серия «Конструктор в белом халате»

Рацпредложение

Мне говорили, что это было именно на нашем заводе, но потом я эту историю слышал от других и они тоже мне доказывали, что это было у них ;)

Итак. В литье есть такая технология называется литье по пыплавляемым моделям. Тонкости технологии не знаю, а общий принцип такой: из некого материала делают деталь (назовем ее заготовкой). Потом на поверхности этой заготовки создают некий твердый слой (типа шкурки). Потом изначальный материл заготовки вытравливают и получают форму для отливки. Заливают в форму расплавленный металл или сплав и получают готовую деталь.

Вытравливали изначальную заготовку спиртом. Спирт был этиловый технический, конечно не такой чистый как медицинский. Ну, естественно этим спиртом на заводе кто мог пользовался. Вот такая была технология, которой пользовались много лет.

И в это цех пришел молодой технолог после института. Посмотрел на все это, и сделал рацпредложение заменить спирт на какую-то ацетоновую смесь. Причем представил расчеты, что хотя эта смесь и дороже спирта, но с учетом ее эффективности и "потерями ухода спирта на лево" выходило, что действительно это было для завода дешевле и лучше.

Рацпредложение этому технологу оплатили и... послали куда-то на повышение, лишь бы убрать с завода.

Технологию переделывать не стали.

Вот такая история. Как говорится, за что купил, за то и продал ;)

Командировка на ВАЗ, часть 4

Думаю нужно закруглятся, поэтому тезисно расскажу что удивило и запомнилось.

Ходили в магазин запчастей в Тольятти. Все кузовные части продавались на вес. Ну, то есть нужно, например, крыло + дверь + багажник, взвешивают и есть стоимость 1 кг,... столько и платишь. Видел как кузовное железо грузили навалом прямо в камаз и уезжали. Все это железо бралось где варили кузова. Говорили, что если крыло сходу не ставится на "приварные точки", то его в отбраковку (никто кувалдой его на место позиционировать не будет), а просто берут следующее крыло. И эта отбраковка уходила в магазины.

Много деталей и запчастей сам ВАЗ не делает, получает от смежников. Все, что с отбраковки помечается краской и отправляется в магазин. Нам от работников СКБ были заказы купить запчасти для машин. Заказывали боковые зеркала, они все были помечены краской. Оказалось во всех разные сами зеркала. Есть зеркала приближающие, есть удаляющие.

Удивило, что на ВАЗе был отдельный переокрасочный конвейер. Мы идем, смотрим, машины бумагой оклеивают. Сходу и не поняли, что это. Оказывается сразу как машина сходит с конвейера, ее осматривают. И если есть какие то погрешности в окраске, то машину отправляют на частичную перекраску. Цепляют авто за крюк и медленно тащат, а на разных позициях стоят люди, кто заклеивает бумагой, кто обдирает краску, кто шпаклюет, кто красит, и в конце печка, что бы краска быстро высохла.

Удивил станок который у движка 08 регулирует клапана в головке. Там регулировка производится шайбами разной толщины. Кстати станок был немецкий и был встроен в сборочную линию по сборке двигателей.

Удивило, что зарплату на завод привозят вертолетом, а инкасаторские машинки оки ее развозят по цехам.

Желею, что так и не сходили где собирали оку. Хотя тогда говорили, что была почти ручная сборка без конвейера.

Короче, пробыли мы там 10 дней. Все рабочие моменты прояснили и обратно решили не лететь самолетом, а поехать поездом. Купили билеты (взяли купе целиком), затарились жигулевским пивом (мы его так там и не попробовали) и тук-тук-тук в Москву.

Всё.

Спасибо за внимание!

Показать полностью

Командировка на ВАЗ, часть 3

Продолжаем. Т.к в первый день работы все порешали, и вопросов к нам не было, то решили на след.день прогулятся по сборочному конвейеру и заскочить на конвейер по сборки двигателей.

