"Заводной апельсин" или антиутопия с тонкой ноткой ультранасилия...
Многие из нас слышали подобные высказывания: "Лучшая классика", "100 мировых шедевров", "Культовые произведения" и далее, далее, далее... Все это относится к литературе, музыке, кино и другим жанрам искусства.
Сегодня пост будет посвящен именно литературной классике, ну и, конечно, одному из шедевров Стенли Кубрика.
"Заводной апельсин" Энтони Берджесса уже стал одним из произведений мировой классики. Конечно, возможно, популярность произведению принес художественный фильм Стенли Кубрика, снятый в 1971 году, но само произведение остается спорным.
Если говорить об отношении Э. Берджесса к фильму С. Кубрика, то Берджесс как-то дал "оценку" фильму: "фильм полон насилия и жестокости" - коротко передавая слова автора.
Хм.. интересная оценка, своеобразная неконструктивная критика со стороны Э.Берджесса, заставляет на автомате анализировать и фильм, и книгу.
Итак, начнем с книги. Книга написана в .. и бла бла бла... это все знаю, это все могут загуглить (по крайней мере, главная страница поиска, после введения в строку "Заводной апельсин" выдаст и имя автора, и дату написания, и кучу рецензий, отзывов...), но мы не про историю написания и самого Э. Берджесса. Мы будем говорить о сюжете и о той идеи, которую каждый читатель находит главной для себя. Произведение очень своеобразное. Да, Э. Берджесс хотел передать проблему подростков, насилия, но самое главное - это человеческие пороки и система борьбы против этого насилия.
Главный герой - Алекс, живет своей жизнью, подросток, трудный подросток, шастает со своими друзьями.... ха, чет не то.... Алекс - это прям "отбитый" человек, скажем литературным языком - "АНТИГЕРОЙ", с которым ни родители, ни государство не может справиться. И по этому, одной из множества причин, подростки в то время творили что хотели, в частности занимались грабежами, разбоями, насиловали и убивали. Так и наш герой не отставал от "тенденций и моды", и вместе со своей бандой устраивает расправы над бедными стариками и девушками. За первые 5 страниц книги, так называемые "Алекс и Ко" (Алекс, Джорджи, Пит и Тем (у Кубрика он Дим)), успели накачались наркотиками, убили продавцов в лавке, избили старика. При этом рассказ ведется от лица Алекса, который описывает все происходящее как обыденное. Каждый день так делаем и ничего. Но, одно жирное НО... Нашего героя все-таки настигает момент "расплаты" и по "случайности" обстоятельств (какие "случайности" случились, лучше узнать из книги или же фильма), малыш Алекс попадает в тюрьму, где уже насилие совершается над ним.
Ах, ну да, стоило бы указать то, что являясь антигероем, Алекс весь из себя эстет. Он знает толк в одежде, в манерах, в том какие люди "грязные", а какие "чистые". он не выносит все окружающее и всех окружающих, которые не достойны его, но обожает хорошую музыку и в особенности Людвига Ван Бетховена.
Попадая в тюрьму, он узнает о возможности выйти раньше срока, но для этого стоит пройти некий курс "лечения". "Лечение" подразумевает следующее - заключенному крутят фильмы полные насилия, убийств, секса и грязи. После чего у него начинаются страшные боли только при мысли о злодеяниях, даже мысли о сексе приносят ему страдания и вызывают тошноту.
Да, вроде правительство справилось, Алекс излечился, но не это не так.... Пересказывать книгу смысла не вижу, лучше прочесть.
Итак, книга очень противоречива, герой вызывает и отвращение, и сожаление. Взрастить столько пороков в одном человеке, в 15-летнем подростке, который в силу своего опыта, воспитания, образования и окружения выбрал наиболее "интересный" для себя путь - ультранасилие...
Фильм. С. Кубрик явный гений, один из гениев кинематографа двадцатого столетия. Сюжет совпадает с книгой, поэтому пересказывать смысла тоже нет. Но вот есть мелкие детали, которые Кубрик сделал более лояльными, щадящими для зрителя. Если Э.Берджесс ввел двух десятилетних второстепенных героинь, которых насилует Алекс, то Кубрик делает героинь ровесницами героя/антигероя. Что уже имеет весомое значение. Видеть/читать, про то, что насилуют 10-летних или же 15-летних совершенно две разных вещи. Кубрик убирает некоторые сцены насилия, но добавляет динамики и напряжения в картину. Режиссер постоянно держить зрителя в напряжении, тем самым, аудитория не может оторваться от фильма.
Кинокартина весьма красивая, актрисы подобраны шикарно, эстетика женского тела на высшем уровне, это также показано при помощи декораций в баре. Актеры - высший пилотаж! Малкольм Макдауэлл самолично вносил детали в фильм. Так, например, исполнение песни "Singin in the Rain" сам М. Макдауэлл предложил С. Кубрику, дабы момент с изнасилованием жены писателя стал еще более безумным. Вообщем, С. Кубрик сделал произведение Э. Берджесса популярным, что, конечно же, злило Э. Берджесса. Но все-таки фильм более лояльный нежели книга.
Читать произведение или не читать, смотреть или не смотреть фильм - это уже решение принимает каждый для себя.