Серия «Книжные обзоры»

Генри Саттон. «Гром среди ясного неба»

Генри Саттон. «Гром среди ясного неба» Обзор книг, Триллер, Что почитать?

Во время очередного испытания бактериологического оружия происходит неконтролируемый выброс вируса японского энцефалита на небольшой американский городок. Эпидемию случайно обнаруживает военный врач Норман Льюин. Он хочет помочь жителям городка, но сталкивается с сопротивлением военной машины Пентагона — незадолго до происшествия президент страны объявил о сворачивании всех бактериологических программ, и свобода слова и передвижений поставит под угрозу многие карьеры и бюджеты.

В этом сюжете Генри Саттона есть любовь и дружба, трусость и предательство, удача и невезение, немного триллера и политического детектива. И логичный финал: убийца — дворецкий, какой, не скажу.

Автор утверждал, что роман был им написан на основе реального случая утечки вируса с одной из военных баз США в штате Юта:

Весной 1968 года в американском штате Юта, в долине Скалл Велли, неподалеку от военного центра испытаний химического и бактериологического оружия Дагуэй внезапно подохло шесть тысяч четыреста овец. Армейские власти с невозмутимым видом в течение восьми месяцев упорно отрицали свою причастность к этому происшествию. Однако в конце концов были вынуждены признать «небольшую ошибку», допущенную при проведении одного из испытаний.

«Неожиданно изменилось направление ветра»,— сказал армейский представитель, поясняя, каким образом смертоносная инфекция оказалась за пределами испытательной зоны. «А если бы ветер подул в другую сторону,— уточнил другой,— мог бы пострадать город!»

Довольно актуальная в наше время история, несмотря на то, что написан роман был во второй половине XX века. В русском переводе книга вышла в середине 1980-х годов.

Скачать роман «Гром среди ясного неба».

Показать полностью

Хроники брата Кадфаэля

Хроники брата Кадфаэля Обзор книг, Детектив, Средневековье, Длиннопост

«Хроники брата Кадфаэля» — это серия исторических детективов об убийствах, написанная Эдит Паргетер под псевдонимом Эллис Питерс. События цикла происходят в XII веке в Англии. Центральный персонаж романов — валлийский монах-бенедиктинец Кадфаэль, который выступает в роли сыщика-любителя.

События разворачиваются между 1137 и 1145 годами во времена разрушительной борьбы за корону Англии между королем Стефаном и императрицей Матильдой. В стране идёт гражданская война. Автор старается следовать исторической хронике, описывая или упоминая реальные события, иногда добавляя немного авторской фантазии. Например, в первой же книге цикла «Страсти по мощам» события разворачиваются вокруг перемещения мощей святой Уинифред (Винифреды) в аббатство Шрусбери — этот эпизод полностью выдуман, а вот осада замка Шусбери, описанная в книге «Один лишний труп» действительно имела место в 1138 году. В романе «Сокровенное таинство» описывается разграбление Уинчестера и поджог аббатства с последующим бегством монахов в аббатство Шрусбери. В «Выкупе за мертвеца» вымышленные персонажи наряду с реальной исторической персоной принцем Гвинеда Уайном принимают участие в исторической битве при Линкольне.

И так далее. В каждом из романов фоном, а иногда и эпицентром повествования служат реальные исторические события или люди. Во второй книге цикла Шрусбери становится полем битвы, а массовая казнь побеждённого гарнизона по приказу короля Стефана становится подоплёкой тайны расследуемого Кадфаэлем убийства. Однако в следующих книгах Шрусбери — островок спокойствия среди бушующего шторма.

Всего в период с 1977 по 1994 год Эллис Питерс написала о Кадфаэле двадцать романов и одну книгу рассказов. Считается, что именно «Хроники брата Кадфаэля» сделали популярным жанр исторических детективов. Тринадцать книг были экранизированы.

Кто же такой брат Кадфаэль?