В то время сборочный конвейер был в 4 отдельные ветки, или можно сказать 4 отдельных сборочных конвейера. На первом собирали 2108 и 2109 и каждая 11 по счету модель на этом конвейере была 21013.

Вторая ветка были 2105 модели, 3 ветка 2104 (сараи), вот последняя не помню, вроде бы была нива 2121.

Про конвейер где собирались 08 и 09 модели. Эти модели были переднеприводные, а 21013 была заднеприводной. И эти модели собирались на одном конвеере. Если бы мне сказали, я бы не поверил. Но это было так.

Как устроен конвейер. Идут в ряд кузова машин. Сверху, на потолке, идет транспортировочное устройство которое с боков обхватывает кузов и держит его за пороги. И эта "лента" медленно двигается переходя с одной позиции на другую. На каждой позиции происходит какое либо действие. Ставятся стекла, ставятся фара, ставится салон (кресла) в авто.

На конвейере преимущественно работает молодеж. Много девченок. Вообще сборщикам не позавидуешь. Видел как одна девченка, что то прикручивала в багажнике авто. Она нырнула в багажник и только одна ж точит, а кончиком туфли оталкивается от пола, т.к конвейер медленно движется. Прикрутила что то, вынырнула, перешла к другой машине и опять нырнула. По мне работа адская. Конвейер переодически останавливают. Ну, типа так: 30 минут работает (двигается), 10 минут стоит.

Спросил у рядом стоящего рабочего: что будет если эта девченка не успеет прикрутить какие то болты в багажнике. Он ответил: или прикрутит "в отдых" или просто бросит их в багажник.

Для тех кто не знал расскажу как ходовая и двигатель ставятся в кузов машины.

Рядом с основным конвеером есть конвейер поменьше для сбора ходовой части машины. В этом микроконвейере всего 11 позиций и он кольцевой. Каждая позиция состоит из нескольких ложементов в которые вставляются ходовые узлы. Получается как бы на этом микроконвейере собирается вся нижняя часть машины: двигатель, коробка, передний мост, задний мост, разные соединительные элементы. Все это скрепляется друг с другом. Потом на эту "сборку" с верху наезжает кузов авто и все прикручивается к нему. Кузов поехал дальше, а пустые позиции микроконвейера готовы для новых агрегатов.

Именно на этом микроконвейере одна позиция была заточена не под 08 и 09 модели, а под классику. И на главном конвейере каждый 11 кузов шел классический.

Вообще конвейер удивительная вещь и он меня поразил. Мы не осилили пройти по всему конвейеру от начала до конца. Я не видел как собирают кузова, не видел как их красят. Я видел как болванка блока цилиндров прошла мою линию, ушла на сборку. Видел как на сборочном конвейере на блок цилиндров навесили деталей и агрегатов и получили двигатель. Как этот двигатель ушел на главный конвейер и его установили в кузов. Как машина "обрастала" и принимала законченный вид. Как в конце установили на нее колеса, как залили в бак 5 литров бензина... и... как в нее сел перегонщик, повернул ключ зажигания, и... она завелась.

Вот это превращение из "неживого в живое", обалденное чуство ;)

>>>> продолжение будет. Не пропусти.

Показать полностью

Командировка на ВАЗ. Часть 2

Для меня это была первая командировка на ВАЗ. Те, кто там уже был непутствовали...

Предтавляешь, идешь ты вдоль конвеера, а вокруг стоят ящики с дефицитными запчастями для ВАЗа... руки так и тянутся ;) Но ты не вздумай ничего взять. Там на верху, под потоком, ходят специальные охранники и смотрят, что бы никто не воровал... и я во все это верил.... ;)

Да, на самом деле все так и было. Стояли ящики, руки не тянулись ;) охраны я "на потолке" не видел. По потолку там проходит весь транспортный поток запчастей. Например, где вставляют лобовое стекло на машину, сверху спускается нужное стекло, рабочие его снимают с транспорта и устанавливают на машину.

