Однажды, передвигаясь по Минску, невольно стал участником "Социальной реалити-программы" от местной газеты. Было это около года назад, но я только сейчас наткнулся на статью и решил поделиться.
Итак, газета: "Транспортная безопасность", место действия: пересечение пр. Газеты Звезда и улицы Голубева.
Вот он я (фото прямо из статьи):
Для прояснения ситуации - обращаю ваше внимание на знаки и разметку.
А для более лояльного к себе отношения - на шлем)
Да, я выезжаю с "Велосипедной дорожки" (- выделенный с помощью линий горизонтальной дорожной разметки элемент дороги, предназначенный для движения водителей велосипедов, обозначенные дорожным знаком «Велосипедная дорожка»).
За мной можно увидеть женщину с ребёнком на невидимых велосипедах, которую мне, к сожалению, пришлось объехать с выездом за пределы разметки.
Данная фотография была сделана репортёром буквально из кустов, а вот немного другой ракурс места событий:
Не успел я отъехать от перекрёстка на 15 метров, как меня окружила группа людей: Сотрудница ГАИ, 3 репортёра и 1 неизвестный (а, как позже выяснил, это директор компании, которая занимается разработкой софта для обучения ПДД).
Мне сразу сообщили, что я нарушаю правила и создаю угрозу для участников движения. А именно: "Виляю между пешеходами" и "Не спешиваюсь с велосипеда".
Нуу..как сообщили - хотели, чтобы я в интервью пояснил, почему я так делаю.
Сотрудница ГАИ подтвердила нарушение и добавила: "Но штрафовать мы вас не будем, наша цель сегодня - научить соблюдать правила, а не карать". К учениям присоединился ещё один инспектор, который рассказал про последние ДТП Московского района.
Я по большей части молчал, лишь попытался возразить: "Так это же велодорожка", на что мне ответили: "На велодорожке тоже надо спешиваться", а ещё попросил "перенести акцию" на бусики, торгующие прямо на ВД, которые встретил по пути.
"Ну с этим мы тоже разберёмся".
Подарили диск с ПДД (эх, если бы на год раньше, когда на права сдавал :( кучу денег за него отвалил) и я уехал дальше по своим делам, анализируя, по дороге, произошедшее.
Еду и думаю: "Стоп, если спешиваюсь, то я уже пешеход. И должен тогда двигаться по пешеходному переходу. Что это было вообще?"
Ну и вот она - статья, которую не могу не оставить без комментария
Первое что бросилось в глаза:
БЕЗРАЗЛИЧИЕ ПЕШЕХОДОВ, или СТРАХ ПЕРЕД ПОЯВЛЕНИЕМ НОВОГО «МАЧО С БИТОЙ»?
Ну конечно, теперь ясно, откуда растут такие социальные проекты. Речь о том резонансном происшествии, где велосипедист битой избил пешехода за то, что тот шел по велодорожке.
Благодаря одному экземпляру, пустили демонизирующую велосипедистов волну подобных публикаций. Беларусь за спорт, говорили они... Нет, Беларусь, похоже, за консервативное общество. Где велосипеды будут восприниматься не как альт. транспорт, а лишь как способ раздражать бедных пешеходов)
Все это время за нашими действиями наблюдали любознательные пенсионеры. Именно им мы и адресовали вопрос о безразличии пешеходов. Потирая ладони, они явно не хотели разговаривать, пока один не произнес:
– А что? Я замечание сделаю, а он еще толкнет да и уедет. Или еще хуже – биту достанет. Кто искать-то будет?
– Так нашли же, дедушка, того – с битой.
– Ну и что? Пусть ГАИ порядок наводит. Чего пристаешь?
А вот, что нам рассказывает директор компании, с продуктом которой, я уехал:
– Я много путешествую и в силу непосредственной профессиональной деятельности постоянно обращаю внимание на организацию дорожного движения в разных странах. Могу утверждать: в целом в нашей республике созданы достаточно комфортные и безопасные условия для движения велосипедистов. Но их реакция на предоставленные возможности огорчает.
О каких комфортных условиях может идти речь?) Вело-культура - практически на нуле, вело-инфраструктура - чуть-чуть есть, но никому не объяснили, как ею пользоваться.
Мне тоже есть с чем сравнить. Сейчас живу в Польше. Дорога от общежития до любой ключевой точки города и моей жизнедеятельности оборудована настолько, что везде висят даже отдельные светофоры для велосипедистов. А пешеходы на ВД - вещь вообще удивительная.
Ладно, что там дальше:
Надежда увидеть образцовую модель поведения велосипедиста таяла на глазах. Но к перекрестку подъехал молодой человек, спешился и перешел дорогу, ведя велосипед рядом. Им оказался минчанин тренер-хореограф Александр Левенко.
Они прямо в статье разместили рядом 2 фотографии, где он, вроде, переходит дорогу, а потом... возвращается. И оба раза двигается в месте, где пешеход передвигаться не должен.
Для организаторов реалити стал очевиден факт отсутствия у многих культуры управления двухколесным транспортным средством. Проезды между людьми, неспешивание на переходах, скоростные гонки, как и многое другое, недопустимы рядом с действительно самыми незащищенными пешеходами.
С одной стороны, велосипедисты, видя свое техническое превосходство над пешеходами, не всегда используют его корректно. Хорошим стимулятором «пошалить» на тротуаре или пешеходном переходе выступает отсутствие реальной возможности быстрого опознания нарушителей дорожного законодательства. Уверенность в безнаказанности таких действий придает и отсутствие базы регистрации велосипедов, выражающейся в присвоении регистрационного номера. Ведь распознавание нарушителей по описанию или особым приметам не всегда делает его поиск успешным.
Другой стороной этой медали является крайне несерьезное отношение к эксплуатации велотехники, царящее среди как некоторых детей, так и некоторых взрослых. Из трех увиденных нами юных велосипедистов, путешествовавших в сопровождении взрослых, только одна мама действительно учила ребенка безопасному поведению на дороге. В двух остальных случаях родители или были безучастны к нарушению Правил дорожного движения, или стимулировали их, помогая своему чаду не идти, а ехать по пешеходному переходу.
Данные наблюдения стали основанием для очень серьезных выводов, где в качестве решения вопроса о предотвращении дальнейших нарушений дорожного законодательства может стать ужесточение мер административной ответственности водителей или их законных представителей.
Я не защищаю тех, кто где-то неуважительно относится к другим участникам дорожного движения. Мне просто кажется, что у нас успешно развивается негатив к велосипедистам, а не какая-то там вело-культура и взаимоуважение. Ведь мало просто поставить пару знаков - надо менять общество, с детства приучать их к "городу с велосипедами".
Вот так вот, создают инфраструктуру, а потом, за те же государственные деньги, лишают её смысла.
P.S. Если я действительно нарушил правила и зря всё это писал, пожалуйста, объясните мне, почему, где и как)