В отличие от своих собратьев-монахов, принявших обеты в юности (а некоторые и в детстве), Кадфаэль вступил в монастырь в возрасте сорока лет, побывав до того крестоносцем (и его воспоминания о крестовых походах присутствуют почти во всех романах) и морским капитаном. Его нехарактерный для монашества опыт дал ему таланты и навыки, полезные в роли сыщика. Он искушён в человеческих страстях и пороках, любознателен и энергичен, обладает врождённым чувством справедливости. Его мирские знания, хотя и полезны, вызывают у него проблемы с более религиозными персонажами, а противоречие между светским и духовным мирами образует сквозную тему серии. Кадфаэль — опытный травник, этому искусству он научился у мусульман на Святой Земле.

Хроники брата Кадфаэля Обзор книг, Детектив, Средневековье, Длиннопост

Отличительная черта цикла — практически в каждой книге присутствует пара несчастных влюблённых, неизменно вызывающих симпатию брата Кадфаэля. В этом компоненте ощущается явное влияние авантюрных романов Вальтера Скотта. Обычно Кадфаэль направляет всю свою энергию и изобретательность на решение двух задач: найти убийцу и привести влюблённых к счастливому союзу. И в том и в другом Кадфаэль почти всегда добивается успеха. Исключением становятся те случаи, когда задачи противоречат друг другу — один из влюблённых оказывается разыскиваемым им убийцей. В этом случае перед монахом встаёт моральная дилемма, и выход из неё не всегда очевиден.

Цикл об английском средневековье был бы неправдоподобен без наличия феодалов-тиранов. В нескольких случаях Кадфаэль помогал угнетаемым крестьянам совершить успешный побег от такого синьора. Кроме того, жестокие землевладельцы иногда оказываются жертвами убийства, которое предстоит раскрыть Кадфаэлю. В этом случае читатель не очень хочет, чтобы преступник был наказан.

Список книг цикла:

1. Страсти по мощам
2. Один лишний труп
3. Монаший капюшон
4. Ярмарка Святого Петра
5. Прокаженный из приюта Святого Жиля
6. Погребённая во льдах
7. Воробей под святой кровлей
8. Послушник дьявола
9. Выкуп за мертвеца
10. Роковой обет
11. Сокровенное таинство
12. Тень ворона
13. Роза в уплату
14. Необычный монах (сборник рассказов)
15. Эйтонский отшельник
16. Исповедь монаха
17. Ученик еретика
18. Смерть на земле горшечника
19. Датское лето
20. Святой вор
21. Покаяние брата Кадфаэля

Первые три книги цикла можно скачать здесь. Остальные выкладываются здесь, вот, например «Ярмарка Святого Петра».

Показать полностью 1

Стругацкие. Частные предположения

Стругацкие. Частные предположения Обзор книг, Научная фантастика, Длиннопост

Иллюстрация из сборника повестей и рассказов Стругацких «Шесть спичек»

Лаконичность — прекрасное качество, которым владеют далеко не все даже великие писатели. Есть писатели-романисты, они прекрасны на длинных дистанциях, но часто оказываются бессильными, когда нужно написать короткий рассказ. А есть писатели с коротким дыханием — эти не справляются с крупной формой, но в качестве авторов рассказов некоторые из них оказываются непревзойдёнными.

Сочетание того и другого встречается нечасто. Неспешное повествование, характерное для романа совершенно неуместно в рассказах, и наоборот — стремительность рассказа роману не к лицу. Удивительно как Стругацкие умудрялись вести размеренное повествование всегда — что в романе, что в рассказе. Братья никогда не суетились, не спешили поскорее изложить сюжет. Любое их произведение читается как философская притча.

И ещё они, вроде как, писали не о любви. Стругацкие вообще, если и были романтиками, то романтиками всепобеждающего человечества. Но при этом, свои идеи они передавали именно спускаясь на уровень человека. Везде у Стругацких главное — люди, а не идеи и уж тем более не научно-технический прогресс.

Потому и тема любви у них звучит почти повсеместно, хотя она везде маскируется и скрывается за главной сюжетной линией, оставаясь даже не на втором плане, а так… где-то на задворках. При этом, в ряде романов они начинают отслеживать романтичные отношения своих персонажей буквально с детства, и делают это словно случайно, исподволь.