В командировку должны были поехать трое. Я, технолог и инструментальщик. Т.к изначально непонятно на сколько мы там заторчим, то брали билет на самолет только туда, в Тольятти. Обратно должны были брать самостоятельно (это важно для рассказа, потом узнаете). Ну, тут все просто. Нас проводили, посадили и мы улетели.

Аэропорт Тольятти нас встретил щитом 6 метров на 3 метра с фотографиями размером как на паспорт и с заголовком... их разыскивает милиция... ;)

Это вам сейчас ха-ха... а я думал пора покупать билет и понял почему родное СКБ не разорилось на обратный билет... наверное хотели сэкономить, вдруг не понадобится ;)

Ну, ничего... нас встретили, посадили в машину и повезли "на квартиру". Почему то всех командировочных селили именно в квартиры, а не в отели. Может быть по вопросам безопасности, а может быть просто ведомственные квартиры переоборудовали под отель. Нам рассказали где тут рядом что, как добратся до моторостроительного корпуса и сказали, до завтра.

Командировка на ВАЗ. Часть 2 Командировка, АвтоВАЗ, Сделано в СССР, Тольятти, Страшно, Юмор, Работа, Двигатель, Мат

Новая фотка, но в принципе ничего не изменилось. Только газонов и стоянку я не помню.

Честно, все это было почти 40 лет назад, поэтому могу что то и соврать, но говорю как помню.

Ехали мы до моторостоительного корпуса на тролейбусе. Сколько ехали по времени не помню, но долго. У них там названий остановок нет, были пролеты под номерами. Чё то мне кажется нам нужен был 17 пролет. Между пролетами тролейбус едет минут 5. Ехали, ехали, и приехали.

Нужный нам пролет. Проходная. Пропуска, все дела, проходим турникет, новый шок.

Висит стенд, поменьше, чем в аэропорту, с заголовком: вошли на территорию и пропали. Извините, но кроме слова пиздец ничего на ум не приходит.

Ну, вошли, нашли начальника который нам был нужен, порешали вопросы... ничего сверхестественного, рабочие вопросы.

Это был первый день. Поработали на славу, по заводу не бродили и поехали на квартиру.

Да, перед выходом из проходной меня единственного обыскали. Конкретно обыскали... обыскивала какая то женщина вохр, ну чуть ли не в трусы мне залезла. Мне потом сказали, это потому, что я был в длинном черном кожанном плаще. Типа приняли не за того кого надо ;)

>>>>>> продолжение будет. Подпишись ;)

Показать полностью 1

Командировка на АвтоВАЗ, Тольятти, часть 1

Тема ВАЗовского завода огромная, как и он сам. Поэтому буду бить мою писанину на части. Будет много отступлений от темы, что бы неискушенным читателям все было понятно.

Итак, начали.

Середина, конец 80тых. Работаю (догадайтесь кем ;) в СКБ-1. Тут, бац... командировка на ВАЗ. Мою линию настраивают, необходимо быть, что бы лично получать "по шапке" если чё.

Моя автоматическая линия занималась обработкой блока цилиндров 8_шного двигателя, и там было еще несколько отдельных станков обработки движка на оку (была такая маленькая машинка).

Что такое автоматическая линия? Это специальные станки заточенные только на одну операцию, установленные в ряд и имеющие единую транспортную систему для передачи детали (или заготовки) друг другу. Короче. На входе суёшь заготовку, на выходе выходит готовая деталь. И все это с минимальным участием человека. На моей линии суешь чугунное литьё блока цилиндров, на выходе получаешь главую деталь на сборочный конвеер двигателей. Просто фантастика какая то ;)

Станки которые обрабатывали блок цилиндров на оку (половина движка восмерки), тоже аналогичные, но их не завязывали транспортом и там применялся ручной (низкоквалифицированный) труд.