В «Частных предположениях» герой, как бы между делом, сообщает своей возлюбленной, что назвал в её честь открытую им планету. Он просто говорит, что на планете Ружена они сняли фильм, и звучит это настолько обыденно, что героиня даже не удивляется, а воспринимает как должное. Ну назвал и назвал… в первый раз, что ли?

Этим ёмким приёмом авторы раскрывают один из мотивов своего героя, который, кроме планеты, открыл ещё и способ быстро возвращаться из межзвёздных экспедиций. Не через 200 лет, а через 187 дней. Мотив этот — нежелание прощаться с любимой. И кажется мне, что это — главный мотив.

– А ты понимаешь, как всё это здорово?

Ещё бы! Я понимала. Он никогда больше не уйдёт от меня надолго. Он будет возвращаться постаревший и окаменевший от перегрузок, но он будет возвращаться скоро. Мириады миров разделят нас, но никогда больше не разделят нас годы.

Хотя казалось бы, главное — доступность для человечества дальних миров. В таких штрихах у братьев проявлялись приоритеты — не научные достижения и не построение справедливого и прекрасного общества будущего, что звучит лейтмотивом у других корифеев и не корифеев советской фантастики — Ефремова, Парнова, Гора… а простые человеческие судьбы, которые они описывали просто и без пафоса.

Ещё в этом рассказе Стругацкие показывают, как буквально одним штрихом можно преподнести читателям своего героя — одним маленьким абзацем. При этом они умудряются в несколько предложений вогнать и оценки толпы, и характеристику персонажа.

— Петров просто испугался, — сказал пожилой толстый человек, сидевший позади нас. — Это не удивительно. Это бывает в Пространстве.

Я глядел на Ружену и видел, как дрогнул её подбородок. Но она не обернулась. Оборачиваться не стоило. Петров не умел пугаться.

И получается, что рассказ, вроде как, о научных свершениях — космолётчики обманули физику, перехитрили теорию относительности, — а на самом деле, о любви. Только любовь здесь не выпячивается, и оттого выглядит более убедительно.

«Частные предположения» — пример раннего творчества Стругацких (как раз тогда они написали свою первую повесть — «Страна багровых туч»), но для меня это одно из самых ярких их произведений. Вообще ранние Стругацкие очень хороши: «Шесть спичек», «Испытание СКИБР», «Извне» — они вроде как и отличаются от написанного позже, но чем отличаются? Мне кажется, искренностью, которая позже ушла немного в тень глубокомыслия.

«Частные предположения»

Показать полностью 1

Север Гансовский. «День гнева»

Север Гансовский. «День гнева» Обзор книг, Научная фантастика

Один из шедевров нашей фантастики, вполне на уровне лучших образцов мировой. Гансовский отлично иллюстрирует тот факт, что и в СССР можно было писать без идеологических вывертов.

Отарки — медведи, ставшие разумными в результате безответственного эксперимента. В результате они приобретают человеческий, даже сверхчеловеческий интеллект, но не знают моральных и нравственных рамок, которые могли бы сформировать у них систему социальных табу.

Но общая сюжетная линия позволяет и даже заставляет трактовать это понятие шире. Сначала лесничий Меллер говорит Бетли:

Зверями мы их не считаем. Это только в городах спорят, люди они или звери. Мы-то здесь знаем, что они и ни то и ни другое. Понимаете, раньше было так: были люди, и были звери. И все. А теперь есть что-то третье — отарки. Это в первый раз такое появилось, за все время, пока мир стоит. Отарки не звери — хорошо, если б они были только зверями. Но и не люди, конечно.

А затем, когда к Бетли перед самым концом приходит понимание происходящего, он думает:

Отарки — отарки-люди — расстреливали протестующие толпы, спекулировали хлебом, втайне готовили войны, а он отворачивался, притворялся, будто ничего такого нет.

Здесь Гансовский проводит социально-политические параллели. Для него «не люди и не звери» не только отарки, но и люди, которые переступают через морально-нравственные нормы, ради неважно, насколько значимых целей. Что же это за люди, которые не люди и не звери, а отарки — то есть существа с интеллектом, но без морали?

На самом деле, ответ на этот вопрос звучит на протяжении всего рассказа. Но кадансом звучит вот эта фраза, которая, по сути, финализирует драму:

Морда зверя возникла перед ним. Мучительно напрягаясь, он вспомнил, на кого был похож Фидлер. На отарка!

Фидлер — автор того самого безответственного эксперимента, который поставил местных жителей в условия, когда для того, чтобы выживать, нужно было научиться предавать. Это он и такие учёные, как он, а также политики, которые бросили на произвол судьбы собственных граждан — не люди и не звери, а отарки.

Собственно, и эпиграф об этом же.

День гнева

Показать полностью

Детям на лето

Детям на лето Обзор книг, Детская литература, Длиннопост

По книге на неделю. 13 недель, 13 книг.

Постарался подобрать разные книги — и на «постарше», и на «помладше», разных жанров, разных стилей и даже разных эпох. В целом, я думаю, все эти книги будет интересно почитать в возрасте от 10 до 14 лет. Да и потом… почему нет? Я до сих пор кое-что из списка иногда перечитываю.

Майн Рид. «Всадник без головы»

Майн Рид, кроме вестернов писал довольно много публицистики. Но именно книги о жизни в американских прериях являются его визитной карточкой. «Всадник без головы» — лучшее произведение Майн Рида, сочетающее в себе элементы мелодрамы, детектива, вестерна. Опасность, исходящая от индейцев, в романе больше подразумеваются, чем возникает. Главная интрига сюжета — куда исчез Генри Пойндекстер, сын местного плантатора? По всей видимости, он убит, и за это собираются судить главного героя — Мориса Джеральда. Но где тело? И почему больше всех старается для «правосудия» капитан Кассий Колхаун? — кузен исчезнувшего Генри.

Скачать

Анатолий Алексин. «Очень страшная история»

У Алексина очень много хороших повестей, рассчитанных на подростков — «Саша и Шура», «Коля пишет Оле, Оля пишет Коле», «Звоните и приезжайте», «Сердечная недостаточность», «Безумная Евдокия», «Поздний ребёнок»… поучительных, но не поучающих. «Очень страшная история» мне нравилась тем, что довольно точно описывала моих ровесников, содержала загадку — этакий детский детектив, и была полна иронии, хорошей, доброй иронии, которая всегда помогает стать ближе к автору и персонажам.

В «Очень страшной истории» экспедиция детского литературного кружка отправляется на дачу, где писал свою единственную детективную повесть местный автор Бородаев. И попадает в ловушку: страшный и непредсказуемый Племянник запирает всю группу в подвале и заявляет, что теперь-то они узнают, куда пропал тот самый Дачник, описанный дядей. Алик Деткин проявляет храбрость и смекалку для того, чтобы спасти своих одноклассников, прежде всего, одну девочку.

Скачать

Кир Булычёв. «Сто лет тому вперёд»

Прекрасная, очень добрая, повесть — как все повести об Алисе Селезнёвой. Вообще-то, конечно, стоит почитать и «Приключения Алисы», и «День рождения Алисы». Но «Сто лет тому вперёд», пожалуй, самая удачная книга цикла — независимо от экранизации. Взрослому человеку будет интересно взглянуть на эту книгу недетскими глазами: окажется, что книга-то не такая уж и детская. Булычёв мастерски выстраивает не только приключение, но и отношения между детьми и взрослыми: между Колей и родителями, между Колей и заболевшим соседом, попутно отслеживая подростковые реакции на разные события. Попробуйте абстрагироваться от жанра — и вы увидите непростую подростковую драму, в которой несложно обнаружить и своего ребёнка.

Скачать

Чжан Тинь-И. «Линь Большой и Линь Маленький»

Это сказка китайского автора о классовой борьбе, обёрнутой в весьма своеобразную форму, где эксплуататоры обладают не только государственной мощью, но даже и некой магией.

Национальная культура в этом случае почти не наследила, будучи подавленной идеологией. Или наоборот — для китайцев характерны такие сюжетные заносы?