Нам никто не объяснял почему у одного движка так, а у другого по другому, это решение с верху. Мне кажется все упиралось в вес заготовки. Блок на 8_рку весил ~ 40 кг и его тягать тяжеловато. А у оки ~20 кг. и таскать с одного станка к другому легче. А транспортная система стоит денег. К тому же в нее встраиваются всякие поворотные столы (крутить заготовку, что бы подставлять нужный бочёк станку), которые значительно удлиняют линию.

У меня в линии было около 20 станков (шириной метров 8-10) и длина линии была под 100 метров (если честно, то не помню, но очень длинная ;)

А станки под оку стояли в небольшом цеху и рабочие вручную кувыркали заготовки и ставили их как нужно.

Что такое автоматический станок, который входил в линию? Рассказываю.

Представте себе, на столе лежит (или стоит) какая то большая херовина, вокруг неё стоят человек 20 с дрелями и они одномоментно все вместе начинают сврлить (разными по диаметрам сверлами) эту херовину ;) просверлив они отходят, херовину меняю на новую и все повторяется по новому циклу.

Тут надо сделать маленькое замечание. В принципе, мы же (в смысле СССР) ВАЗ купили. И изначально нам чехи поставили все оборудование и в том числе разные автоматические линии и сам конвеер. Но ВАЗу нужно развиватся, это раз, а во вторых они нас подсадили на покупку у них инструмента, а это очень высокие затраты при производстве авто. И к тому же у них совсем другая технология обработки металла.

Как пример (но это только для тех кто в теме): что бы изготовить точное отверстие По нашей технологии (во времена СССР) нужно сначало просверлить сверлом, потом пройтись зенкером, а потом разверткой. То есть 3 операции. Чехи на поставляемых нам станках делали это за 2 операции своим инструментом.

То есть, просто скопировать их станки было нам не интересно (попадали на покупку их инструмента), а изготавливать "их инструмент' почему то не хотели, наверное своего дешёвого до фига. Поэтому наши автоматические линии и станки делались с нуля.

И еще одно, чуть не упустил. Автоматическая линия работает так: идет обработка детали столько то циклов. Потом стоп. Линия оставнавливается, заменяется весь инструмент на новый и опять запускается на конкретное количество циклов. Изношен инструмент или нет, никого не волнует. Если на каком то станке случайно ломается один какой то инструмент, то останавливается вся линия. А это простой. И если сейчас (как говорят по тв) с конвеера ВАЗа машина сходит каждые 26 секунд, то и автоматическая линия должна выдавать блок цилиндров на сборку каждые 26 секунд. Ну, думаю, что там несколько таких автоматических линий ;)

И еще момент. Чешский инструмент был рассчитан (как пример) на 100 циклов. Наш инструмент (из-за разбивки на больше операций) был расчитан на 250 циклов.

* Когда я на ВАЗе увидел сидящих и бездельничающих людей, был удивлен. Мне объяснили: это настройщики станков и инструмента. Чем они больше сидят, тем лучше. Значит всё работает как надо ;)

>>>>> продолжение будет.

Показать полностью

Про блат и знакомства

Тема не конструкторская, но интересная. Конечно само понятие блат обыграно и А.Райкиным и в фильмах (Ты мне, я тебе), но это все юмор и сарказм. Лично мне это тема знакома не по наслышке, т.к. я имел кучу знакомых с разными возможностями и, естественно, этим пользовался.

Понятие блат каждый понимает по своему, поэтому давайте уточним его понятие, что бы не было путаницы.

Нынешнее значение слова «блат» — полезные связи, знакомства, благодаря которым можно получить какие-то блага в обход общепринятых правил и законов, как правило, в ущерб интересам общества или государства. «По блату» — благодаря выгодному знакомству, через «нужных» людей.

Ну, про ущерб интересам общества или государства вопрос хитрый. Думаю это обсудим в коментах какой конкретно вред приносит то или иное действие.