Скачать

Александр Дюма. «Три мушкетёра»

Самый известный рыцарь после дона Кихота, вышедший из-под пера французского маэстро авантюрного романа, частенько ведёт себя отнюдь не по-рыцарски. Во всяком случае, так мне казалось с вершины последней четверти XX столетия. Он при первой же возможности изменяет своей возлюбленной, устраивает совершенно немыслимую войну с женщиной, вся вина которой состояла в том, что она оказалась по другую сторону придворных интриг, не лучшим образом проявляет себя и во время боевых действий, раз за разом дезертируя из армейских рядов, чтобы решать личные проблемы… И тем не менее, именно д’Артаньян является олицетворением элитной королевской гвардии — мушкетёров. И этот роман, несмотря на кажущуюся шаблонность как сюжета, так и персонажей, наравне с трилогией о Генрихе Наваррском и особняком стоящим «Графом Монте-Кристо» является лучшим, что написано в этом жанре.

Скачать

Кристине Нёстлингер. «Долой огуречного короля»

Забавная история о появлении в доме обычной австрийской семьи необычного гостя — Его Левачества Куми-Ори Подземелинга, проще — огуречного короля. Свергнутый своими подданными, овощной монарх пытается пересидеть смутные времена в квартире Хогельманов. Тут и семейная драма, и юмор, и немного приключений, и даже моральный выбор…

Ироничная, добрая и поучительная книженция.

В СССР по этой сказочной, даже полуфантастической, повести был поставлен спектакль.

Скачать

Ян Экхольм. «Тутта Карлсон Первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и другие»

История о лисёнке-бунтаре, который вместо того, чтобы охотиться на кур, влюбился в цыплёнка. Между прочим, автор создал целую модель лисьего общества, со своими законами, своей моралью, правилами и системой борьбы с инакомыслящими. Вроде, детская книга-то, но с взрослыми вопросами.

В СССР снят фильм «Рыжий, честный, влюблённый».

Скачать

Вальтер Скотт. «Айвенго»

В детстве лучше рыцарских романов, пожалуй, ничего не найти. И я убеждён, что это они, а вовсе не политинформации и не учителя нас воспитывали. Как пел Высоцкий — «значит, нужные книги ты в детстве читал» и, кажется, именно в экранизации «Айвенго». Благородство, смелость, честность, умение дружить — на коротком отрезке эти качества нас, случалось, подводили, но в целом, по жизни, вполне себя оправдали.

Скачать

Отфрид Пройслер. «Маленькая Баба-Яга»

История о ведьме-бунтарке, которая, готовясь к сдаче итогового экзамена по колдовству в Вальпургиеву ночь целый год творила добро и привела всех взрослых ведьм в негодование от такого вызывающего цинизма. Старшие ведьмы осудили её и наказали. Ну а ведьмочка всем им показала…

Больше десяти лет назад «Маленькая Баба-Яга» на родине пала жертвой толерантности — из неё исключены все неполиткорректные слова, допущенные автором. К счастью, в русском переводе всё авторское на месте.

Обожаема кукольными театрами России, не найти ни одного, который не ставил бы её из сезона в сезон. Сняты и мультфильм, и телеспектакль, выпущен диафильм.

Скачать

Артур Конан Дойл. «Записки о Шерлоке Холмсе»

«Этюд в багровых тонах», «Пляшущие человечки», «Пёстрая лента» — классика детективного жанра, где автор искусно дурит читателя подробностями, которые выдаёт за несущественные, с тем, чтобы, в конце концов, сделать их решающими. «Пляшущие человечки» — это одна из первых художественных книг о криптологии. Кажется, сэр Артур признавался, что позаимствовал принцип в «Золотом жуке» Эдгара По, но только принцип, а сюжетная линия рассказа совершенно самостоятельна.

Кроме собственно детективного сюжета, автор не забывает рассказывать о личной жизни партнёра Холмса — доктора Ватсона. И хотя эта часть всегда остаётся в тени основной линии, читатель всегда в курсе — куда и зачем уехала жена Джона, какие оставила ему наставления и даже кому передал своих пациентов доктор на время расследования.

Жюль Верн. «Таинственный остров»

«Таинственный остров» — книга, которую необходимо давать читать всем детям. Этот, хотя и не очень глубокомысленный, роман прививает детям понимание того, что цели можно достичь только упорным трудом, а знаний лишних не бывает. Разумеется, с позиций умудрённого опытом человека, такой взгляд кажется наивным и слишком романтичным, но детям, пожалуй, и нужна такая романтика и даже капелька идеализма. Сайрес Смит, который, является лидером колонистов, попавших на необитаемый остров, в детстве вызывает искреннее восхищение. Я помню, что даже пытался делать по описанному в книге рецепту динамит, к счастью, неудачно. Динамита в результате я не обрёл, а вот интерес к химии после подобных экспериментов появился.

Скачать

Роберт Хайнлайн. Дорога доблести

Хайнлайн умудрялся не только писать в разных жанрах, но даже скрещивать их. В «Дороге доблести», например, он довольно успешно создал гибрид между научной фантастикой и фэнтези. Благодаря переносу сюжета на другую планету, а скорее даже в иной мир, где не действуют некоторые фундаментальные физические законы, герои встречают разных монстров. Немного любви, немного загадок и много приключений — это именно то, что должно понравиться подростку.

Скачать

Владимир Добряков. Зуб мамонта

Не могу не упомянуть эту книгу. С одной стороны, она, может быть уже и устарела — пионеры, советская школа от нынешних детей крайне далеки. Но с другой, вопросы, которые в повести поднимаются, вроде как вечны. Дружба, бескорыстие, взаимопомощь — разве могут устареть эти понятия?

А сама книга о подростке, который так увлёкся зарабатыванием денег, что по ходу дела растерял старых друзей, а новые оказались «и не друг и не враг, а так». Это точно актуально во все времена.

Скачать

Много чего ещё хотелось бы добавить, но… лето кончилось. 13 книг, 13 недель.

Показать полностью

Жюль Верн и крушение фрегата «Медуза»

Жюль Верн и крушение фрегата «Медуза» Жюль Верн, Обзор книг

Картина Теодора Жерико́ вдохновила Жюля Верна на создание одного из лучших своих романов

Жюль Верн так любил с типично публицистической дотошностью описывать разные маленькие процессы, что буквально в каждом произведении у него для этого находится свой «паганель» или «сайрес смит», а если, паче чаяния, Паганель в сюжет не вписывался, то его функции брал на себя рассказчик.

Эта страсть к дотошности, к скрупулёзным рассказам о том, как всё устроено и как работает, иногда оставляла главный процесс, самый большой — собственно сюжет — в тени бесчисленного множества маленьких процессиков. По этой причине у автора не оставалось ни сил, ни места на своих персонажей, поэтому они у Жюля Верна все шаблонные и их можно запросто переносить из романа в роман, никто не заметит. Я как–то раз написал, что у Жюля Верна герои второстепенны, по сравнению с сюжетом, так это тоже не так. У него и герои, и сюжет второстепенны по сравнению со всеми этими публицистическими деталями.

Воздержусь от оценок плохо это или хорошо, но замечу, что во взрослом возрасте Жюль Верн уже не особенно интересен, чтобы не сказать, не интересен вообще. Не случайно все экранизации — или детские фильмы, или вообще мультики.

Но есть, как минимум, одно исключение. «Как минимум» потому что, я, конечно, прочитал не всё, что Жюль Верн написал — может быть, треть. Или даже четверть. Из того, что прочитал, могу выделить «Ченслер» — нехарактерное для француза произведение, где сюжет главенствует, а некоторые персонажи даже наделены немультяшными характерами.

Вероятно, это связано с тем, что здесь Жюль Верн не фантазировал о далёких мирах, описывая злоключения «попаданцев» (скажем, «Таинственный остров» или «Гектор Сервадак» — типичные «попаданческие» сюжеты), а излагал на бумаге историю, в основе которой лежало вполне реальное событие — крушение французского фрегата «Медуза» и попытка экипажа спастись на плоту. По сути, Жюль Верн облёк в художественную форму происшествие, которое было задокументировано.

Сам писатель говорил, что идея написать «Ченслер» пришла к нему после того, как он увидел картину Теодора Жерико́ «Плот «Медузы» (в начале поста). Я не знаю, читал ли Жюль Верн книгу «Гибель фрегата «Медуза», написанную участниками событий Корреаром и Савиньи, но он достаточно реалистично описал и голод, постигший спасающихся, и схватки, возникавшие на плоту, и даже людоедство, в котором нашли спасение некоторые члены экипажа.