Расскажу два случая, которые значительно расширили мне возможность "получить блага в обход правил", правда я такие правила не читал ;)

Итак, вы знаете, что я работал конструктором на одном заводе. И там, естественно, была столовая, кулинария и стол заказов. Вообще, Московские заводы снабжались продуктами очень хорошо. Регулярно были заказы, это так назывался комплект каких то дефицитных и не очень, продуктов собранных вместе. Например: банка сгущенного молока + банка прибалтийских шпрот + замороженная курица + банка красной икры. Если всем сотрудникам таких заказов не хватало, то их или разыгрывали, или устраивали очередь. Сегодня заказ получаю я, следующий заказ твой. Всем этим руководил профсоюз и все это шло через нашу заводскую столовую.

В столовой работали две дамы. Одна до 40, вторая после. Ну, мне так тогда казалось. Я чел общительный, придешь в столовую: привет, как дела..., сметана свежая..., чё у вас тут вкусненького... и вроде как друг друга знаем.

И как то раз, мы закрыли сложный проект и решили это отметить на работе. Отдел у нас на 80% мужской, мужики суровые, могли и напится, что не желательно. Ну и решили "пригласить баб", типа чтоб мужики знали норму и не расслаблялись. Я и предложил: давай позовем из столовой, что то девченки в последнее время там ходили грустные. И их позвали и еще других из техотдела.

Пьянка прошла на ура. Все перезнакомились. Девченки из столовой жаловались (по пьяни), что работа адская, личной жизни нет, ну, итд.

Через неделю звонок из столовой от Марии (так звали одну): колбаса копченая финский сервелат нужна? Привезли пару ящиков. Часть забрали профработники, но еще осталась. Нужна, говорю... по чем? По обычной цене, я своим не навариваю. Отлично, берем.

И так и пошло. Первые заказы нашему отделу. Если какой сабантуй, то девченки с нами. Тогда соцсетей не было, общение наше всё. Весь дефицит который шел через столовую был в нашем распоряжении, ну по крайней мере мы были первые при дележе "благ в обход правил" ;)

Второй пример банальный. Иду по цеху, смотрю сидит сборщик Петрович весь синий, похмелье страшное. Вредный был дядька, доебывал меня регулярно.

Херово? спрашиваю... херово, отвечает. Я ему говорю: пойдем со мной.

Отступление. Рядом с нашим отделом была комната ЧПУшников (ЧПУ - это станки с числовым програмным управлении), а у них был спирт которым они протирали какие то контакты в станках. Ну, комнаты рядом, естественно мы их знали, они нас знали, иногда вместе пили пиво и ели чебуреки. Короче, контактировали плотно.

Ну, привожу я Петровича к ЧПУшникам и говорю: налейте "другу", плохо ему. Ему налили, "поправили здоровье". И всё. Теперь я Петровичу его спаситель. Чё надо сделать в цеху, какую-нибудь халтурку, без проблем. Петровича многие знали, мужик был уважаемый. Тут "ты мне, я тебе" ;)

Вот теперь и думайте. Хорошие отношения с разными людьми расширяют твои возможности и часто облегчают тебе жизнь. Блат это плохо, или хорошо... или это вообще не блат. ;)

>>>>>>> продолжение будет!

Зы: пообщался я тут в коментах с читателями и понял, что мне лучше молчать. А то большинство коментаторов у меня уйдет в черный список.

Раздражительный я стал в последнее время ;)

Показать полностью

Работа в ящике

Ящиком называли закрытое предприятие которое выпускало продукцию военного, космического или подобного направления. Короче, не гражданского направления. Хотя ширпотреб оно тоже производило, но это было не основное направление деятельности.

Придя конструктором на работу в ящик я получил оклад 140 руб. в месяц и 2 месяца проверки. На время проверки меня пытались послать "в колхоз" собирать картошку, но я отказался. И два месяца просто бил балду и ждал окончания проверки. Зарплату я, естественно, не получал.