► Незащищённые от непогоды и солнца, без провианта, исчерпав все запасы воды, люди ожесточились и восстали друг против друга.
► К ночи плот стал погружаться в воду, и на нем в первый раз вспыхнула кровавая резня за последние капли воды и наиболее безопасные места около мачты. После второй резни в живых осталось только 28 человек. Израненные, обессиленные, мучимые жаждой и голодом люди впали в состояние апатии и полной безнадёжности. Многие сходили с ума.
► Среди тех, кто уцелел, некоторые были столь голодны, что накинулись на останки одного из своих товарищей по несчастью. Они расчленили труп и начали свою ужасную трапезу. Один из выживших матросов, потом вспоминал: «В первый момент многие из нас не притронулись к этой пище. Но через некоторое время к этой мере вынуждены были прибегнуть и все остальные».

В VI томе серии «Библиотеки путешествий» под названием «Рассказы о кораблекрушениях», напечатанном в Санкт–Петербургской типографии Императорской Академии Наук в 1854 году, на странице 191 содержится краткий пересказ книги Корреара и Савиньи.

Уже почти два столетия писатели возвращаются к теме крушения фрегата «Медуза». Алессандро Барикко описал её во второй книге своего романа «Море–океан».

События на плоте «Медузы» — наверное, одна из самых ужасных историй, зафиксированных документально. Жюль Верн избежал натурализма, но передал её довольно убедительно. И это один из немногих его романов без «паганелей».

«Рассказы о кораблекрушениях»
Алессандро Барикко. «Море–океан»
Жюль Верн. «Ченслер»

Показать полностью

Чумовой детектив

Чумовой детектив Обзор книг, Детектив

Чумовой — в буквальном смысле, события в нём происходят во время эпидемии чумы — в 1348 году. «Чума на оба ваши дома» — дебютный роман Сюзанны Грегори, автора исторических детективов. Сюзанна Грегори по профессии коронёр (по нашему — судмедэксперт), и в сюжете медицинское образование вкупе с участием в расследованиях ощущается. Главный герой — Мэттью Бартоломью, медик, живущий в Кембридже. Во время эпидемии чумы, поразившей Англию, как и всю Европу в XIV веке, обстоятельства складываются таким образом, что, кроме медицинских обязанностей, Мэттью начинает исполнять ещё и функции частного детектива. Как и все медики того времени, Варфоломей обеспокоен тем, что его лекарства могут оказаться неэффективными, и боится приближающегося бедствия. К тому же одно за другим совершены два убийства, и врач оказывается вовлечён в расследование.

Повесть очень атмосферная. Автор явно внимательно и подробно изучила особенности периода, о котором пишет — дотошные, скрупулёзные описания быта, привычек, культуры, в то же время, не утяжеляющие повествование, а создающие убедительный антураж, выгодно отличают Сюзанну Грегори от Агаты Кристи, которая тоже однажды замахнулась исторический детектив («Смерть приходит в конце», события в повести происходят в Древнем Египте) и потерпела полное фиаско с точки зрения передачи именно культуральных особенностей периода и места, которые описывает — просто перенеся действие из современной Европы в Фивы третьего тысячелетия до н.э. (впрочем, это не помешало повести стать бестселлером). В детективах же Сюзанны Грегори налицо глубокое погружение в атмосферу средневекового города. Исторические детективы сложны тем, что автор, работая над подобными сюжетами, сам вынужден решать множество загадок, связанных именно с особенностями времени и места. И увязывать эти, возникающие сами по себе загадки с сюжетными.

Наверное, именно эти два компонента — знание профессии и создание аутентичной атмосферы — помогают получать удовольствие и от сюжета, который, вообще говоря, тоже небанален. Отмечу также, что автор умело управляется с большим числом персонажей, что для писателя всегда непросто — чем их больше, тем больше нитей приходится удерживать и совмещать друг с другом в повествовании.