В СССР было такое любопытное занятие когда городские жители помогали сельским жителям с уборкой выращеного урожая ;)

Через 2 месяца я получил добро и приступил к своим обязоностям. Мне выделили рабочее место с кульманом (чертежное приспособление, кто не знает), рабочий стол, кучу канцелярских принадлежностей и закрепили за мной наставника. Наставником был опытный конструктор с большим стажем работы и звали его Фомин, а вот имя отчество не помню, как не старался. Фомин оказался интересным мужиком и его нравоучения мне очень пригодились.

Все, что ты по заданиям рисовал на бумаге спускалось в цеха на изготовление, а потом собиралось в сборочном цеху. Если ты где то ложанулся, то на сборке это сразу вскрывалось.

На сборке работали опытные мастера и какому-нибудь "сборщику дяде Васе" с образованием 3 класса и огромным опытом работы, доставляло большое наслаждение потыкать "молодого инженера" мордой в гавно, которое он сотварил ;)

Но были и обратные ситуации.

Фомин меня учил: видишь рабочий делает, что то не правильно, подойди, скажи как надо... и сразу уходи. Он тебя обязательно пошлет. Но пошлет в спину. Если рабочий не дурак, то поймет, что ты сказал правильно, ну а без "послать матом" он работать не может. Так и работали ;)

В то время при любом крупном заводе были "свои" детские сады, ясли, базы отдыха, детские лагеря. Заводы строили и свое жильё и бесплатно давали квартиры своим сотрудникам если они нужались в жилье или расширении. Да, это было и это правда. Получить жилье от завода порой было гораздо легче, чем по государственной программе. Но мой рассказ не про это.

Начинался лагерный сезон и вспомнили, что в пионерский лагерь срочно нужна большая бочка для воды по типу как стоят на поливальных машинах. Нужна, значит сделаем... и дали мне срочное задание: нарисовать, раздеталировать и спустить чертежи в цех на изготовление. Т.к делалось для детей, то обязательно из нержавейки и что бы "на века", мы на детях не экономим, им всё самое лучшее.

Быстренько был сделан чертеж общего вида, деталировка и.т.д. На главном чертеже обязательно должны быть какие то технические условия. Ну, написал: покрасить снаружи эмалью зеленого цвета (у нас такой эмали было до фига, ей красили военную технику) и испытать бочку наливом воды с избыточным давлением (черт меня дернул это написать) 0.5 атмосферы. И чертежи сразу в цеха.

Через 2 дня звонок из сборочного цеха: как будем испытывать бочку на давление? Если в чертеже что написано, то это закон, умри но выполни.

Отвечаю: на заливную горловину делаем фланец и приваривем туда трубку длиной 5 метров. Ставим конструкцию на верх бочки и будем в трубку лить воду покуда не заполним трубку полностью.

Спрашивают: какой диаметр пяти метровой трубы привариваем к фланцу?

Я отвечаю, что любой, что найдут.

Примечание. Диаметр в такой конструкции роли не играет, важна высота водяного столба, а не его конфигурация. Это физика.

Через часа 3 звонок: приходи на испытания, ждем.

Прихожу. Стоит моя бочка, к верхней горловине прикручен фланец и к нему приварена ма-а-а-ленькая 5 метровая трубочка (блять, где они только такую нашли, суки). Ну, и рядом собрали леса, что бы в эту мизерную трубочку лить воду. И даже нашли маленькую вороночку которую вставили в эту трубочку ;) и рядом стоит чайник с носиком, с водой.

Пришел народ даже с других цехов поглядеть на это шоу. Появилась возможность "молодого" окунуть в гавно.

Ну, начали. Рабочий полез по лесам не верх, вылил чайничек, спустился... налил чайник водой, опять полез... опять спустился... вода уходит в бочку из трубки и не наполняет трубку. После 10-12 раза, подключили шланг и стали лить в трубку воду струёй.

Предстате себе. Стоит бочка, сверху льют воду, бочка медленно округляется, выгибаются торцевые стенки и тихо потрескивает. И в цехе тишина. Все молча смотрят.

Короче, мы так трубку эту и не заполнили. Прервали испытания сказав, что все нормально, бочка нигде не потекла, а это самое главное.

С этого времени меня, 24 летнего "сопляка" в цехах стали звать по имени и отчеству ;)

>>>>>> продолжение будет!

Для тех кто не понял или сомневается.

Показать полностью 1

В Питере шаверма и мосты, в Казани эчпочмаки и казан. А что в других городах?

Мы постарались сделать каждый город, с которого начинается еженедельный заед в нашей новой игре, по-настоящему уникальным. Оценить можно на странице совместной игры Torero и Пикабу.

Реклама АО «Кордиант», ИНН 7601001509

Распределение после института

Увидел, что мой пост про конструктора стал интересен посетителям, поэтому решил продолжить повествование.

Это было в начале 80х годов. Отучившись 5 лет в институте нужно было 3 года отработать "по распределению". Такие были в СССР правила. Государство тебя бесплатно учило, платило тебе стипендию, предоставляло общежитие, теперь будь готов отработать "куда пошлет партия".

Все выпускники делились на 2 группы: свободный студент и "от завода". От завода были те студенты (и выпускники) за обрадование которых платило не государство, а конкретное предприятие. Например у нас учился парень из Армении которого к нам в институт (Станкин) направил Ереванский станкостроительный завод. Завод оплачивал не только учебу, но и платил ему свою стипендию. Парня звали Арам и он рассказывал, что как только закончит институт, будет на заводе главным инженером т.к. высшее техническое образование будет только у него и директора завода ;)

Кстати о стипендии. В институте платили стипендию 40 рублей обычная и 45 повышенная стипендия. Самая минимальная ставка инженера (без премий) в то время была 120 рублей.

На что уходила стипендия: месячный студенческий проездной стоил 3 рубля, комплексный обед (первое + второе + салат + компот) в студенческой столовой стоил 30 копеек по талону. Талоны выкупались в конце месяца на следующий месяц. Можно было купить 60 талонов на месяц и обед + ужин в студенческой столовой у тебя гарантирован, ну а завтрак сделай себе сам в общаге или если москвич, то мама накормит ;)

То есть нормальное питание за 18 руб в месяц + проездной за 3 рубля и ты в шоколаде. Катайся по всей Москве сытым целый месяц за полстипендии.

Интересно, а какие сейчас стипендии и что на них студенту можно купить. Напишие в коментах. Просто интересно будет сравнить.

Итак, продолжаю. Распределение "свободных" студентов.

На распределение приезжали представители разных заводов или люди с заявками от министерств. Конечно старались распределить по месту жительства выпускника, но не всегда так получалось.

Еще приезжали военные и предлагали пойти в армию. Если по распределению ты обязан был отработать 3 года, то в армии должен служить 2 года и в звании офицера, т.к. в институте была военная кафедра. Были заявки от других ведомств (МВД, КГБ, итд).

В принципе у выпускника был выбор куда пойти. Обязаловки тут не было. Знаю, что из выпуска много ребят ушло в армию и в органы. Заманивали прежде всего зарплатой и разными плюшками.

Если ты готов был пойти на какое-нибудь гражданское предприятие, то зарплата начиналась с 120 руб. в месяц. Если предлагали работу в ящике (закрытое предприятие), то начиналась с 140 руб. Но не забываем, что в СССР на машиностроительных предприятиях делался упор на премии и месячные премии в размере оклада это была не фантастика.

Я выбрал ящик. Но это уже будет другая история.

>>>>>>> надеюсь продолжение будет!

ЗЫ: пишу со смартфона, поэтому могут быть ошибки и описки.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!