В повести «Нечестивый союз» чума наконец покинула Кембридж, и Бартоломью отчаянно пытается подготовить врачей, которые могли бы заменить умерших. Окружающие удивляются его привычкам — в частности, им непонятно, почему образованный человек помешан на теме личной гигиены. В сундуке, где хранятся самые ценные документы Университета, обнаруживается тело, и Бартоломью приходится отложить преподавание, чтобы найти убийцу до того, как тот нанесёт новый удар.

О Мэттью Бартоломью Сюзанна Грегори написала 25 книг, последняя датирована 2021 годом. На русский язык, насколько мне известно, переведены три: «Чума на оба ваши дома», «Нечестивый союз» и «Фальшивая реликвия» (в оригинале — A Bone of Contention, «Мощи раздора» или, более литературно — «Яблоко раздора»). Две первых книги можно скачать по ссылке.

Показать полностью

В Питере шаверма и мосты, в Казани эчпочмаки и казан. А что в других городах?

Мы постарались сделать каждый город, с которого начинается еженедельный заед в нашей новой игре, по-настоящему уникальным. Оценить можно на странице совместной игры Torero и Пикабу.

Реклама АО «Кордиант», ИНН 7601001509

Иосиф и его братья

Иосиф и его братья Обзор книг, Классика

Пожалуй, Иосиф — одна из самых загадочных или, как минимум, интересных фигур в мировой истории. Библейская история о сыновьях Иакова — один из самых сюжетно богатых эпизодов Библии. Продан братьями в рабство, стал управляющим у своего господина, устоял перед попытками соблазнения госпожой, был ложно обвинён в попытке изнасилования, попал в тюрьму, проявил пророческий дар и умение объяснять сны, стал впоследствии великим визирем Египта… покопаемся в классической литературе и в каждом втором произведении найдём фрагменты богатой жизни Иосифа.

Самым востребованным сюжетом является эпизод с соблазнением Иосифа женой Потифара. Cherchez la femme — это стоило сформулировать ещё до Дюма. Нет в мировой литературе автора, который в той или иной степени не использовал какой-то из вариантов любовного треугольника — а открыла этот сюжет женщина, которой авторы даже не дали имени.

Есть и прямые повторения — в исламской поэзии, в легендах разных стран. Правда, ещё задолго до появления библейской легенды в Египте была сказочная «Повесть о двух братьях», где картина неудачного соблазнения младшего брата женой старшего и дальнейших выяснений отношений между братьями удивительно напоминает отношения Иосифа и жены его господина.

Первыми вдохновились романтикой ситуации арабы, которые в поэме о Юсуфе и Зулейхе наконец, назвали соблазнительницу по имени. В XIII веке была написана татарская поэма «Юсуф и Зулейка», затем многократно эта же история была воспроизведена в христианской и светской европейской литературе. Впрочем, почти всегда симпатии авторов становились не на сторону обманутого мужа, а на сторону неверной жены.

Интересно, что некоторыми вполне серьёзными исследователями Иосиф отождествляется с Имхотепом — визирем фараона III египетской династии Джосера, архитектором и создателем нескольких египетских пирамид, включая, как утверждается, даже Великую пирамиду Хуфу (Хеопса) — в качестве автора архитектурного проекта. Имхотеп был обожествлён, и египтяне даже посвящали ему храмы, а древние греки объявили его богом врачевания Асклепием.

Версия его жизни под авторством Томаса Манна — пожалуй, самая масштабная попытка разобраться в хитросплетениях судьбы Иосифа. Язык необычный, моментами это даже похоже не на художественное произведение, а на научное исследование с весьма неожиданными выводами.

Четыре книги написал Томас Манн, чтобы описать жизнь одного человека — такая это была насыщенная жизнь. Слог непростой, моментами читается тяжеловато, повествование нединамичное. Много рассуждений, описаний, десятки страниц занимают сюжетные паузы (впрочем, всё это уместно). Но если интересны интерпретации семитских легенд и древней истории, то можно потерпеть. Повествование довольно строго следует библейскому мифу, но дополняет его множеством подробностей и сюжетных ответвлений, благодаря чему известная в тысячелетиях история обретает выпуклость и интригу.

Иосиф и его братья

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!